Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальность программы. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Юный эколог» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 6 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе (1 класс).
Актуальность программы
Программа, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, экологические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности, а так же поддерживались родителями их познавательные инициативы в повседневном общении.
Цели программы состоят в создании условий для:
- формировать у школьников целостность картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности, воспитание целостного отношения к природе и окружающй среде;
- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок, её природе и культуре;
- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Юный эколог»:
- расширение экологических представлений младших школьников, их коррекция;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий;
- первоначальные представления о правилах поведения на улице, в нселенном пункте, на природе;
- формирование первоначального представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий и творческий характер.
Формы контроля: практическая работа, индивидуальная и групповая работа, проектная работа.
Формы представления результатов: выставка рисунков и работ, коллективное творческое дело, формирование «Папки достижений» учащихся.
При создании программы использовались материалы: программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 331с.
Учебно-тематическое планирование программы «Юный эколог»
Рабочая программа разработана для 1 класса начальной школы. На изучение курса отведён 1 час в неделю, всего за курс 36 часов.
Содержание курса:
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. Курс состоит из 3 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, и т.д.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела
| №
занятия
|
Тема
| К-во часов
| Теория
| Практика
|
|
| Введение 2ч.
|
|
|
| 1-2
| Что такое экология?
|
|
|
|
| Мой дом за окном 12 ч. (теория- 8, практика- 4)
|
|
|
| 3-4
| Мой дом
|
|
|
|
| Дом, где мы живем.
|
|
|
|
| Практическое занятие «Уборка школьного двора»
|
|
|
|
| Откуда берется и куда девается мусор?
|
|
|
|
| Дорога из дома в школу
|
|
|
|
| Деревья твоего двора
|
|
|
|
| Экскурсия по территории школы.
|
|
|
| 11-12
| Птицы нашего двора
|
|
|
|
| Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
|
|
|
|
| Экскурсия –прогулка «Краски и звуки зимы»
|
|
|
|
| Я и мое окружение 19 часов. Теория -12 ч. Практика -7ч
|
|
|
|
| Моя квартира
|
|
|
|
| Моя семья
|
|
|
|
| Соседи-жильцы
|
|
|
|
| Мой класс
|
|
|
|
| Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
|
|
|
|
| Дом моей мечты
|
|
|
|
| Рассказы, стихи о семье
|
|
|
| 22-23
| Комнатные растения в квартире, в классе
|
|
|
| 24-25
| Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
|
|
|
| 26-27
| Практическое занятее «Маленький огород на подоконнике»
|
|
|
|
| Экскурсия в парк
|
|
|
| 29-31
| Животные в доме
|
|
|
| 32-33
| Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных
|
|
|
|
| Всего 33 часа
|
|
|
Поурочное-тематическое планирование
| Введение 2 ч.
|
| №
| Тема
| Час.
| Содержание
| Формы и методы
| Формы подведении итогов
| Дата проведения
| план
| факт
| 1-2
| Что такое экология?
|
| Знакомство с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ.
Выяснить, что такое экология, классификация экологических связей между живой и неживой природой, внутри живой природы на примере дубового леса, связи между природой и человеком.
| Беседа
Беседа
Рассказ.
Игра «Живое –неживое»
|
Рисунок «Дуб и все вокруг него»
|
|
|
| Мой дом за окном 12 ч. (теория- 8, практика- 4)
|
|
| 3-4
| Мой дом
|
| Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе.
| Рассказ.
Диалог.
Игра
| Рис. «Мой дом»
Рассказ. «Я живу в городе»,
«Я живу в селе»
|
|
|
| Дом, где мы живем.
| 1.
| Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
| Беседа.
Рассказ.
| Плакат «Какие бывают дома.»
|
|
|
| Практическое занятие «Уборка школьного двора»
|
| Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. Наблюдение.
| Беседа
|
|
|
|
| Откуда берется и куда девается мусор?
|
| Выясняем, откуда берется и куда девается мусор.
| Беседа
Эксперимент «Что будет, если каждый ученик бросит бумажку»
| Мини-сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми»
|
|
|
| Дорога из дома в школу
|
| Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, троллейбус, трамвай? Дорожные знаки(запрещающие, разрешающие, указательные), их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
| Беседа.
Игра «Зажги сигналы светофора» Игра «Чья это улица, чей это дом» Игра «Раздели дорожные знаки на группы»
| Создание макета безопасного пути в школу. Инструктаж.
Рисунок «Дорожные знаки»
|
|
|
| Деревья твоего двора
|
| Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем осенью для здоровья деревьев.
| Беседа.
Загадки.
Кроссворд «Листья» Игра «Узнай листок»
| Вид деревьев осенью
|
|
|
| Экскурсия по территории школы.
|
| Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? (Размер стволов, форма, цвет и толщина коры, осенней окраской листьев, созревшими плодами) Для чего сажают деревья в городах и поселках?
| Беседа
Наблюдения
Игра «Подбери слово каждому дереву»
| Сказка о деревьях
|
|
| 11-12
| Птицы нашего двора
|
| Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и. отличительных признаков. Среда обитания птиц(лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких(колибри) самых крупных(страус, пингвин, индюк) самых быстрых..
Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора помощь птицам в трудные времена. Кормушки для подкормки птиц.
| Беседа.
Рассказ.
Сказки –шутки
Игра «Где живет птичка»
| Рисунок «Птицы нашего двора»
Веселые и интересные случаи поведения птиц.
|
|
|
| Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
|
| Изготовление кормушек
|
| Вывешивание кормушек
|
|
|
| Экскурсия –прогулка «Краски и звуки зимы»
|
| Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? (снегопад) Из чего состоит снег? (из снежинок) Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках Музыка природы в зимнее время года.
| Наблюдение.
Беседа.
Диалог. Рассказ
| Рисование на снегу.
|
|
| Я и мое окружение 20 часов. Теория -12 ч. Практика -8ч
|
|
|
| Моя квартира
|
| Светлая(солнечная, затемненная, теплая, холодная)квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение.
| Беседа
| Рисунок «Моя квартира»
|
|
|
| Моя семья
|
| Происхождение слова семья(от слова семя)Маленькое семя посаженное с любовью в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить»
| Диалог.
Рассказ
| Составить рассказ о своей семье. Сколько человек в семье? Какие бывают профессии? Каковы общие увлечения? Любимые семейные праздники.
|
|
|
|
| Соседи-жильцы
|
| Доброжелательные отношения с соседями. Все мы- соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
| Диалог.
Рассказ.
Игра «Что я люблю и чего не люблю»
| Рассказ «Интересные люди рядом»
|
|
|
| Мой класс
|
| Свет, тепло, уют. Доля чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для уюта в классной и комнате? Дежурство по классу.
| Беседа.
Игра «Продолжи фразу: Я хочу чтобы в нашем классе…»
| Правила дежурного.
|
|
|
| Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
|
| Распределение обязанностей. Отчет каждой группы о проделанной
|
|
|
|
|
| Дом моей мечты
|
| Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
| Диалог
Игра
| Рисунок
|
|
|
| Рассказы, стихи о семье
|
| Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
| Игра «Вежливые слова» Ситуации
Игра «Глядя в зеркало скажи себе ласковое слово» Игра «Учимся быть вежливыми»
| Правила вежливости.
Рисунок «Цветок Любви» Кому бы хотел подарить его.
|
|
| 22-23
| Комнатные растения в квартире, в классе
|
| Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования.
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
| Беседа
Игра «Угадай по описанию»
Игра «Угадай по силуэтам»
Опыт
Наблюдение
эксперимент
| Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц.
|
|
| 24-25
| Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
|
| Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проделанных работ
|
|
|
|
| 26-27
| Практическое занятее «Маленький огород на подоконнике»
|
| Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.
| Опыт с одновременным посевом сухих и пророщенных семян(горох, фасоль) Эксперимент
Наблюдение
|
|
|
|
| Экскурсия в парк
|
| Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и в природе. Взаимосвязь света и тепла, их воздействие на растения, на природу в целом.
| Наблюдение
Опыт
| Рисунок «Весна в городе»
|
|
| 29-31
| Животные в доме
|
| Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака- друзья человека. Как ухаживать за собакой, кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль- меры предупреждения их появления.
| Беседа
Рассказ
Наблюдение
| Рисунок «Мое домашнее животное» Фотоальбом «Я и мой друг»Наблюдение за поведением Животных в доме.
Сообщения
|
|
| 32-33
| Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних ивотных
|
| Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки
| Диалог
| Забавные истории из жизни домашних животных.
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш общий дом;
- Солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых организмов;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
- улучшать состояние окружающей среды;
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Личностные результаты:
- осознание себя частью природы, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Ю. Н. Александрова, Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. Составитель Н. В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2007.-266 с.: ил.
