Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как процесс решения задач.






Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем и поведение. Индивидуальные мыслительные способности человека нередко рассматривают как синоним интеллекта. Однако, еще Ж. Пиаже разводил эти понятия и отмечал, что интеллект – это общий регулятор поведения всех уровней. По его мнению, интеллект – это " психическая адаптация к новым условиям". Л. Векслер рассматривал интеллект как показатель обучаемости человека и животных всему новому. Б.Г. Ананьев считал, что интеллект является многоуровневой организацией познавательной деятельности, охватывающей психические процессы, свойства, состояния личности. Б.Г. Ананьев определяет интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Многообразие определений интеллекта можно свести к 3 основным:

· -способность к адаптации и решению задач;

· способность к обучению;

· -интегральный показатель познавательной деятельности, способности к обучению, целенаправленному подбору и обработке информации и саморегулированию.

Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

27. Виды мышления. По типу решаемых задач (их связи с практикой) различают практическое и теоретическое мышление. Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. К практ мышлению можно отнести наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.Наглядно-действенное мышление - решение задачи осуществляется в процессе деятельности. Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации. Теор мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.К теор мышлению относят словесно-логическое или абстракт-ное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями. В зависимости от степени оригинальности и новизны продукта: Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта. Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью. В зависимости от структуры мыслительного процесса, выделяют аналитическое и интуитивное мышление. Логич мышление в значительной степени осознанно, развернуто во времени. Этапы логич мышления: осмысление ситуации, определение задачи, формулирование гипотезы, поиск путей решения, процесс решения, основанный на логических рассуждениях, проверка результатов. Интуитивное мышление начинается, как правило, с осмысления ситуации и желания решить задачу. На этом этапе человек знакомится с фактами, информацией по этой проблеме, формулирует гипотезу. Второй этап – процесс решения задачи – происходит не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Осуществляется внутренняя переработка информации. Всплывают какие-то предположения, предвосхищения способов решения задачи. Третий – озарение, понимание сути задачи и осознание результатов ее решения. Четвертый – этап проверки заключается в развернутой разработке проблемы и проверки ее результатов с помощью логических рассуждений. Оканчивается проверка суждением по данной проблеме.

17. понятие мотива. Подходы к классификации мотивов Классификация мотивов по Маслоу: 5 Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении 4 Потребности самоуважения: потребности в достижении, в признании, в одобрении 3 Потребности в социальных связях потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации 2 Потребности в безопасности; безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности 1 Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т.п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой. Классификация мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько сущ оснований для их классиф. Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой т.з. выделяют биологич и соц мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Выделение личных и обществ мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратко-временные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.Понятие «мотив» включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид – среда», которое само по желательнее или удовлетворительнее наличного состояния. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид – среда», то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.

18. сознание как форма отражения действительностию Структура сознания Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Его иерархи-ческая структура: подсознание, сознание, сверхсознание - уже исчерпала свой объяснительный потенциал. в этой структуре на подсознание ложится основная функция в объяснении целостного сознания. Каждому из перечисленных компонентов посвящены многочисленные исследования, ведутся дискуссии об их природе, свойствах, ищутся все новые и новые пути их анализа. Описание каждого из компонентов структуры требует монографическо-го изложения. Здесь мы ограничимся лишь указанием на те их свойства, которые облегчат понимание предложенной структуры сознания. Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюда-тель может делать о них заключения на основе косвенных данных (поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении, изощренные экспериментальные процедуры, психотерапевтическая и психоаналитическая практика и т. л). Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В конце 19 в. биолог Гексли выразил мнение, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19-20 вв. считали, что научно можно исследовать только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Характеризуя понятие сознания, надо указать прежде всего на то, что в современной философской и когнитивной литературе понятия сознания, разума, интеллекта и мышления часто употребляются недифференцированно и что неразличение этих понятий и даже их прямое отождествление носит постоянный характер. Это относится и к переводам на русский язык терминов mind и consciousness. Оба относятся к обозначению форм высшей нервной деятельности, оба – к обозначению психических, ментальных систем и когнитивных способно-стей человека, а также – к отражению его активной познава-тельной деятельности и восприятию мира. Не случайно поэтому, что одни ученые настаивают на том, что вопрос о сознании надо решать в первую очередь как вопрос об осозна-нии мира (awareness) или же как вопрос о соотношении сознания и материи, а другие – как вопрос о соотношении сознания и мышления или даже как вопрос о соотношении сознательного и бессознательного.

