Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы криминалистики 30 страница
При наличии объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом сообщается в постановлении о назначении экспертизы. Условно-свободные образцы - это те документы, которые собственноручно составлены данным лицом в период расследования уголовного дела или непосредственно в процессе его расследования. Они предоставляются как дополнительные, при отсутствии или небольшом количестве одного из первых видов. При решении вопроса о требуемом количестве образцов, рекомендуется руководствоваться правилом - " чем больше, тем лучше". Во всяком случае должно быть представлено такое их количество, которое позволило бы проследить все варианты почерка и подписей. Если возникает необходимость установления по почерку личностных данных исполнителя (его пол, возраст и др.), то в этому случае целесообразно назначение комплексной почерко-автороведческой экспертизы, а для установления времени выполнения текста - комплексной почерко-технико-криминалистической экспертизы. Особую сложность представляет решение вопросов о состоянии исполнителя текста. Данный вид почерковедческих исследований получил название диагностических. Установление алкогольного, наркотического опьянения может быть осуществлено в рамках почерковедче-ской экспертизы. Для установления психического состояния исполнителя текста необходимо назначение комплексной психолого-почерковедческой экспертизы. Формирование вопросов является наиболее сложной задачей подготовки материалов на экспертизу, поэтому они должны быть тщательно продуманы с точки зрения их содкржания и тактических особенностей. В частности, необходимо: определить, какие вопросы являются главными и именно с них следует начинать перечень вопросов (в идентификационном исследовании таким главным вопросом является вопрос о конкретном исполнителе); стремиться получить максимум информации по исследуемым объектам и прогнозировать неблагоприятные исходы при ответе на главный вопрос с тем, чтобы избежать назначения дополнительных и повторных экспертиз. Например, никогда не следует ограничиваться только вопросом о конкретном исполнителе, так как при отрицательном ответе на него не будет никакой информации о личностных данных нового предполагаемого исполнителя, которые бы позволили определить круг его поиска; - не формулировать вопросы в предположительной форме (" не мог ли...", " мог ли..."). Такой вопрос предопределяет ответ в той же форме; - не увеличивать объем работы эксперта постановкой вопросов, не имеющих значения по данному уголовному делу, а ставящихся " на всякий случай" или потому, что они есть в инструкции по оформлению материалов на экспертизу. Например, при постановке вопросов об условиях письма, личностных данных исполнителя, его состояния необходимо решить, имеют ли они самостоятельное значение. В этом случае следует сделать соответствующую оговорку в постановлении. Необходимо продумать и форму вопросов. Они должны быть предельно лаконичными и конкретными. Не следует ставить вопросы об идентичности, тождественности, одинаковости, а только о конкретном исполнителе (Ивановым А.П. или другим лицом выполнен текст расписки...", " Самим Ивановым А.П. или другим лицом выполнена подпись от его имени в расходном ордере..." и т.д.). Затрудняют восприятие смысла вопросов экспертом употребление наукообразных выражений, сложных построений предложений и т.д. В вопросах, сформулированных в постановлении, должны указываться точное наименование исследуемого документа и его реквизиты, точное расположение тех почерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе (например, наименование граф, строк, где расположены подписи, другие записи), топография документа (в какой части, углу, выше, ниже, основного текста и др.). В отношении предполагаемых исполнителей в вопросах обязательно должны быть указаны их фамилии и инициалы (не заменять ссылками на другие части постановления, где эти фамилии уже названы). В постановлении следует перечислить все направляемые образцы для сравнения, при этом свободные перечисляются каждый в отдельности с указанием их наименования и реквизитов, а экспериментальные – количественно и условия выполнения. В постановлении также должны быть сообщены сведения о тех лицах, образцы почерка и подписей которых представлены для сравнительного исследования: возраст, род занятий, состояние здоровья (например, пользуется ли очками), перенесенные в идентификационный период заболевания органов зрения, головного мозга, двигательных функций руки, нервной системы и т.д.
§ 10 Основы почерковедческой экспертизы. Идентификационная почерковедческая экспертиза включает несколько стадий: 1. Предварительное исследование поступивших материалов, 2. Раздельный анализ исследуемых документов и образцов, 3. Сравнительное исследование, 4. Оценка результатов исследования. На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформлении они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечисленных в постановлении исследуемых документов направлены, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке образцов определяется их качество и необходимый объем. Всё это позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и языковом отношении вопросы экспертом могут быть переформулированы, но без изменения их содержания, т.е. объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных материалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обращается внимание на возможность применения технических способов подделки подписей (или почерка каких-то небольших по объему записей). При наличии таких признаков почерковедческое исследование не проводится. В некоторых случаях на данной стадии могут быть обнаружены признаки изменения почерка, подписей, если они неквалифицированно выполнены. Более тонкие изменения выявляются в ходе последующих стадий исследования. В процессе раздельного исследования анализируются идентификационные признаки в исследуемых документах и образцах, при этому устанавливается их устойчивость, вариационность, частота встречаемости. При изучении устойчивости признаков устанавливается, насколько постоянно они повторяются в тексте, при этом еще раз обращается внимание на наличие следов замедленных движений и других признаков, указывающих на изменение почерка, подписей. Вариационность определяется по наличию устойчивого выполнения ряда письменных знаков и их элементов несколькими способами. Частота встречаемости признака является важнейшим свойством, определяющим ценность, значимость, признака. Она устанавливается по тому, насколько часто признак встречается в почерках разных лиц (одного и того же языка): чем реже встречается данный признак, тем он более ценен. Оценка частоты встречаемости признака, как правило, оценивается на основе профессионального опыта эксперта (качественно-эмпирический подход). Но она может быть произведена и на основе использования специально подсчитанных с помощью методов математической статистики количественных характеристик встречаемости признака, содержащихся в методических работах по почерковедческой экспертизе и количественных коэффициентов встречаемости признаков, содержащихся в методических работах по судебному почерковедению. Количественный подход позволяет объективизировать оценку частоты встречаемости. При больших объемах исследуемых текстов, высокой вариационности почерков производится так называемая разработка почерка, которая помогает сопоставлять признаки исследуемого текста и образцов при последующем сравнительном исследовании. Для этого на листе бумаги схематически воспроизводится в соответствии с оригиналом движения букв с левой стороны листа - исследуемого документа, с правой - образцов. Разработка позволяет проследить не только особенности выполнения отдельных букв, но и особенности навыка письма в целом. При сравнительном исследовании сопоставляются выявленные общие и частные идентификационные признаки. Для сравнения используются только те признаки, которые были оценены при раздельном исследовании как устойчивые, являющиеся вариантами этого почерка. В первую очередь используются редко встречающиеся признаки. Если в данном почерке они отсутствуют, то число идентификационных признаков эксперт увеличивает, исходя из своего опыта. Сравнительное исследование подписей производится путем сопоставления прежде всего с образцами подписей тех лиц, от имени которых они выполнены, а затем уже с почерком и подписями лица, который мог их подделать. Если это вымышленные лица (о чем должно быть сообщено в постановлении), сравнение производится сразу с почерком и подписями предполагаемого исполнителя. Сравнительное исследование позволяет окончательно решить вопрос о наличии изменений в почерке, выполнении подписей с подражанием и т.д. Как на стадии раздельного анализа, так и сравнения могут быть использованы оптические приборы (например, стериоскопический микроскоп), крупномасштабная фотосъемка или телевизионная установка для выявления следов замедленных движений, обводки и других графических особенностей выполнения письменных знаков. Могут быть примене-ны различные математические методы. Так, с помощью измерительно-статистических методов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выявленные различия в написании одноименных букв вариантами одного и того же почерка или разных. В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные методы исследования почерка. К таким случаям относятся краткие записи (особенно цифровые), тексты, выполненные печатным шрифтом, подписи, имеющие безбуквенную транскрипцию или выполненные с подражанием с большой степенью сходства и др. Применение компью-терньк технологий позволяет расширить объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных характеристик почерка, которые не воспринимаются зрением. Оценка результатов сравнительного исследования является наиболее сложной стадией, так как здесь требуется приять окончательное решение на основе полученных результатов сравнительного исследования. На этой стадии оцениваются уже не отдельно взятые признаки, а их совокупности. Оцениваются как совпадения, так и различия и определяется, какие из них более существенны. Если существенна совокупность совпадающих признаков, эксперт должен оценить, является ли она индивидуальной, т.е. присущей только одному лицу. Число совпадающих признаков, необходимых для признания совокупности индивидуальной, может отличаться в разных случаях идентификации, так как это зависит от частоты встречаемости признаков. Оценка индивидуальности выявленной совокупности признаков чаще производится тоже на основе профессиональности опыта. Но дать такую оценку значительно сложнее, чем, например, оценку частоты встречаемости отдельного признака. Поэтому здесь особенно важны профессиональные знания и опыт, другие личностные качества эксперта. Если оценка частоты встречаемости производилась с помощью количественных коэффициентов, опубликованных в литературе, то и оценка индивидуальности их совокупности должны определяться таким же образом. С помощью вероятно-статистического метода устанавливается величина степени вероятности выполнения текста именно данным лицом. Наряду с оценкой совокупности совпадающих признаков обязательно должно быть объяснено происхождение имеющихся различий, которые, как правило, выявляются при сравнительном исследовании наряду с совпадениями. Они могут быть связаны с вариантностью почерка, недостаточным сходством условий выполнения исследуемых текстов (подписей) и образцов и т.д. Отсутствие в заключении таких объяснений делает его необоснованным. Установление по почерку личностных данных исполнителя чаще носит ориентировочный характер. Так, при определении возраста по почерку предположительно могут быть выделены следующие возрастные группы: молодой, средний, преклонный. Основываясь на признаках развития почерка, изменения их в определенные периоды жизни у одного и того же лица, эксперт предположительно может установить и период времени, в пределах которых мог быть выполнен рукописный текст данным лицом, а также последовательность выполнения нескольких рукописных документов. Более определенно устанавливается по почерку пол исполнителя. На основе вероятностно-статистического метода выявляется преобладание некоторых общих и частных признаков в почерке, что дает возможность определить степень вероятности выполнения текста мужчиной или женщиной. Решая вопрос о назначении почерковедческой экспертизы для установления подобных обстоятельств, необходимо выяснить не могут ли они более успешно установлены с помощью автороведческой, судебно-психиатрической, технико-криминалистической экспертиз (к последней относится время выполнения документа). В некоторых случаях целесообразно назначение комплексной экспертизы с участием таких специалистов.
III. Судебное автороведение § 11. Научные основы судебного автороведения. Судебное автороведение изучает закономерности формирования письменной речи и разрабатывает на их основе методы установления конкретного автора или конкретных его личностных данных (пол, возраст, образование, профессия и т.д.) Письменная речь как способ выражения мыслей отражает смысловую сторону письма [6]. Ее формирование, т.е. образование устойчивого и индивидуального комплекса особенностей, подчиняется общим законам формирования любого навыка. Письменно-речевой навык складывается под воздействием внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. Из числа внутренних факторов, для формирования индивидуальной письменной речи, определяющее значение имеют особенности протекания нервных процессов внутри трех типов человека (художественного, мыслительного, среднего), выделяемых в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в работе головного мозга. Другими значимыми внутренними факторами являются степень глубины и быстрота протекания психических процессов, уровень интеллектуального развития, культурный уровень и т.д. К внешним факторам, участвующих в формировании особенностей письменной речи, относятся языковая среда, образовательный и культурный уровень обучающих в школе, в семье, друзей, сослуживцев, влияние средств массовой культуры и т.д. Овладение письменной речью и формирование устойчивого письменно-речевого навыка в основном проходит те же стадии, что и зрительно-двигательного навыка. Этот процесс начинается с овладения письменной речью. Овладение навыками письменной речи, протекающее в постоянно повторяющихся одних и тех же внутренних и внешних условиях, сопровождается образованием условных связей в коре больших полушарий мозга и появлением элементов автоматизированности процесса письменной речи, но здесь он менее выражен по сравнению с зрительно-двигательным процессом. Постепенно под влиянием личностных данных и вешних условий складывается устойчивая, наиболее удобная, приемлемая для данного лица система условных связей - динамический стереотип. В процессе дальнейшей практики в письменную речь вносятся особенности, обусловленные профессией, научной или другими видами деятельности. Все это формирует индивидуальность письменной речи. Динамичность навыка письменной речи обусловлена некоторыми изменениями внутри норм языка, изменениями в комплексе внутренних факторов и т д. Эти изменения вносят новые особенности в письменную речь, степень устойчивости которых определяется временем воздействия новых факторов: кратковременным или длительным. Навыки письменной речи фиксируются с помощью зрительно-двигательных навыков, поэтому имеется взаимосвязь между письменной речью и почерком.
§ 12 Идентификационные признаки письменной речи. В письменной речи отображаются особенности трех групп навыков: стилистического, языкового, грамматического. Идентификационные признаки письменной речи в каждом из этих навыков делятся по сложившейся в криминалистике традиции на общие и частные. Общие характеризуют свойства, присущие в целом письменной речи, частные - отдельные стороны этих свойств. К общим признакам относятся: - уровень владения письменной речью (высокий, средний, низкий), определяемый по культуре, развитости речи, уровню развития мышления, богатству средств речи, словарного запаса, отсутствию избитых фраз, сравнений и т.д.; - степень развития грамматических навыков (высокая, средняя, низкая) - определяется по количеству и характеру орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок; - степень развития стилистических навыков (высокая, средняя, низкая) определяется по умению использовать в соответствии с целями разные стили (деловой, бытовой, научный, публицистический, разговорный), наличию или отсутствию стилистических ошибок, например, разностильность, смешение прямой и косвенной речи, неправильное употребление местоимений, глаголов и т.д.; - особенности навыка использования языковых средств, т.е. длина, тип предложений, употребление союзов, обособлении, фразеологии; - построение (архитектоника) изложения: разбивка рукописи на части, последовательность изложения тезисов и аргументов и т.д. - лексические особенности и объем словарного запаса. Объем может быть обширным и ограниченным. Лексические особенности определяются употреблением различных выражений и слов (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, варваризмов и неправильным употреблением слов, смешением разных языков). Наиболее распространенными частными признаками являются следующие: - наличие орфографических ошибок (одинаковых в одних и тех же словах и аналогичных в разных); - наличие пунктуационных ошибок; - наличие стилистических ошибок и своеобразное построение предложений; - навыки использования определенных слов и выражений (профессионализмов, диалектных, жаргонных сленгов, различных субкультур и т.д.); - навыки употребления определенных слов в несвойственном их значении.
§ 13. Особенности назначения автороведческой экспертизы. Автороведческую экспертизу целесообразно назначать в следующих случаях: - в начале расследования, когда еще не обнаружен предполагаемый автор и исполнитель заподозренного документа и необходимы знания о его личностных данных, которые позволят определять круг его поиска. Это данные о поле, возрасте, профессии, родном языке, длительном проживании в определенной местности, интеллектуальном, культурном уровне и т.д. - |если имеется несколько документов и для расследования важно установление: одним или разными авторами составлены эти документы. - если следствием получены предположительные данные о том, что автор и исполнитель документа - разные лица и установление этого обстоятельства с помощью экспертизы имеет значение для расследования. В первых двух случаях на экспертизу должны быть направлены только исследуемые документы. При этом в отличие от почерковедческой экспертизы текст документов может быть выполнен не только рукописным способом, но и печатным: машинописным, типографским, факсовым, принтерным и т.