Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность рыночных отношений
Рынок - это взаимодействие сил спроса и предложения, при операциях обмена. Другие определения рынка. Рынок - это система экономических отношений, направленных на сбалансирование спроса и предложения, денежной и товарной массы. Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товара. Условия возникновения и развития рыночных отношений: · общественное разделение труда и специализация; · свободный обмен ресурсами; · наличие в стране комплекса экономических прав и свобод; · свободное ценообразование; · конкуренция товаропроизводителей; · невысокий размер трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (затраты на регистрацию предприятия, средства, вносимые в уставный фонд, стоимость получения лицензий, сертификатов, плата за получение разрешений санипедемстанции, МЧС и др.) Для благоприятного развития рыночных отношений трансакционные издержки не должны быть чрезмерно высокими. Экономические субъекты рынка: · государственный сектор; · сектор домашних хозяйств; · предпринимательский сектор; · иностранный сектор. Рыночные отношения проявляются как стихийный порядок. С одной стороны - это спонтанное взаимодействие продавцов, покупателей, производителей, спроса и предложения, рыночных цен, конкурирующих фирм. С другой стороны, рынок упорядочен, и все субъекты подчиняются определенным правилам «игры», т.е. нормам законодательства. Поэтому рынок - это саморегулирующаяся и регулируемая система. Роль государства заключается в формировании конкурентной среды. Меры государственного регулирования рыночных отношений: · хозяйственное, административное и уголовное законодательство; · налоговое, банковское, таможенное, валютное регулирование и контроль; · лицензирование, квотирование и сертификация продукции; · регулирование экспорта и импорта; · установление таможенных тарифов, пошлин, квот; · антимонопольное регулирование; · установление правил приватизации и др. Схема рыночных отношений дана на рис. 5.1. Как видим из схемы, конкурентный, цивилизованный рынок становится таковым, если рыночная стихия регулируется государством. Скользя взглядом вниз по схеме, легко заметить, что в условиях рынка господствуют две формы собственности: государственная и частная. Покупатели, равно, как и производители делятся на три группы: правительство, бизнес, домашние хозяйства. Однако среди покупателей важнейшими являются домашние хозяйства, а среди производителей бизнес.
= +
Рисунок- 5.1 - Схема рыночных отношений Покупатели становятся таковыми, если располагают деньгами. Деньги порождают спрос. Покупательский платежеспособный спрос формирует цену спроса. Производители именуются таковыми, если производят товары и услуги. Товары и услуги создают предложение. Производители и продавцы выдвигают цену предложения. При взаимодействии покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения формируется равновесная цена, устраивающая всех субъектов. Важнейшим инструментом конкурентного рынка являются деньги. Регулирование денежного рынка осуществляет банковская система, состоящая из системы коммерческих банков, которыми управляет главный банк. В Республике Беларусь – это Национальный банк. Банковская система регулирует спрос и предложение денег, использует инструменты, способные сократить уровень инфляции и повысить деловую активность в стране. Составными элементами экономических отношений и индикаторами состояния рынка являются биржи: товарная, фондовая, биржа труда и др. Биржы отражают уровень конкуренции на рынке труда, товарном и фондовом рынке. Рыночные отношения строятся на определенных принципах, которые отражены на рис. 5.1: частная собственность, личный интерес, конкуренция, свобода предпринимательства и выбора.
|