19 самосознание. Самооценка. Механизмы психологической защиты Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий. В псих самосозна-ние понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представле-ния человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. сознание " Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психич качеств и самооценка приобретают наибольшее значе-ние в подростковом и юношеском возрасте. Самооценка —1.ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам; 2.оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач лично-стного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабиль-ность и независимость личности. Значительную роль в формиро-вании самооценки играют оценки окружающих личности и достиже-ний индивида. В теории, самооценка - это оценивание человеком самого себя. механизмы защиты: Вытеснение - является процессом исклюючения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмо-трении, для него неприятны. Проекция - человек свои собственные нежела-тельные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к кото-рым определенный человек формирует различные установки. Реактивное образование. В случае данной защитной реакции чел бессознательно переводит трансформацию одного псих состояния в другую. самоограничения: чел понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достиж др людей - его самоуважение падает. Рационализация - чел бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Аннулирование — предназ для уничтожения неприемлемых для чел мыслей или действий. расщепления чел разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо». Отрицание он бессознательно отрицает существование плохого. Смещение бессознат стремление чел переключить внимание с объекта действительного интереса на другой объект. Изоляция - бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы. Сублимация - это бессознательное переключе-ние отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Регрессия. Чел, во избежание невротического конфликта, бессознательно возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо. Сопротивление служит возмож-ностью перехода на новый этап развития индивида как личности, что при благоприятных раскладах помогает ему подняться и на следующую ступень в иерархической лестнице социальных отношений.

 


21.Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Эмоциями называются такие психические процессы, в которых чел переживает свое отношение к тем или иным явлениям окру действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также сост организма чел, его отношение к собственному поведению, к самому себе и окружающим.Эмоции могут быстро сменять друг друга. связью с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутри-органические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, например, ощущение сытости может вызвать радость; 2) эмоции находят свое выражение в телесных проявлениях (страх может проявляться в побледнении, учащении сердцебиения). Психологическая структура эмоций. Вундт разработал трехмерную теорию чувств. Он выдвинул идею - эмоции характеризуются тремя качествами – " удовольствием или неудовольствием", " возбуждением или успокоением" и " напряжением или разрешением ". Эмоциональные состояния характеризуются или одним, или двумя, или тремя из указанных полярных состояний. Классификация эмоций: 1. Волнение – +эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления. 2. Радость – характериз чувством уверенности, собственной значимости и ощуще-нием любви. 3. Удивление – стимулирует познава-тельные процессы. 4. Горе -чел падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе. 5. Гнев –вызывает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе, является началом выражения неудо-вольствия и агрессии. 6. Отвращение проявляется в желании избавиться от кого-либо или чего-либо, в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение. 7. Презрение развивается как средство подготовки к встрече с опасным, неприятным, ничтожным объектом, базой возникновения является чувство превосходства и пренебрежительное отношение к людям. 8. Страх возникает в ситуац опасности, сопровождается сильной неуверенностью и дурными предчувствиями, мотивирует реакции избегания. 9. Стыд мотивирует реакции отдаления, желание спрятаться, исчезнуть 10. Вина при нарушениях моральных и этических стандартов в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность. Различают активные, или стенические, которые повышают жизнедеятельность организма, и пассивные, или астенические эмоции, которые угнетают и подавля-ют все жизненные процессы в организме.

22 Внимание: общая характеристика и виды. Внимание – направленность и сосредоточенность псих деят чел на определенных объектах. Внимание является неотъемлемой характерист познавательных психич процессов с помощью которых мы познаем объективный мир, а также непременным условием эмоциональ и волевой психич деятельности чел. Чем активнее сосредоточивается внимание, тем успешнее идет деятельность человека. Внимание делится на: непроизвольное, произвольное и вторичное непроизвольное. Непроизв возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия. Непроизв вним вызывают громкий сигнал сирены на улице, т. е. сильные, неожиданные раздражители. Произв вним мотивировано, организуется и удерживается на объекте сознательно, с заранее поставленной целью, с помощью волевого усилия. Произв вним возникло в процессе труда и присуще только человеку. Оно имеет активный характер и нередко сложную структуру. Послепроизвольное вним также носит целенаправленный характер, но не требует спец волевых усилий. Послепроизвольное вним – это то непроизвольное вним, которое " рождается" из ранее организованного произвольного вним. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло вас, и вы не заметили, как произво-льное внимание перешло в послепроизвольное. В зависимости от направленности внимание делится на виды: внеш и внутр. Внеш вним направлено субъектом на внеш объекты, а внутр - на внутреннее. Вним обладает рядом свойств, важнейшими из которых являются сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключаемость, объем, отвлекаемость, распреде-ляемость.Показателем сосредоточенности, или концентрации, вним является его помехоустойчивость. Противоположным сосредоточенности является рассеянность. Устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого чел может быть непрерывно сосредо-точен на одном объекте. Переключаемость – преднамеренный перенос вним с одного объекта на другой. Одним из важных свойств вним является его объем. Различают два вида объема вним– при одновременном и последовательном предъявлении раздражителей. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает мозг человека в единицу времени. Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости. Распределяемость внимания проявляется в способности направлять его на несколько объектов или видов работ одновременно.

