Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология— теория бытия
мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян- ной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб- солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред- ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни- сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож- ность перемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает как огромный полностью детерминированный часовой меха- низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан- ных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать лю- бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей.
Вселенная, представленная в виде комплекса механиче- ских систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого взрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий- ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со- знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистской точки зрения появление жизни и сознания — не только загад- ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающе- му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче- ских взглядов, выдающийся современный ученый Станислав Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум- ность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности меха- нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант- скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».
Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко- торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной Вселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку, субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-
мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый, бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и просто не замечающий его.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ- лялось механистической науке, и что сознание человека из- начально включено в само наше восприятие действительно- сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в других главах, означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар- тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.
Каким же мир предстает глазам современного ученого?
Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе- реплетены и образуют пространственно-временной контину- ум. Поток времени не является равномерным и однород- ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от- носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант- ских космических тел пространство способно искривляться, а время —замедляться.
В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атом- ной и субатомной физики разрушило представление о твер- дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки «зоны средних измерении», углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементар- ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно- энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространст- ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.
На субатомном уровне материя не столько существует, сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри- атомные события выступают как неопределенные, случаю-
щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь на языке математических вероятностей. Таким образом, в области квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото- бражению мира.
Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя- щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи- мических реакциях, положили начало новому принципу ос- мысления действительности: «порядок через флуктуации». В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич- ную динамическую неопределенность, оказалось возмож- ным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направле- нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается еди- ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо- дящей на новые ступени бытия.
На базе подходов, отбросивших старые представления, возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит, например, «шнуровочная.философия природы» Джеффри Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц — адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо- связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое. Все теории естествознания — лишь создания чело- веческого разума, только версии бытия, и их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной.
Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче- скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе- на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая связь между физическими открытиями XX столетия и древ- ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче- ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии. Современные естествоиспытателями все более обращаются к опыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренних потенций действительности. Одна из его главных задач - познание соб- ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.
Современная научная картина мира динамична, проти- воречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля- ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела- ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай- шие годы мы, возможно, будем потрясены новыми открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти- нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени- ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка- чественно иные и обращены к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.
|