Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Многообразие форм знания и познавательной деятельности
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различнгаятгспособами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) —материаль- но-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках кото- рого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется π воплощается в различных своих формах. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений. И сегодня справед-
ливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует стро- гого употребления слова «знание». Попытаемся все же вы- делить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотреть их основные особенности.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них про- цесс познания осуществляется n многообразных и взаимо- связанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтом}' познание как целост- ный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научное, которое не «покрывает» собой познание как таковое. Поэтому гносеология не может стро- ить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы — научной и даже только из «высокоразвито- го естествознания».
Уже на ранних этапах истории существовало обыдённо- практическое познание*, поставлявшее элементарные сведе- ния о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой, базе знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой про- стой набор сведений, правил и т. п. Сфера обыденного позна- ния многообразна. Она включает в себя здравый смысл, веро- вания, приметы, первичные обобщения наличного опыта, за- крепляемые в традициях, преданиях, назиданиях и т. п., интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первый форм — игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрос- лых. В ходе игры индивид осуществляет активную познава- тельную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры — деловые, игры, спортивные игры, игра актеров и т. п. Общеизвестно огром- ное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любо- знательности детей, формирования их духовного мира и опре- деленных знаний, навыков общения и т. п.
В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные вариан- ты течения сложных процессов и решения научных и прак-
|