23 Ощущение. Общая характеристика, свойства, закономерности ощущений. Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний чел, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Раздражи-телями - предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды и свойства ощущений 1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем: Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние. Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные. 2. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения). Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты. Проприоцептивные или двигательные ощущения: они отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения. 3. По модальности раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность. Основные закономерности ощущений. Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью. Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период. Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом. Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (порог чувствительности к различению). Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Он ограничивает чувствительность с другой стороны, причем до определенного предела (возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений). Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности. Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Эта постоянная величина получила название константы Вебера. Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Психофизиологические закономерности. Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии.Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Так ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

 

24 Восприятие. Общая характеристика. Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. Общие закономерности восприятия. Целостность - образ не дан полностью, а как бы мысленно достраивается на основе небольшого набора элементов. Константность Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физ тело. Структурность восприятия. – устойчивая структура их признаков объектов. Осмысленность - осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.). Виды восприятия. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными. Организованное ― планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Неорганизованное ― обычное непреднамере восприятие.Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).По форме существования отражаемой в восприятии материи: восприятие пространства, предметов и явлений; восприятие человека человеком; восприятие времени; восприятие движений. В восприятии пространства: восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы. . Индивидуальные различия в восприятии. Различают два типа восприятия: аналитический и синтетический.

 

Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Практически этого сделать нельзя. На основе общих признаков следует обобщение. Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия.Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие. Понятия выражаются словом. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные. Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные – вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

25. Память. Основные процессы памяти и ее виды. Память – это отражение прошлого опыта чел путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. два вида памяти: генетическую (наследственную) и индивидуальную (прижизненную). Виды индивидуальной памяти в соответствии с 3 основ критериями: время удержания инф в сознании; целенаправленность запоминания и воспроизведения; содержание информации. Непроизвольная память –без специально поставленной задачи. Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов - зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Двигательная память –различных движений и систем. Эмоциональная память эмоциональных состояний при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли. Словесно-логическая память –вербальной информации, ее смысла, логики рассуждений, доказательств. Будучи тесно связанной с языком, речью, мышлением, она играет ведущую роль в процессе усвоения знаний, обучения. Все виды памяти взаимосвязаны. Процессы памяти – сложное единство запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Запоминание процесс, направленный на усвоение и сохранение инф. Различают непроиза и произв запоминание. Непроизвольное запоминание – это непреднамеренное усвоение чего-либо. Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации – зависит от: установки на запоминание; мотивов запоминания; способов усвоения или заучивания информации (механическое, логическое). смысловое и речевое оформление материала. Сохранение сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение проц восстановления инф, извлечения ее из памяти (н епроизвольное, произвольное). Выделяют три уровня воспроизведения: узнавание, вспоминание и припоминание. Узнавание – актуализация инф, образа, при опоре на повторное восприятие. Это может быть предмет, ситуация, событие, состояние (эмоциональное). Вспоминание – актуализация инф (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или " подсказки". Припоминани е – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к инф, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания ее. Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какой-либо инф.

 

26 Понятие мышления, его основные характеристики.
Мышление
– это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление характеризуется рядом особенностей. опосредованный характер отражения. Мысл. деятельность зпаисти от знаний, личн опыта. обобщенный характер мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Связь с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль. проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. в проблемной ситуации. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и систематизации. Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части. Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое. Анализ и синтез являются основой для сравнения. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности. Сравнивая различные предметы, явления мы устанавливаем сходство, различие, тождество, подобие и т. д., что является основой для классификации. Классификация – это объединениепредметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Практически этого сделать нельзя. На основе общих признаков следует обобщение. Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия.Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.


