Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология научного познания
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле сло- ва — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «ме- тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде- ленных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п,); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методо- логия пауки исследует структуру и развитие научного зна- ния, средства и методы научного исследования, способы обос- нования его результатов, -механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью мето- дологическое к рациональному. «Все сущее не делится на ра- зум без остатка», так как существуют и внерациональные средства π приемы познания.
Проблема метода всегда была в центре философской и на- учпой мысли, особенно начиная с Нового времени, и обсуж- далась в рамках многообразных, в том числе полярных под- ходов. В настоящее время методологические вопросы широко ставятся и решаются в русле таких направлений и течений
мысли, как философия пауки, диалектический материализм, феноменология, структурализм и постструктурализм, 'постно- зптивизм и др. Специфика социальной методологии обстоя- тельно исследуется в современной · герменевтике — теории интерпретации текстов и своеобразной философской концеп- ции (Г. Гэдамер, П. Рикер и др.). Так, Гадамер подчеркивает важность методологического самосознания гуманитарных наук, обращает внимание на их особую логику, несводимую к «логическому самосознанию» естествознания как якобы един- ственному образцу научного метода.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво- дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо- бов, норм познания и действия. Он есть система предписа- ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного ре- зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун- кция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Однако недопустимо впадать в крайности: 1) недооцени- вать или отвергать роль метода и методологических про- блем («методологический негативизм»); 2) преувеличи- вать, абсолютизировать значение метода, превращать его в чекую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологи- ческая эйфория»·).
В современных методологических концепциях обычно стараются избегать указанных крайностей, хотя они и встречаются. В них указывается на недопустимость профа- нирования роли методологии или абсолютизации каких- либо методов -как «единственно верных», подчеркивается необходимость освоения многообразных методологических подходов (методологический плюрализм).
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обус- ловлена содержательностью, глубиной, фундаментально- стью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т. е. используется для даль- нейшего углубления и развертывания знания, его материа- лизации в практике.
Теория, отражая действительность, преобразуется, транс- формируется в метод посредством разработки, формулирова- ния вытекающих из нес' принципов, правил, приемов и т. п.,
которые возваращаются в теорию (а через нее - в практи- ку), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе.познания и изменения окружающего мира по его соб- ственным законам.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но н веду- щий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживаю- щий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя «разводить» предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь «налагаемое» на него число внешним образом. Любой метод так или иначе возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значи- тельной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.
Метод не навязывается предмету познания или дейст- вия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осущест- вляется как движение в определённом материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п. Итак, истинность метода всегда обусловлена прежде всего содержанием предмета (объекта) исследования.
Рассматривая соотношения понятий «метод», «пред- мет», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него. Ина- че говоря, «человек — центр всей методологии» (Фейер- бах). Во-вторых, любой метод есть так или иначе органон, т. е. носит орудийный, инструментальный характер, есть система регулятивов.
Метод существует, развивается только в сложной диа- лектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одно- временно субъективен, но не как совокупность умозритель- ных, число произвольных приемов, правил, и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
Многообразие видов человеческой деятельности обус- ловливает многобрачный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основани- ям (критериям). Прежде всего следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Во втором случае большой интерес представляет программа праксе- ологии как общей методологии рациональной деятельно- сти Т. Котарбиньского. В настоящее время стало очевид- ным, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в сбою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное вза- имодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и те- оретические, методы исследования и изложения и т. п. Вы- деляют также качественные и количественные методы, ме- тоды непосредственного и опосредованного познания, ори- гинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает мно- гоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
1. Философские методы, среди которых наиболее древ- ними являются диалектический и метафизический. Но фи- лософские методы не исчерпываются двумя названными, К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, фе- номенологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (на- пример, Гадамер пытается совместить герменевтику с раци- оналистической диалектикой).
Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики*, ибо эти философские методы достаточно широ- ко представлены в истории философии и науки, включая их современный этап, т. е. вплоть до конца XX столетия.
Диалектика (греч. dialektike — веду беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, обще- ства и познания и основанный на этом учении универсаль- ный метод мышления и действия. В истории философии ос- ложились три основые формы диалектики: 1. Античная диалектика, которая была «наивной π стихийной»,.по-
|