![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг
Государственный бюджет – это система экономических отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании фонда денежных средств государства. Функции госбюджета: · Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны. · Вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики. · Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе. · Обеспечение внутренней и внешней безопасности. · Содержание аппарата управления. Структура бюджетной системы Республики Беларусь дана на рис. 15.1.
Рисунок 15.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь Виды бюджетного дефицита: Структурный (возникает в связи с крупными структурными изменениями в экономике: конверсией военного производства, внедрением новых форм и методов организации производства и др.). · Реальный (приводит к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну; к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы). · Циклический (разность между реальным и структурным дефицитом). · Активный (возникает в результате действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов). · Пассивный (возникает вследствие сокращения объема национального производства). Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 1. Следует стремиться к ежегодной сбалансированности доходов и расходов бюджета. Однако в этом случае усиливаются циклические колебания в экономике. Попытка правительства сбалансировать бюджет, увеличив налоги и сократив расходы, только уменьшит совокупный спрос и приведет к дальнейшему падению производства. Напротив, при увеличении государственных расходов и уменьшении налогов ускоряются инфляционные процессы. 2. Не следует стремиться к ежегодной сбалансированности бюджета, поскольку бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. В период экономического спада принимается тактика дефицитного бюджета, снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы. Недостающие средства государство получает от займов и денежной эмиссии. В период экономического подъема правительство повышает налоги и сокращает расходы, чтобы снизить инфляцию. В результате образуется излишек средств, которые используются для выплаты по займам. 3. Концепция функциональных финансов. Сторонники этой концепции считают, что следует стремиться не к сбалансированности бюджета, а к сбалансированности экономики. Структура бюджета дана на рис. 15.2.
Рисунок 15.2 – Структура бюджета Виды государственного долга: а) Внешний долг. Это бремя для нынешнего и будущего поколений. б) Внутренний долг финансируется за счет эмиссии и государственных займов.
|