Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы получения и оценки информации 5 страница
о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации. *При ведении активной игры тщательно подобранные слухи часто запускаются для*: - оптимального распространения правды; - создания определенного мнения о событии, ситуации или человеке; - подготовки окружающих (путем притупления их реакции) к намечаемому деянию; - обхождения официальной цензуры; - выяснения отношения людей к сообщаемому; - разжигания смуты, страха и неуверенности. Заурядный компрометирующий слух " растворяется" за две недели, хотя действие его обычно продолжается и дальше. Человек передает подхваченные слухи из-за свойственного всем желания похвастаться, а поэтому перехватить их можно где угодно и от кого угодно. Очень активны в этом отношении все коммуникабельные люди, всегда имеющие самые обширные социальные и деловые контакты. Чтобы выйти на имеющиеся слухи в сущности не требуется прилагать особенных усилий; надо попросту вращаться в подходящем обществе, чутко слушать окружающих и вести непринужденные беседы, походя касаясь разрабатываемой тематики и время от времени высказывая легкое сомнение сообщаемому.
3.7. Принципы оценки и анализа информации
Полученные разнообразными путями данные станут полезными лишь после того, как все они подвергнутся необходимому анализу и предельно точному истолкованию. Подоплека многих деловых неудач заключается не в игнорировании информации, а в ее ошибочном анализе. Сведения, как правило, оценивают по достоверности, значимости, согласованности, полноте, возможности использования.
3.7.1. Достоверность и надежность материалов
Любая поступающая извне информация характеризуется определенной степенью достоверности, в частности зависящей от степени надежности источника и того, откуда он ее получил. Чтобы высветить такие показатели, каждый регистрируемый факт полезно дополнять специальной букво-цифровой отметкой, причем буквами обозначают уровень надежности источника, а цифрами - откуда тот взял сведения. *Уровень надежности источника принято кодировать так*: А - абсолютно надежный и компетентный; Б - обычно надежный; В - не слишком надежный; Г - ненадежный; Д - неопределенный. *То, как этот источник получил представляемые данные, отмечают следующим образом*: 1 - сам видел; 2 - слышал от того, кому можно верить; 3 - слухи. Никогда не стоит забывать, что не вызывающий сомнений источник (А) иной раз способен передать явную дезинформацию, а совершенно ненадежный тип (Г) - сообщить ценнейшие данные. Памятуя об этом, двухзначковый индекс иногда дополняют римской цифрой, указующей на предполагаемую достоверность факта: I - подтверждается другими фактами; II - вероятно правдив (3 к 1); III - возможно правдив (1 к 1); IV - сомнителен (3 против 1); V - неправдоподобен; VI - неопределяем. Маркировка III-Б2, к примеру, означает, что фактура предоставлена довольно надежным информатором (Б) со слов знающего человека (2) и возможно - " 50 на 50" - правдива (III). При наличии каких-либо сомнений в достоверности дошедших до вас данных, их полезно отложить про запас в ожидании других подтверждающих или опровергающих фактов.
3.7.2. Искажение информации и дезинформация
Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть: - подсунута источнику как дезинформация; - искажена им преднамеренно; - изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи. Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить вознаграждение, избежать наказания), чем наоборот. При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются: - прямое сокрытие фактов; - тенденциозный подбор данных; - нарушение логических и временных связей между событиями; - подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта или намека), чтобы она воспринималась как ложь; - изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание сведений; - смешивание разнородных мнений и фактов; - сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать по-разному; - неупоминание ключевых деталей факта. *Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных, чаще всего происходят из-за*: - передачи только части сообщения; - пересказа услышанного своими словами (" испорченный телефон"); - пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений. *Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует*: - различать факты и мнения; - понимать, способен ли информатор по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам; - учитывать субъективные (самомнение, фантазии) характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению; - применять дублирующие каналы информации; - исключать все лишние промежуточные звенья; - помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, которую вы предполагаете, или желаете услышать.
3.7.3. Техника интерпретации данных
Польза от имеющихся материалов резко возрастает, если прояснены их значения; истина обычно раскрывается не в исходных данных, а в их точном истолковании, ибо конкретный факт можно уяснить лишь в сочетании с другими фактами. Переработка информации после предварительного собирания фактуры и конкретной постановки проблемы подразумевает: а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их отношения к тому или иному вопросу; б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов; в) построение предположений, объясняющих основные факты; г) получение, при необходимости, дополнительных данных; д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим фактам. На отдельные вопросы часто удается получить прямой и вполне определенный ответ, а в отношении других вынужденно ограничиваются одними предположениями. Надо интуитивно понимать, какие из моментов являются важнейшими, а не концентрировать внимание сразу на многих, что способно заблокировать работу человеческого мозга. Иной раз полезно прокрутить полученную информацию среди лиц имеющих к ней некоторое отношение, полагая что они помогут выявить какие-либо связи с некоторой побочной информацией. Высказав определенное предположение, его тщательно проверяют на стыкуемость со всеми данными и когда здесь обнаружится значительная неувязка, а факты явно правдивы, - требуется изменить суждение. *Ложная интерпретация фактуры вероятна, если*: - представлены не все материалы; - некоторые из имеющихся под рукой фактов сомнительны; - все внимание сосредотачивается лишь на тех сообщениях, которые подтверждают ожидания и предположения аналитика. *Чтобы выявить возможные пути развития исходной ситуации, надо очень четко представлять*: - ключевых персон противника; - то, к чему он в сущности стремится (как по максимуму, так и по минимуму); - есть ли некая система в его действиях; - чего в них больше: логики, эмоций, традиций или случайностей; - существует ли такой союзник с которым противник не порвет; - явные границы допустимости в его деяниях; - уязвимые места противника; - то, как он оценивает ситуацию; - вероятные реакции на действия с каждой стороны. В некоторых случаях перспективно идти не от фактов к построению гипотезы, а от выдвигаемой гипотезы к имеющимся фактам. Так, отлично зная ключевое лицо противника, мысленно поставьте себя на его место и прикиньте, что за " хитрую" игру он мог бы вести. Исходя из этого выведите ряд предположений о его намерениях и определите действия, должные последовать при каждом из них. Сопоставив мысленные ситуации и наличные реалии, отберите ту гипотезу, которая соответствует большинству имеющихся фактов. Оптимальную помощь в обработке всей подобной информации может оказать любая ЭВМ, не страдающая субъективностью и ограниченностью ума человека.
|