д., а также их копии, изготовленные любыми средствами множительной техники. Ограничение в исследовании письменной речи имеют принтерные тексты, если при их выполнении применялись программы текстовых редакторов, которые устраняют те или иные дефекты письменной речи. Но и в этом случае, полностью исключать возможность получения положительных результатов не следует. В третьем случае (для установления конкретного автора документа) необходимо направление на экспертизу не только исследуемых текстов, но и сравнительных образцов. Проблемой при назначении автороведческой экспертизы является необходимость предоставления большого объема текста как исследуемых документов, так и образцов для сравнительного исследования, что не всегда реально в условиях расследования уголовного дела. Так, объем исследуемого текста должен составлять не менее 500 слов. Сравнительные материалы должны превышать объем исследуемого текста в 5 - 7 раз для каждого вида образцов: свободных, экспериментальных, условно-свободных. В качестве свободных образов могут быть представлены составленные до возбуждения уголовного дела тексты, например, процессе обучения, работы, личной переписки. Тексты образцов должны быть сопоставимы с исследуемым текстом по языку, способу выполнения (рукописному, того же вида средств печати и т.д.) Оптимальным является и сопоставимость по времени выполнения, содержанию, назначению исследуемого документа и образцов. Если есть возможность, то полезно направить образцы документов и другого целевого назначения. Это позволит более надежно определить устойчивость тех или иных признаков письменной речи. Экспериментальные образцы должны включать тексты в виде свободного изложения (сочинения) на тему выбранную самим лицом и предложенную следователем, а также тексты, выполненные под диктовку, по содержанию совпадающие с исследуемым, и разного целевого назначения таким путем проверяется устойчивость ошибок и других признаков письменной речи. При проведении автороведческой экспертизы могут быть полезны и условно-свободные образцы. Ими могут быть собственноручно записанные показания, различные объяснения, письменные ходатайства и т.д. В постановлении о назначении экспертизы должны быть сообщены данные (если следователь располагает ими): об условиях выполнения исследуемого документа, о физическом и психическом состоянии предполагаемого автора. Обязательно должны быть сообщены сведения о тех лицах, образцы которых представлены для сравнения: возраст, образование, место рождения. родной язык, знание других языков, место длительного проживания, страдает ли психическими заболеваниями, какие заболевания перенес в идентификационный период. Формулирование вопросов для автороведческой экспертизы производится в соответствии с общими тактическим правилами постановки вопросов экспертам. Например, если необходимо установить конкретного автора, то этот главный идентификационный вопрос, должен быть поставлен первым. Не следует ограничиваться только этим вопросом. Необходимо учитывать, что если на него будет дан отрицательный ответ, то ответы на вопросы о личностных данных искомого автора, поможет определить круг его поиска. При выборе экспертного учреждения необходимо выяснить, есть ли в этом учреждении соответствующий специалист, т.е. лицо, которое имеет базовое филологическое образование и специализацию в области судебной экспертизы. В некоторых случаях, целесообразно назначение комплексной экспертизы, например, для определения психического состояния автора следует привлечь и соответствующего специалиста психолога или психиатра. Следует иметь в виду, что автороведческая экспертиза исследует только письменную речь. Устная речь, зафиксированная звукозаписывающими средствами, изучается видеофонографическои экспертизой, хотя в некоторых экспертных учреждениях эти два вида исследования проводит один и тот же специалист.
§ 14. Основы методики автороведческой экспертизы. Методика автороведческой экспертизы включает те же стадии, что и почерковедческая. На стадии предварительного исследования выясняется правильность оформления материалов на экспертизу; уясняется характер и объем задания, на основе изучения исследуемого текста решается вопрос о принципиальной возможности использования признаков письменной речи. Раздельный анализ исследуемого документа и образцов начинается с изучения содержания текста документа, хотя само содержание не является самостоятельным признаком письменной речи, но может содержать фактические данные, имеющие значение для определения некоторых личностных данных автора (например, о поле, возрасте, профессии и т.д.) Содержание исследуемого документа изучается и для того, чтобы дать полную оценку признакам письменной речи. Изучение письменной речи начинается с изучения общих признаков в той последовательности, как дано их перечисление в классификации. В такой же последовательности изучаются образцы. Эксперт должен дать оценку каждому признаку, так как в этой экспертизе, в отличие от почерковедческой, сопоставляются оценочные данные о признаках, а не непосредственно сами признаки. На данной стадии обращается внимание на возможность искажения письменной речи. Умышленное искажение признаков письменной речи достигается теми или иными способами маскировки: снижение грамотности, упрощение стиля изложения, использование простого языка, изменение лексики, изменение привычного изложения и др. Но изменяется, как правило, лишь часть признаков, вычеркиваются (переделываются) правильно написанные слова и заменяются неправильными; слова выполненные с ошибками в начале текста, правильно пишутся в конце, что связано с ослаблением внимания. Все это позволяет заключить о наличии умышленного изменения письменной речи. На эти признаки умышленного изменения письменной речи должен обращать внимание и следователь в процессе предварительного изучения заподозренного документа. Главное здесь - дать оценку их происхождения как умышленных, а не случайных. Наличие исправлений грамотно выполненных слов на ошибочные, правильного построения предложения на неграмотное, наличие ошибок в начале текста и их отсутствие в конце и т.д., даст возможность произвести однозначную оценку происхождения таких признаков, и в ряде случаев без производства экспертизы исключить эти документы из круга доказательств по делу. На стадии раздельного анализа оценивается устойчивость выявленных признаков, их идентификационная ценность. При необходимости составляется разработка признаков исследуемых текстов и образцов. Изучение признаков письменной речи и последующее их сравнение производится чаще всего на основе профессиональных знаний и опыта специалиста в области судебного автороведения, т.е. применяется метод качественно-описательного (аудитивного) анализа. Могут быть применены и математические методы, например, метод лингвистической статистики, позволяющий устанавливать частоту употребления групп синтаксически связанных слов. Сравнительное исследование и оценка результатов проходит по тем же правилам, что и в почерковедческой экспертизе. В некоторых системах экспертных учреждений разработаны автоматизированные информационно-поисковые системы «Автор», помогающие установлению личностных данных неизвестного автора. Разрабатываются идентификационные компьютерные программы для установления конкретного автора. Особенно ответственны в этом виде экспертизы такие задачи, как оценка выявленной совокупности совпадающих признаков письменной речи, является ли она индивидуальной, присущей только одному лицу, научное толкование (интерпретация) полученных результатов; объяснение происхождения выявленных различий. Эту часть заключения эксперта очень внимательно должен изучать следователь при оценке его достоверности и обоснованности.
Глава 15. Криминалистическая габитология
§ 1. Понятие и общие положения криминалистической габитологии. В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений постоянно требуется установление личности преступников, потерпевших и свидетелей. Важная роль в этом отношении принадлежит использованию внешних признаков человека, которые индивидуальны и относительно устойчивы. Сведения о внешнем облике различных лиц следователь получает в ходе допросов при составлении субъективных портретов, исследовании фотографий, кино- и видео отображений и другим путём. Данные о внешности используется при розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, пропавших без вести, при установлении личности трупа неизвестного человека и т д. Теоретические положения о внешнем облике человека, закономерностях его формирования, средствах и методах собирания, изучения и использования данных о внешности человека в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений составляют самостоятельную отрасль криминалистической техники – криминалистическую габитоскопию.[7] Данный термин, предложенный в 70х годах XX века, ограничивает определенный круг внешних признаков человека именно визуальными признаками. Поэтому под внешностью в криминалистике, как правило, понимают строение и динамику человека, воспринимаемые взглядом наблюдателя. Однако, в последнее время, термин «внешность» всё чаще толкуется более широко, чем только признаки, наблюдаемые визуально. В это понятие включают и такие проявления жизнедеятельности человека, которые воспринимаются и другими органами чувств, например, на слух. Поэтому, для обозначения данной отрасли научного знания больше подходит термин – «криминалистическая габитология» (логос – наука). Габитология имеет длительную историю становления. Она сформировалась на базе данных анатомии, антропологии, судебной медицины и других наук. Описания примет внешности встречаются уже в древнеримских документах IV века до н.э., однако определенной системы при таком описании не соблюдалось, для характеристики внешности применялись обычно житейские выражения. В середине XVIII века парижской префектурой впервые было предпринято описание в специальных реестрах внешности лиц, подвергшихся наказанию. Но данные описания были настолько скудными, что не нашли применения в практической работе.
|