Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ст. преподаватель
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
По дисциплине «Психология и педагогика: часть 2. Педагогика» для студентов 1-го и 2-го курса дневной формы обучения
На 2011-2012 учебный год.
Составитель: Москаленко И.В.
ст. преподаватель
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Методология и методы педагогических исследований.
3. Педагогическая деятельность.
4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
5. Информационная культура педагога как элемент профессионально-педагогической культуры.
6. Педагогическое мастерство, его компоненты.
7. Педагогическая этика.
8. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.
9. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.
10. Мастерство педагогического общения.
11. Педагогический процесс как целостное системное явление.
12. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.
13. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.
14. Образовательная система современной России.
15. Управление образовательными системами.
16. Школа как педагогическая система и объект научного управления.
17. Модернизация национальной системы высшего образования в РФ.
18. Непрерывное образование как философско-педагогическая концепция и парадигма научно-педагогического мышления.
19. Воспитание как педагогическое явление.
20.Закономерности и принципы воспитания.
21.Методы воспитания, их классификация.
22. Гражданское воспитание учащихся в системе формирования базовой культуры личности.
23. Нравственное воспитание учащихся, его цели, содержание, структура.
24.Трудовое воспитание и профориентация учащихся.
25. Организация самовоспитания учащихся.
26. Воспитание личности в коллективе. Технология создания и развития коллектива.
27. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
28. Процесс обучения и его функции.
29. Закономерности и принципы обучения.
30. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
31. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.
32. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
33. Организационные формы и системы обучения.
34. Лекционно-семинарская система обучения.
35. Урок - основная форма организации обучения в школе.
36. Методы обучения, их классификация.
37. Средства обучения.
38. Технические средства обучения.
39. Компьютер как вид технических средств обучения; позитивные и негативные факторы компьютерного обучения.
40. Компьютерные дидактические игры, особенности их использования в педагогическом процессе.
41. Компьютерная грамотность как элемент информационной культуры педагога.
42. Контроль в процессе обучения.
43. Формы и методы контроля обучения, их классификация.
44. Оценка знаний учащихся и педагогические условия ее эффективности.
45. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.
46. Компьютерный контроль знаний учащихся, его преимущества и недостатки.
47. Современные педагогические технологии.
48. Технологии в обучении, их классификация.
49. Предметно-ориентированные технологии обучения.
50. Личностно-ориентированные технологии обучения.
51. Дистанционное обучение.
52. Технология модульного обучения.
Воспитание личности в коллективе. Технология создания и развития коллектива.
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/klyueva/index.php
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/podlas/index.php
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/13.php
https://sv-sidorov.ucoz.com/Posobiya/s-v-sidorov-organizacija_vospitatelnoj_raboty_v_uc.pdf
https://knigonosha.com.ua/lib/Psihologiya/Kruteckiy_V.A./Psihologiya._Uchebnik_dlya_uchaschihsya_pedagogicheskih_uchilisch/? page=17
https://www.pedlib.ru/Books/1/0152/1_0152-74.shtml#book_page_top
https://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-300.shtml#book_page_top
https://knigonosha.com.ua/lib/Psihologiya/Kruteckiy_V.A./Psihologiya._Uchebnik_dlya_uchaschihsya_pedagogicheskih_uchilisch/? page=18
№/п
| Наименование источника
| Понятие Коллектива
| Этапы (уровни) развития коллектива
| Признаки коллектива
| Функции коллектива
|
|
| 1.
| ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с. ISBN 5-88527-171-2
(https://www.gumer.info)
| Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта.
С. 50
| На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. " Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", — писал А. С. Макаренко. Положение, " когда требует коллектив", говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
С.57-58
| Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически.
С.54-55
| Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственоценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
С.55-56
|
|
| 2.
| Сидоров С. В. Организация воспитательной работы в учениче-
ском коллективе: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед.
вуза. – Шадринск, 2004. – 122 с.(https://sv-sidorov.ucoz.com)
| ------------- у Макаренко
| -------------------------------------------У Макаренко
| Важнейшими признаками коллектива являются сплочѐ нность, общая
организация деятельности, высокая личная ответственность за результаты
совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив,
кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический
климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных
коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
С.12
|
|
|
| 3.
| Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Н.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. С. 200-201.
| Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью, совместной деятельностью по достижению поставленной цели, имеющая органы самоуправления и строящая жизнь на основе деловых и эмоционально-психологических отношений.
С. 201
| Вид
группы
| Характеристика
группы на данном этапе
развития
| Номинальная группа
| Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Актив формальный. Первичное распределение обязанностей.
| Группа-
ассоциация
| Имеет общую цель, официальную структуру. Есть лидеры, стабильные деловые отношения, стабильный актив, группировки. Отсутствие единства, общих интересов.
| Группа-кооперация
| Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения, актив авторитетный, ведёт всех за собой. Работа группы неритмична. Выражен пассив.
| Группа-автономия
| Внутренняя сплочённость, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Дорожат честью группы.
| Группа-коллектив
| Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность.
|
|
|
|
|
| 4.
| Иванов И.П. Педагогика коллектифвных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992.
Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.(https://www.kommunarstvo.ru)
| Это социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская (коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие личности).
c.З
| На первом — предварительном — этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей (взаимное и личное). Движущая сила здесь — воспитательная забота каждого воспитателя (и прежде всего руководителя воспитательного коллектива) о себе и других воспитателях как товарищах по воспитательному коллективу и, следовательно, их забота о воспитанниках, пока еще не непосредственная. Этот этап — начало развития воспитательского коллектива, как ядра коллектива воспитательного, это время «внутренней», предварительной подготовки воспитательского коллектива к работе с воспитанниками — перед началом учебного года, очередной учебной четверти, перед выездом в лагерь и т.д. Деятельность этого периода может быть весьма краткой, но его роль исключительно велика. Второй этап (переходный) — этап первого цикла — это период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитателями воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная (открытая и скрытая) воспитательная забота воспитателей о воспитанниках, рожденная опосредованной заботой, которая возникла на первом этапе и продолжает развиваться. Воспитательский коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива. Этот этап является переходом к следующему, решающему в воспитательном процессе. Третий этап (основной) первого цикла — это период единства трех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) и самовоспитание воспитанников (взаимного и личного). К действующим ранее движущим силам воспитательного процесса добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников друг и друге и каждого о себе. Этот этап самый продолжительный. Четвертый этап (завершающий) первого цикла — это период единства четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!), самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитание воспитателей воспитанниками. К тем движущим силам воспитательного процесса, который действовали ранее и продолжают действовать, на четвертом этапе добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы лежит единство уважения и требовательности воспитанников к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе. Этот этап может быть назван еще и «сигнальным», т.к. появление признаков воспитательной заботы воспитанников о воспитателях (соответствующих по своему содержанию особенностям данного цикла) служит для воспитательского коллектива (и прежде всего руководителя) сигналом о необходимости перехода к следующему циклу. Появление и развитие такого отношения воспитанников к воспитателям, достижение определенных воспитательных результатов, возникновение новых обстоятельств общей творческой жизни и, следовательно, выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач, вызывают новый цикл развития воспитательного процесса, а также развития воспитательного коллектива с его ядром — коллективом воспитательским. Каждый цикл начинается с первого, подготовительного этапа, и последовательно проходит все остальные.
| ----------------------------------------------------------
|
|
|
| 5.
| Крутецкий В.А. — Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ
(https://knigonosha.com.ua)
| Коллектив — такая организованная и сплоченная группа, которая преследует общественно полезные цели,
С. 50
| Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различна на разных возрастных этапах. Первоклассники по сути дела не представляют собой по- настоящему организованного коллектива. Дети еще мало общаются друг с другом, держатся обособленно. Задача учителя — создать коллектив, поэтому опираться на него в воспитательной работе пока еще нет возможности. К III классу положение меняется. К этому времени детский коллектив уже складывается, создастся общественное мнение, формируется система внутриколлективных отношений. В подростковом возрасте коллектив уже начинает играть весьма значительную роль в жизни школьника, становится основным условием и средством воспитания.
С.234
| ------------------------------------------------------------------
|
|
|
| 6.
| Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000
. -- 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
(https://www.pedlib.ru)
| -(придерживается определению Макаренко)
| Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю,
На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.
На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя.
С. 74
| --------------------------------------------------------------------
|
|
|
| 7.
| Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый
(https://padabum.com/data/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8B%D0%B9%20%D0%98.%D0%9F.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%3A%20100%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%20-%20100%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%282006%29.pdf)
| Первое — под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело это понятие в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.
С. 301-302
| Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
С. 304-306
| В том значении,
которое приобрело это понятие в педагогической литературе,
коллективом называется объединение воспитанников (учеников),
отличающееся рядом важных признаков.
Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на
что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с
общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции
и законам государства.
Общая совместная деятельность для достижения поставлен_
ной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).
Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления
коллективами формируются при прямом и открытом избрании
наиболее авторитетных членов коллектива.
С.302
|
|
|
| 8.
| " Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. " Просвещение", Москва, 1983 г. (https://www.detskiysad.ru/ped/ped198.html)
| В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.
| Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости. На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе. На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.
| Первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива. Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для школьников. Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.
|
|
|
| 9.
| Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). – М., «Педагогика», 1978.
| Коллектив- это такой социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающих на их основе прочными «психологическими» связями.
С.13
| Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
С.66-70
| Те же что и у Макаренко.
|
|
|
| 10.
| Титова Елена Владимировна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург ev-titova@yandex.ru
(https://www.emissia.org/offline/2011/1657.htm)
| Коллектив – это создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными сущностными признаками (коллектива). Далее в определении могут быть приведены эти самые основные сущностные признаки коллектива, о которых тоже следует сказать особо и разобраться с той путаницей, которая имеет место в современной педагогической литературе (и научной, и учебной).
| .---Те же что и у Макаренко.
| Воспитательный коллектив как особым образом организованная группа воспитанников характеризуется такими существенными признаками, как: наличие общей общественно значимой цели; совместная деятельность, направленная на ее достижение; наличие структуры и органов самоуправления; «отношения ответственной зависимости» и взаимной ответственности; связи с другими коллективами (социальные связи). Как известно, эти признаки были обозначены еще А.С.Макаренко. Развитие педагогической теории и практики коллективного воспитания убедительно доказало необходимость и достаточность именно этих признаков для обеспечения существования и развития группы как коллектива
|
|
|
|
|