![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы эффективности урока
«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Проблемы низкой эффективности урока связаны с некоторыми причинами, среди которых можно выделить нежелание школьников учиться. Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Можно сказать, что это связано с перегрузкой; телевидением и др. Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно, объем информации всё возрастает. Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала? Обучающиеся испытывают огромную перегрузку почти по всем предметам. Ученику остается только защищаться, и он защищается, как может: списывает, лукавит, быстро забывает, или просто не учит. По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. Другая причина – инфантильность детей. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности ссовременных детей. Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы. У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как: 1. Однообразие используемых методов на уроке. 2. Нерациональное использование времени на уроке. 3. Редкое применение элементов проблемного обучения. 4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов. Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы: 1. Однообразие применяемости методов. 2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. 3. Проблема низкого профессионализма педагогов. 4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями. Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на: 1. Недооценки теории, однообразии применяемых методов. 2. Нерациональном использовании времени на уроке. 3. Формализме в подборе упражнений и заданий. 4. Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями. 5. Перегрузке учащихся. К более подробному списку причин, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести: · отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока; · неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока; · замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока; · недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся, · неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока; · однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя; · неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания; · нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний; · малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий; · незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения; · многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала; · назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению; · создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя; · недостаточное или избыточное применение ТСО; · необъективность оценки результатов деятельности ученика; · низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.
|