3. Д. Берни «Большая энциклопедия живой природы». Москва «Махаон», 2006 – 319 с.
4. В. Бианки «Лесная газета». Москва Издательство «Правда», 1986.-479 с.
5. «Большая энциклопедия животных». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», издание на русском языке, 1999-379 с.
6. А. Гейнери «Страшная география». – ООО «Издательство Астрель», 2001.-157 с.
7. А. Гейнери «Океан». – ООО «Издательство Астрель», 2001.-159 с.
8. Т. Клинт «Атлас морских хищников». Смоленск: Русич, 2003.-64 с.
9. А. А. Плешаков «Атлас – определитель «От Земли до неба».М.: Просвещение, 2010.-222с.
10. Б. Стоунхауз «Тайны животного мира». ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», издание на русском языке, 2001-47 с.
11. Уотсон «Живая природа». Москва «Астрель АСТ», 2001.-64 с.
12. И. В. Черныш «Удивительные растения». ООО «Издательство АСТ», 2001 – 317 с.
13. Энциклопедия «Зачем и почему». ООО «ТД «Издательство Мир книги», перевод, издание на русском языке, 2008.
№
| Наименование разделов, тем
| Дата
| Всего часов
| Содержание (основные понятия)
| Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
| Формы внеурочной деятельности
| аудиторных
| практических
| предметные
| УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| I.Введение в экологию
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты
|
|
|
| Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.
| Знания: что такое природа Умения: различать объек-ы природы и предм-ты рукотворного мира. Навыки: формулир-ать выводы из изуч-го материала
| Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характер-ки отношения к миру; устанав-ть причин-следственные связи; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммун-ых и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог Личностные: Воспринимают экологич-кую культуру как ценностное отношение к природному миру; проявляют самос-ть и личную ответств-ть за свои поступки
| Игра «Загадки о природе»
| 1.2
| Законы экологии
|
|
|
| Экология и мы.
Законы экологии.
Понятие об экологии
как о науке, которая
исследует, как
связаны растения и
животные друг с
другом, как они
приспособились к
окруж-й природе и
как сами влияют на
природу.
| Знания: связь между живой и неживой прир-й.
Умения: находить связи в природе, между природой
и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.
| Исследовать экологический рассказ, найти нарушение правил поведения в природе
| 1.3
| Экологический утренник
|
|
|
| Утренник. Рассказ-инсценировка из жизни животных и растений
|
| II. Живая природа
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| От динозавров до человека
|
|
|
| Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
| Знания: называть современных представителей пресмыкающихся
Умение: по внешнему виду отличать хищников от травоядных
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать и различать животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать матер-лы книги «Зеленые страницы». Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, самостоят-ность и личную ответственность за свои поступки
| Проект «Планета динозавров» (лепка из пластилина)
| 2.2
| Динозаврики (просмотр презентации)
|
|
|
| 2.3
| Что расскажут нам деревья.
|
|
|
| Почему деревья сбрасывают листву.
Деревья впадают в спячку. Вечнозеленая красавица - елочка.
Кто друзья у ели?
| Знания: узнают, какие бывают деревья; познакомятся с различными листовыми пластинками и обитателями ели.
Умения: различать хвойные и лиственные деревья, приводить примеры явлений природы. Навыки: научатся выпол-ть аппликацию из сухих листьев.
| Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулир-ть свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; принимают образ «хорошего ученика»
| Практическая работа: «Сушка листьев под прессом»
| 2.4
| Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.
|
|
|
| 2.5
| Изготовление аппликации из осенних листьев.
|
|
|
| Творческая работа: «Аппликация из осенних листьев»
| 2.6
| Такие удивительные растения!
|
|
|
| Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
| Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.
Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.
Навыки: замечать и ценить красоту мира растений, работать с атласом-определителем.
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.
Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответствен-ть за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру
| Практическая работа «Определение растений»
Игра: «Угадай растение по описанию».
Практич. работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»
| 2.7
| Оранжерея на окне.
|
|
|
| Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями
| 2.8
| Посадка комнатных растений
|
|
|
| Практич.работа: «Посадка растения семенем и луковицей»
| 2.9
| Загадки животного мира.
|
|
|
| Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
| Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.
Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Навыки: конструктивно работать в группе
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необход-ую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни-тва с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, описывать объект: передавать его внешние характеристики, использую выразительные средства языка. Личностные: Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
| Исслед.работа:
загадки о животных
| 2.10
| Писатели о природе.
|
|
|
| Беседа по прочитанным рассказам. Работа с источниками. Составление сообщения о диком животном.
| 2.11
| Животные (просмотр презентации)
|
|
|
| Исследовательская работа: сообщение о диком животном
| 2.12
| Изготовление коллажа «Дикие животные»
|
|
|
| Проект «Дикие животные» защита проекта
| 2.13
| Человек – часть живой природы
|
|
|
| Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга. Особое место человека в мире живой природы.
| Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.
Умения: научатся правильно
строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.
Навыки: осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами. Познавател-ые: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
| Составление рассказа по схемам-рисункам
| 2.14
| Если хочешь быть здоров.
|
|
|
| Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное
питание, личная гигиена. Почему надо чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
| Практическая работа «Правила ухода за зубами»
| 2.15
| Польза витаминов для здоровья человека
|
|
|
| Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть?
| Практич. работа «Рассматривание овощей и фруктов и их
группировка».
| 2.16
| Вредные привычки (никотин, алкоголь).
|
|
|
| Вредные привычки, правила безопасного поведения у воды, в лесу. Охлаждение и перегрев организма. Помощь при травме и солнечном ударе, укусе насекомыми. Съедобные и несъедобные грибы.
| Знания: узнают основные правила безопасного
поведения на воде и в лесу, во время купания; Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.
Навыки: следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть
возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания. Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях,
| Составление правил ЗОЖ
| 2.17
| «Здоровым быть модно»
Экскурсия в ФАП.
|
|
|
| Практическая работа «Оказание помощи пострадавшему»
|
| III.Секреты неживой природы
|
|
|
|
|
|
| 3.1
| Солнце - источник жизни.
|
|
|
| Солнце – источник
тепла и света.
Влияние солнца на
жизнь Земли. Солнце
и здоровье. Памятка:
«Правильно
принимаем солнечные
ванны». Может ли
живая природа
существовать без
неживой?
| Умения: научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними
| Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: самооценка на основе успешной учебной деятельности.
| Исследовательс-кая работа
«О влиянии
света на рост и
развитие
комнатных
растений»
| 3.2
| Связь между живой и неживой природой
|
|
|
| 3.3
| Вода, ее признаки и свойства.
|
|
|
| Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
| Знания: узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам.
Умения: научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды.
Навыки: объясн-ть значение воды для растений, животных и челов-а. Получат возможностьнаучиться работать с микроскопом
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.
Познавательные: ставить и формулир-ть проблемы; анализировать схемы, показыв-щие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать инфор-ию
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам
природоохранного поведения;
осознают ответственность человека за общее благополучие;
| Исслед. работа: определять виды дождя (ливень, косохлёст, ситничек)
Проект: книжка- малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»
| 3.4
| Почему идет дождь и дует ветер?
|
|
|
| Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека
| 3.5
| Куда текут реки?
|
|
|
| Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море;
Сравнивать реку и море; Различать пресную и морскую воду.
| Практич. работа
Рассматривать морскую соль и проводить опыт
по «изготовлению» морской воды
| 3.6
| Опыты с водой
|
|
|
| Практич. работа «Вода под микроскопом»
| 3.7
| Зачем летают в космос?
|
|
|
| Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
| Знания: узнают несколько созвездий.
Умения: научатся
различать изученные созвездия;
Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, составляют план. Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет). Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы
| Исслед. работа «Чтение карты звездного неба»
Ролевая игра
«Полёт в космос».
|
| IV.Охрана природы
|
|
|
|
|
|
| 4.1
| Красная книга
Почему она красная?
|
|
|
| Почему она красная?
«Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.
| Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу.
Умения: научатся анализировать
факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.
Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта
| Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру.
| Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
| 4.2
| Заповедники Республики Алтай
|
|
|
| Растения и животные, охраняемые на территории Республики Алтай, природные заповедники, редкие, исчезающие виды животных и растений
| По условным обозначениям на карте РА находить охраняемые зоны
| 4.3
4.4
| Будь природе другом!
|
|
|
| Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
| 4.5
| Озеленение и уборка школьного двора
|
|
|
| Загрязнение воды и воздуха. Как помочь природе? Правила друзей природы. Высадка растения, уход за ними
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами
| Практич. работа
«Высаживание рассады на клумбу»
| 4.6
| Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
|
|
|
| Сообщение и рисунок на экологическую тему
| | | | | | | | | | | Календарно-тематическое планирование
|