Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Следовало бы считать неизбежным.
(А.П.Чехов)
Он одновременно невероятно прост и сложен. Но если Вы его выполните, то знайте: 15 процентов успеха гарантированы. Вам нужно взять " Евгения Онегина" А. С. Пушкина. Каждый день необходимо выучивать по восемь строк. На протяжении всего курса мы будем возвращаться к " Евгению Онегину", и я рассчитываю, что за месяц Вы выучите 200-250 строк. Конечно, тот, кому это покажется слишком сложным, может ограничить задание четырьмя строками, а для кого задание не составит сложности, я бы советовал учить как минимум десять строк. Все индивидуально. Так и слышу голос вечного спорщика, я называю его неисправимым демагогом: " А две строчки в день можно? У меня плохая память". Можно и две. Но лучше всего по восемь. Основываясь на собственном педагогическом опыте, проводя занятия очно и заочно со студентами факультета журналистики, где я преподаю, и с теми, кто окончил тот или другой институт, школу, я пришел к выводу, что оптимальное количество строк - восемь! Я мог бы долго объяснять на чем основывается моя уверенность, но не хочу злоупотреблять Вашим вниманием и убедительно прошу поверить мне на слово! (Кстати говоря, если Вы пользуетесь авторитетом у тех, кто Вас слушает, то иногда можете прибегать к этой форме - поверить вам без доказательств, просто поверить на слово... и вам поверят. Но не злоупотребляйте доверием Ваших слушателей!) Знаю, многие воспримут требование учить наизусть по восемь строк каждый день скептически. А зачем? К чему? Что это даст? Мы же хотим говорить, убеждать, общаться? при чем тут " Евгений Онегин", который нам еще в школе надоел? Все верно. Вы правы. Но прав и я! (Сознаюсь, что я редко позволяю себя затягивать в обсуждения. Я не люблю спорить. Больше того, я уверен, что в споре не рождается истина. В споре может родиться только вражда, обида, ссора, если угодно, война. Почему? Я к этой проблеме вернусь через некоторое время.) А пока я прошу Вас подумать на эту тему. Помните наше предыдущее занятие, когда мы как бы сами себе давали задания думать на определенную тему, и в этом случае наше подсознание включалось и помогало нам, как бы незаметно для самих себя готовиться к будущему выступлению. (Вспомните этюд ¦ 22.) Чтобы говорить публично, я вынужден повториться, необходимо обладать хорошей памятью. Такой, которая во время Ваших выступлений создаст вам авторитет, поможет овладеть аудиторией настолько, что каждый из слушающих скажет: вот это эрудиция, вот это владение словом! Столько он знает, как легко оперирует цифрами, фактами, как точно и к месту приводит цитаты, как красиво звучит его речь!!! Я уже говорил о том, как развить свою память. Но это все было в дополнение к главному - умению удерживать в памяти все, что вам нужно, что может пригодиться. Так вот (здесь можно и по-ку-каре-кать!), заучивание наизусть стихов - лучшее средство для развития памяти. Важно не просто учить, важно произносить, понимая смысл, точно выражая идею, выделяя главное. Нет ничего скучнее монотонной речи бубнящего человека, нет ничего хуже рубленой речи (когда каждое слово выделяется, рубится), способной утомить слушателя больше, чем физические нагрузки. Попробуйте прочесть пушкинские строки, но так, чтобы донести до слушателя каждое слово в его лучшем звучании, смысле. Там, где запятая, где точка, - пауза. Разберу для примера первые две строки. Можно произнести их подряд, без запятой (паузы): " Не мысля гордый свет забавить вниманье дружбы возлюбя". Пропадет весь смысл. Можно произнести все слова с одинаковой интонацией - и опять же трудным окажется уловить на слух смысл. Нужно выделять, подчеркивать слова интонацией. Но какие слова? Может быть: " не мысля..."? А может быть, " гордый" - произнести это слово с раскатистым " р", разделяя как бы на два слога - " горрр-дый". Для кого-то важно выделить " свет" или " забавить". Пять слов в первой строке, пять вариантов и пять разных прочтений. Если после " не мысля" выдержать небольшую паузу, а само слово подать с подтекстом - мол, бесполезно все это, не стоит и время тратить (не мысля!) Нет ли здесь другого подтекста: произношу " не мысля", а на самом деле хочу сказать, что собираюсь " гордый свет забавить", удивить, поразить, заинтриговать. Не прибегнуть ли к небольшой паузе после того, как Вы произнесете слова " Не мысля гордый свет (пауза) забавить", да и само слово " забавить" произнести чуть медленнее, чем предыдущие слова, сделав ударение на втором " а" чуть-чуть нарочито, как бы растянуть его (забавить, заба-а-а-вить). Проанализируйте по предлагаемой методике только эти две строчки:
|