Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европейская философия XIX в.
Для Европы, европейской культуры и европейского со- знания XIX век— классический. Таковым он стал и для ис- тории европейской философии. Первая половина века про- шла под знаменем творчества классиков немецкого идеализ- ма, продолжателей, но и критиков Канта: И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Гегеля (1770-1831).
Великая французская революция (1789—1793), основа- ние после упорной войны за независимость Североамери- канских Соединенных Штатов (1776) и начало промышлен- ного переворота в Англии (рубеж 1790—1800-х гг.) — все это вместе взятое составило «пролог» к европейскому XIX сто- летию. Однако само столетие началось под гром орудий ре- волюционной французской армии, глава которой еще толь- ко вынашивал честолюбивые планы о мировом господстве. В 1805. г. возле австрийской деревни Аустерлиц войска На- полеона наголову разбили объединенные силы двух круп- нейших феодальных империй·— Российской и Австро-Вен- герской. Через два года, в 1807 г., французская армия всту- пила в немецкий город Иену, в котором жил тогда Гегель, завершавший работу над знаменитым своим сочинением— «Феноменологией духа». Великий философ не переживал случившееся как оккупацию. Как и многие его современни- ки, он все еще находился под огромным впечатлением французской революции, а во французском императоре увидел воплощение «Абсолютного духа».
Значение французской революции далеко вышло за пределы самой Франции. История как бы проснулась от долгой спячки. Ход исторического времени не только мно- гократно ускорялся, но и ярко раскрыл свой сложный, крайне противоречивый характер. Глубокий внутренний пе- реворот совершался и в духовном мире личности, что гени- ально было прочувствованно и раскрыто великими худож- никами того времени: Гете, Шиллером, Бетховеном. Про- светительская идея о плавном и мирном «окультуривании» и «оразумливании» рода человеческого исчерпала себя. По- беда разумного начала не ослабевает, а, наоборот, становит- ся еще более сильной и неистребимой. Философская мысль гораздо глубже, чем в XVII— XVIII вв., стремится проник- нуть в саму сущность человека и его сознания. Уже Кант разрушил наивное просветительское представление о чело- веке-робинзоне, о том, что он мыслит и чувствует лишь в силу своей природной, физической организации. Человек не потому человек, что он мыслит, доказывал Кант. Напро- тив, человек мыслит потому, что он человек. При ранее гос- подствовавшем взгляде на вещи мы не поймем не только сущности человека, но и сущности сознания. Основные по- нятия кантовской философии (его теории познания, этики и эстетики) выразили трансцендентальный, т. е. сверхинди- видуальный, характер всех человеческих свойств и отноше- ний. Представления пространства, показал Кант, времени, категории рассудка, идеи разума, нормы и императивы мо- рали, все, что отличает человека от животных, — приобрете- но каждым индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.
Однако человеческий опыт— это не опыт пассивного, со- зерцательного отношения к миру, не опыт в том смысле, о котором писали философы XVII—XVIII вв. (Локк, Юм): не образ и не символ нашей индивидуальной чувственности. Человеческий опыт- это опыт социальной человеческой деятельности. Такую важнейшую мысль основоположника классической немецкой философии развил прежде всего Фихте. В отличие от Канта он не был кабинетным мыслите- лем, его образ жизни был мало похож на тот, который вел кенигсбергский затворник. Фихте был не только мысли- тель-теоретик, но и настоящий трибун, политический ора- тор, горячо и убежденно призывавший своих соотечествен- ников объединиться и отстоять целостность, независимость родины. Опираясь на положение Канта о примате практиче- ского разума по отношению к разуму теоретическому, он любую теорию, любое созерцание считал вторичным, произ-
водным от практически-деятельного отношения к предмету. Сознание, по его утверждению; само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остается процессом. Идеализм Фихте — субъективный: сознание творит не только себя, но и весь мир-слепой, бессознательной силой воображения. Из активного, деятельного отношения сознания к миру не- мецкий философ выводил принцип единства противополож- ностей (соотношение «Я» и «не— Я») и другие категории диалектики. Диалектика Фихте была высоко оценена Шел- лингом и Гегелем, в то время как субъективный идеализм фихтеанства подвергнут ими критике с позиций идеализма объективного.
Молодой Шеллинг ярко и стремительно начал свой путь в философии настоящим гимном природе. На его взгляд, природа—не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал», для человеческой деятельности. Природа— это форма бессознательной жизни разума, изна- чально наделенная мощной творческой силой, порождаю- щей сознание.
|