28 Основные мыслительные операции Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности чел в ее существенных связях и отношениях. Мышление характеризуется рядом особенностей. Опосредованный характер отражения. Мыслительная деятельность человека опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. обобщенный характер мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Связь с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. в проблемной ситуации. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, чел начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мысл операций – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и систематизации. Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части. Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое. Анализ и синтез являются основой для сравнения. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности. Классификация – это объединениепредметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Практически этого сделать нельзя. На основе общих признаков следует обобщение. Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие. Понятия выражаются словом. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные. Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные – вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

30. общая характеристика речевой деятельности. Роль речи в общем психическом развитии субъекта Речевая деятельность связана с поня­тиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом. Содержанием коммуникативного обучения явля­ется такое владение языком, которое позволяет обмениваться идеями, значимой инф. Коммуникация стала не только целью, но и средством обучения. Речевое взаимодействие -воздейст­вие людей друг на друга в целях побуждения к ответным рече-вым или неречевым действиям. Если нет взаимодействия, нет коммуни­кации. Взаимодействие создает мотив и стимул для коммуникации. Для того чтобы осуществилась коммуникация, нужна инф и личная заинтересованность ее участников во вза-имодействии.Основные виды речевой деятельности: продуктив (говорения и письма, связан­ных с отправлением сообщения) и рецептивных (аудирования и чтения, связанных с его получением). Говорение и слушание состав­ляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение - письменные. в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. У говорящего, всегда есть речевое намерение воздействовать на слушающего, - ожидается ответная реакция. Изоляция видов речевой деятель-ности в обучении может привести к тому, что учащиеся овладеют умениями высказываться на опреде­ленную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким обра­зом, не смогут участвовать в общении, или, наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулиро­вать свои собственные высказывания. В методике различаются 4 коммуникативных уме­ния: аудирование, говорение, чтение, письмо. каждому умению нельзя обучить в отрыве от других коммуникативных умений. Как в реальном общении соче-таются 4 вида речевой деятельности, так и в учебном процессе обучение любому виду речевой деятельности должно быть интегративным. Целенаправленно обучая, чте­нию, мы одновременно создаем базу для обучения и аудированию, и говорению, и письму.

31. Виды речи. Функции речевой деятельности. Виды речи. Выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается от внешней тем, что она не озвучена, характерна фрагментарность, отрывистость, в ней опускаются второстепенные члены предложения и подлежащие, иногда остаються одни глаголы. Таким образом, основными особенностями внутренней речи являются беззвучность, сокращенность и предикативность. Внутренняя речь очень тесно связана с мышлением. Ею мы пользуемся, когда обдумываем свои планы, поступки, решаем задачи и формулируем мысли. Внешняя речь – озвученная речь, обращенная к собеседнику или самому себе (эгоцентрическая речь ребенка в процессе игры). Внешняя речь подразделяется на устную и письменную, монологическую и диалогическую, ситуативную и контекстную.Устная речь сопровождается выразительными невербальными средствами языка. Письменная речь обращена к отсутствующему или известному читателю. Отсутствие непосредственно воспринимаемого собеседника определяет особенность этого вида речи: она более развернутая, точная. По своему строю письменная речь представляет собой полные грамматически организованные структуры. Монологическая речь –изложение мысли одним собеседником. Диалогическая речь – это общение двух или более собеседников. Ситуативная – это речь, сопровождаемая восприятием ситуации, о которой говорится. Контекстная речь – речь, смысловое содержание которой становится понятным из самого текста высказывания без сопровождения ситуаций.

32. Мышление и речь. Наше мышление в понятиях - это преимущественно словесное мышление. Слово является формой существования мысли, его непосредственной данностью. Процесс мышления протекает в более или менее сложных сочетаниях наглядно-образного содержания представлений с выходящими за пределы непосредственной наглядности вербально обозначения содержания мышления. Преимущество слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет никакого иного значения, помимо своего семантического содержания; именно поэтому он может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова, поэтому как бы прозрачны для значения: мы обычно начинаем замечать слова как звуковые образы только тогда, когда мы перестаем понимать их значение. В силу этого слово- наиболее пригодное средство обозначения наиболее интеллектуального содержания мысли. Но и слово- форма мысли, является не только отвлеченным значением, но и наглядным, чувственным представлением: «дух», отягощенный в нем «материей». Выготский считал: - в онтогенетическом развитии мышление и речь имеют различные корни; -в развитии речи ребенка есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления доречевая стадия; -до определенного времени их развитие идет независимо друг от друга; -в опр.время линии развития пересекаются, и мышление становится речевым, а речь интеллектуальной. Рубинштейн считал: -между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; -в единстве мышления и речи ведущим является мышление; -речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал