Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холизм* и половинчатость






* Холизм (от греческого hoi on - целое) - точка зрения целостности, или учение о целостности.

Эти глубокие изменения наших взглядов на природу, эволюцию, прогресс, время и пространство появились тогда, когда мы начали движение от Второй волны культуры, в которой подчеркивалось изучение любых вещей и явлений в отрыве от других, к Третьей волне культуры, придавшей особое значение контекстам, взаимосвязям и т. п.

В начале 50-х годов, как раз тогда, когда биологи начали разгадывать генетический код, специалисты в области связи и теоретики из Лаборатории Белл, специалисты-компьютерщики из IBM, английские и французские специалисты в области теоретических научных исследований - все они начали интенсивную и увлекательную работу.

Несмотря на отставание в " исследовании операций", наметившееся во время второй мировой войны, эти работы породили революцию в автоматике и во всех новых видах технологий, которые создали фундамент для производственных процессов Третьей волны на заводах и в учреждениях. Однако вместе с оборудованием пришло и новое мышление. Ключом к революции в автоматике стал " системный подход".

Несмотря на то, что мыслители-картезианцы придавали большое значение анализу составляющих рассматриваемого явления или процесса, часто за счет контекста, мыслители системного толка подчеркивали то, что Симон Рамо(26), один из первых сторонников теории систем, называл " общим, а не фрагментарным взглядом на проблемы". Подчеркивая наличие обратной связи между подсистемами и их роль в образовании более общей структуры, мыслители-системщики вступили в столкновение с общепринятой культурой в середине 50-х годов, когда они впервые начали выходить на свет из своих лабораторий. Их лексика и концепции, которые они выдвигали, стали использоваться социологами и психологами, философами и аналитиками международных отношений, логиками и лингвистами, инженерами и администраторами.

Но сторонники теории систем были не единственными, кто в предыдущие одно-два десятилетия настаивал на более обобщенном способе изучения проблем.

Протест против узкой сверхспециализации получил поддержку также и от движения в защиту окружающей среды, развернувшегося в 70-е годы, так как экологи в большей степени раскрыли " общность" природы, взаимосвязь видов и всеобщность экосистем. " Те, кто не учитывает окружающую среду, хотят разделить явления на составляющие и решать в каждый данный момент одну проблему", - писал Барри Лопес в своей статье(27). Наоборот, " те, кто принимает во внимание окружающую среду, стремятся смотреть на вещи иначе...

Им присуща врожденная способность учитывать и взвешивать все, а не только решать частные проблемы". Экологический и системный подходы частично совпадали и совместно подталкивали к синтезу и интеграции знания.

Между тем в университетах все больше высказывались в пользу междисциплинарного мышления. И хотя в большинстве университетов факультетские барьеры все еще препятствуют " перекрестному оплодотворению" идеями и интеграционному процессу в обмене информацией, оно настоятельно требовалось для междисциплинарных и общедисциплинарных работ, которые столь широко распространились, что стали уже ритуальным " знаком качества".

Эти изменения в интеллектуальной жизни как в зеркале отразились всюду в культурной жизни. Восточные религии, например, долгое время интересовали лишь крохотные группки из средних европейских классов. Но так было только до тех пор, пока разброд в индустриальном обществе не стал настолько серьезным, что тысячи западных молодых людей начали прислушиваться к тому, что вещают 16-летние гуру, носиться с индийскими свами, слушать индийскую музыку, открывать вегетарианские рестораны в индийском стиле и танцевать посреди 50-й авеню. Мир, о котором они неожиданно заныли нараспев, отнюдь не состоял из обломков разрушенного картезианского: это была " всеобщность".

Что касается душевного здоровья, то психотерапевты избрали путь лечения " человека как целого", используя приемы гештальт-терапии. Повсюду в США основывались такие институты, работали гештальт-терапевты - произошел взрыв их активности. Цель этой активности, по словам психотерапевта Фредерика Периса(28), заключалась в том, чтобы " увеличить возможности человека посредством процесса интеграции" восприятий отдельных индивидов, их информированности, их понятий и связей с внешним миром.

В медицине движение за " глобальное здоровье" выросло, основываясь на убеждении, что здоровье индивида зависит от объединения его физического состояния с душевным и духовным здоровьем. Смешивая воедино знахарство и серьезные достижения в медицине, это движение набрало совершенно чудовищную силу к концу 70-х годов(29).

" Несколько лет тому назад, - писал журнал " Наука" (" Science"), - нельзя было даже представить себе, что федеральное правительство окажет финансовую поддержку конференции, посвященной здоровью, на которой гвоздем программы будут такие темы, как лечение методами внушения и самовнушения, иридодиагностика, акупунктура, буддийская медитационная медицина и лечение электричеством". И после того как возник " этот реальный взрыв интереса к альтернативным методам и системам лечения, все они объединились под понятием глобального здоровья".

При такой активности на таком количестве уровней неудивительно, что термины " глобальность", " целостность" или просто " холизм" включены в словари. Сегодня они употребляются всеми без исключения. Эксперты Всемирного банка говорят о " глобальном понимании... городского проживания" (30). Исследовательская группа при Конгрессе США занимается перспективными " глобальными исследованиями". Специалисты по школьному образованию требуют ввести " глобальное чтение и подсчет очков в спорте" в программу обучения школьников письму. А очаровательным гимназистам и гимназисткам Беверли Хиллз предлагают " глобальные упражнения".

Каждое из этих движений, увлечений и культурных течений имеет свои особенности. Но их общность ясна. Все они атакуют ту самонадеянность, с которой изучается отдельное явление или факт. Их кредо определяется словами философа Эрвина Лацло, ведущего системного теоретика: " Мы являемся частью взаимосвязанной системы природы, и, поскольку культурные " объединители" не делают свое дело по развитию теорий системных схем взаимосвязей, наши коротко и близкодействующие проекты и ограниченные возможности управления процессами могут привести к нашей гибели" (31).

Эта атака на фрагментарность, на частичность и аналитичность так усилилась, что многие фанатичные " глобалисты" беспечно забыли о своих поисках непостижимого целого. И результатом стала не всеобщность, а иной тип фрагментарности. Их " холизм" оказался половинчатостью.

Однако более глубоко мыслящие критики ищут баланса аналитического опыта Второй волны с большей выразительностью синтеза. Эту идею наиболее ясно выразил эколог Евгений Одум, когда он убеждал своих коллег объединить холизм с редукционизмом виде гь в общих системах их части. " Как компоненты... объединяются, чтобы создать более функциональное целое, - говорил он, когда вместе со своим более знаменитым братом Говардом получал премию Института Жизни, - так возникают новые качества, которых нет сейчас или которые не очевидны на более низком уровне..." (32)

" Я не говорю, что мы отказываемся от редукционистской науки, ведь человечество совершило великие деяния и добилось хороших результатов с ее помощью", но пришло время дать такую же поддержку изучению " крупномасштабных, комплексных систем".

Взятые вместе, теория систем и экология, а также упорное подчеркивание роли холистического мышления, как и изменение наших концепций времени и пространства - все это составляющие атаки культуры на интеллектуальные постулаты Второй волны цивилизации. Как только эта атака достигнет своей кульминации, появится новый взгляд на то, почему вещи таковы, какие они есть, т.е. появится новое понимание причинности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал