Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность программы. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Юный эколог» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 6 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе (1 класс).

 

Актуальность программы

Программа, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, экологические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности, а так же поддерживались родителями их познавательные инициативы в повседневном общении.

 

Цели программы состоят в создании условий для:

- формировать у школьников целостность картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности, воспитание целостного отношения к природе и окружающй среде;

- формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок, её природе и культуре;

- воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

- формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Юный эколог»:

- расширение экологических представлений младших школьников, их коррекция;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда экологических понятий;

- первоначальные представления о правилах поведения на улице, в нселенном пункте, на природе;

- формирование первоначального представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

- способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий и творческий характер.

Формы контроля: практическая работа, индивидуальная и групповая работа, проектная работа.

 

Формы представления результатов: выставка рисунков и работ, коллективное творческое дело, формирование «Папки достижений» учащихся.

При создании программы использовались материалы: программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 331с.

Учебно-тематическое планирование программы «Юный эколог»

Рабочая программа разработана для 1 класса начальной школы. На изучение курса отведён 1 час в неделю, всего за курс 36 часов.

 

Содержание курса:

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. Курс состоит из 3 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, и т.д.

 

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела № занятия   Тема К-во часов
Теория Практика
    Введение 2ч.    
  1-2 Что такое экология?      
    Мой дом за окном 12 ч. (теория- 8, практика- 4)    
  3-4 Мой дом    
    Дом, где мы живем.    
    Практическое занятие «Уборка школьного двора»    
    Откуда берется и куда девается мусор?    
    Дорога из дома в школу    
    Деревья твоего двора    
    Экскурсия по территории школы.    
  11-12 Птицы нашего двора    
    Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»    
    Экскурсия –прогулка «Краски и звуки зимы»    
    Я и мое окружение 19 часов. Теория -12 ч. Практика -7ч    
    Моя квартира    
    Моя семья    
    Соседи-жильцы    
    Мой класс    
    Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»    
    Дом моей мечты    
    Рассказы, стихи о семье    
  22-23 Комнатные растения в квартире, в классе    
  24-25 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»    
  26-27 Практическое занятее «Маленький огород на подоконнике»    
    Экскурсия в парк    
  29-31 Животные в доме    
  32-33 Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных      
    Всего 33 часа    

 

 

Поурочное-тематическое планирование
Введение 2 ч.  
Тема Час. Содержание Формы и методы Формы подведении итогов Дата проведения
план факт
1-2 Что такое экология?         Знакомство с целями и задачами, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснить, что такое экология, классификация экологических связей между живой и неживой природой, внутри живой природы на примере дубового леса, связи между природой и человеком.   Беседа     Беседа Рассказ. Игра «Живое –неживое»   Рисунок «Дуб и все вокруг него»      
Мой дом за окном 12 ч. (теория- 8, практика- 4)    
3-4 Мой дом   Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе. Рассказ. Диалог. Игра Рис. «Мой дом» Рассказ. «Я живу в городе», «Я живу в селе»    
  Дом, где мы живем. 1. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. Беседа. Рассказ. Плакат «Какие бывают дома.»    
  Практическое занятие «Уборка школьного двора»   Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. Наблюдение. Беседа      
  Откуда берется и куда девается мусор?   Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа Эксперимент «Что будет, если каждый ученик бросит бумажку» Мини-сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми»      
  Дорога из дома в школу   Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, троллейбус, трамвай? Дорожные знаки(запрещающие, разрешающие, указательные), их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. Беседа. Игра «Зажги сигналы светофора» Игра «Чья это улица, чей это дом» Игра «Раздели дорожные знаки на группы» Создание макета безопасного пути в школу. Инструктаж. Рисунок «Дорожные знаки»      
  Деревья твоего двора   Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем осенью для здоровья деревьев. Беседа. Загадки. Кроссворд «Листья» Игра «Узнай листок» Вид деревьев осенью    
  Экскурсия по территории школы.   Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? (Размер стволов, форма, цвет и толщина коры, осенней окраской листьев, созревшими плодами) Для чего сажают деревья в городах и поселках? Беседа Наблюдения Игра «Подбери слово каждому дереву» Сказка о деревьях    
11-12 Птицы нашего двора     Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и. отличительных признаков. Среда обитания птиц(лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких(колибри) самых крупных(страус, пингвин, индюк) самых быстрых.. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора помощь птицам в трудные времена. Кормушки для подкормки птиц. Беседа. Рассказ.   Сказки –шутки Игра «Где живет птичка»   Рисунок «Птицы нашего двора» Веселые и интересные случаи поведения птиц.    
  Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»   Изготовление кормушек   Вывешивание кормушек    
  Экскурсия –прогулка «Краски и звуки зимы»   Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? (снегопад) Из чего состоит снег? (из снежинок) Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках Музыка природы в зимнее время года. Наблюдение. Беседа. Диалог. Рассказ Рисование на снегу.    
Я и мое окружение 20 часов. Теория -12 ч. Практика -8ч    
  Моя квартира   Светлая(солнечная, затемненная, теплая, холодная)квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение. Беседа Рисунок «Моя квартира»    
  Моя семья   Происхождение слова семья(от слова семя)Маленькое семя посаженное с любовью в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» Диалог. Рассказ Составить рассказ о своей семье. Сколько человек в семье? Какие бывают профессии? Каковы общие увлечения? Любимые семейные праздники.    
 
  Соседи-жильцы   Доброжелательные отношения с соседями. Все мы- соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа Диалог. Рассказ. Игра «Что я люблю и чего не люблю» Рассказ «Интересные люди рядом»    
  Мой класс   Свет, тепло, уют. Доля чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для уюта в классной и комнате? Дежурство по классу. Беседа. Игра «Продолжи фразу: Я хочу чтобы в нашем классе…» Правила дежурного.    
  Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»   Распределение обязанностей. Отчет каждой группы о проделанной        
  Дом моей мечты   Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Диалог Игра Рисунок    
  Рассказы, стихи о семье   Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Игра «Вежливые слова» Ситуации Игра «Глядя в зеркало скажи себе ласковое слово» Игра «Учимся быть вежливыми» Правила вежливости. Рисунок «Цветок Любви» Кому бы хотел подарить его.    
22-23 Комнатные растения в квартире, в классе   Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями Беседа Игра «Угадай по описанию» Игра «Угадай по силуэтам» Опыт Наблюдение эксперимент Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц.    
24-25 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»   Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проделанных работ        
26-27 Практическое занятее «Маленький огород на подоконнике»   Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Опыт с одновременным посевом сухих и пророщенных семян(горох, фасоль) Эксперимент Наблюдение      
  Экскурсия в парк   Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и в природе. Взаимосвязь света и тепла, их воздействие на растения, на природу в целом. Наблюдение Опыт Рисунок «Весна в городе»    
29-31 Животные в доме   Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака- друзья человека. Как ухаживать за собакой, кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль- меры предупреждения их появления. Беседа Рассказ Наблюдение Рисунок «Мое домашнее животное» Фотоальбом «Я и мой друг»Наблюдение за поведением Животных в доме. Сообщения    
32-33 Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних ивотных   Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки Диалог Забавные истории из жизни домашних животных.    
                                     

 

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых организмов;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;

- улучшать состояние окружающей среды;

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Личностные результаты:

- осознание себя частью природы, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметные:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов и культур;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;

- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Ю. Н. Александрова, Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. Составитель Н. В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2007.-266 с.: ил.

3. Д. Берни «Большая энциклопедия живой природы». Москва «Махаон», 2006 – 319 с.

4. В. Бианки «Лесная газета». Москва Издательство «Правда», 1986.-479 с.

5. «Большая энциклопедия животных». Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», издание на русском языке, 1999-379 с.

6. А. Гейнери «Страшная география». – ООО «Издательство Астрель», 2001.-157 с.

7. А. Гейнери «Океан». – ООО «Издательство Астрель», 2001.-159 с.

8. Т. Клинт «Атлас морских хищников». Смоленск: Русич, 2003.-64 с.

9. А. А. Плешаков «Атлас – определитель «От Земли до неба».М.: Просвещение, 2010.-222с.

10. Б. Стоунхауз «Тайны животного мира». ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», издание на русском языке, 2001-47 с.

11. Уотсон «Живая природа». Москва «Астрель АСТ», 2001.-64 с.

12. И. В. Черныш «Удивительные растения». ООО «Издательство АСТ», 2001 – 317 с.

13. Энциклопедия «Зачем и почему». ООО «ТД «Издательство Мир книги», перевод, издание на русском языке, 2008.



Наименование разделов, тем Дата Всего часов Содержание (основные понятия) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Формы внеурочной деятельности
аудиторных практических предметные УУД
                 
  I.Введение в экологию            
1.1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты       Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Знания: что такое природа Умения: различать объек-ы природы и предм-ты рукотворного мира. Навыки: формулир-ать выводы из изуч-го материала Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характер-ки отношения к миру; устанав-ть причин-следственные связи; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммун-ых и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог Личностные: Воспринимают экологич-кую культуру как ценностное отношение к природному миру; проявляют самос-ть и личную ответств-ть за свои поступки Игра «Загадки о природе»
1.2 Законы экологии       Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окруж-й природе и как сами влияют на природу. Знания: связь между живой и неживой прир-й. Умения: находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Исследовать экологический рассказ, найти нарушение правил поведения в природе
1.3 Экологический утренник       Утренник. Рассказ-инсценировка из жизни животных и растений
  II. Живая природа            
2.1 От динозавров до человека       Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.   Знания: называть современных представителей пресмыкающихся Умение: по внешнему виду отличать хищников от травоядных Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать и различать животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать матер-лы книги «Зеленые страницы». Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, самостоят-ность и личную ответственность за свои поступки Проект «Планета динозавров» (лепка из пластилина)
2.2 Динозаврики (просмотр презентации)      
2.3 Что расскажут нам деревья.       Почему деревья сбрасывают листву. Деревья впадают в спячку. Вечнозеленая красавица - елочка. Кто друзья у ели?     Знания: узнают, какие бывают деревья; познакомятся с различными листовыми пластинками и обитателями ели. Умения: различать хвойные и лиственные деревья, приводить примеры явлений природы. Навыки: научатся выпол-ть аппликацию из сухих листьев. Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулир-ть свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; принимают образ «хорошего ученика» Практическая работа: «Сушка листьев под прессом»
2.4 Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.      
2.5     Изготовление аппликации из осенних листьев.             Творческая работа: «Аппликация из осенних листьев»  
2.6 Такие удивительные растения!       Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения. Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы. Навыки: замечать и ценить красоту мира растений, работать с атласом-определителем. Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответствен-ть за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру   Практическая работа «Определение растений» Игра: «Угадай растение по описанию».   Практич. работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»
2.7 Оранжерея на окне.       Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями  
2.8   Посадка комнатных растений         Практич.работа: «Посадка растения семенем и луковицей»
2.9 Загадки животного мира.       Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса. Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных. Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Навыки: конструктивно работать в группе Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необход-ую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни-тва с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, описывать объект: передавать его внешние характеристики, использую выразительные средства языка. Личностные: Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном Исслед.работа: загадки о животных
2.10 Писатели о природе.       Беседа по прочитанным рассказам. Работа с источниками. Составление сообщения о диком животном.
2.11 Животные (просмотр презентации)       Исследовательская работа: сообщение о диком животном
2.12     Изготовление коллажа «Дикие животные»       Проект «Дикие животные» защита проекта
2.13 Человек – часть живой природы       Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга. Особое место человека в мире живой природы. Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья. Умения: научатся правильно строить режим дня, формулировать правила личной гигиены. Навыки: осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами. Познавател-ые: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; самостоятельность и личную ответственность за свои поступки Составление рассказа по схемам-рисункам
2.14 Если хочешь быть здоров.       Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное питание, личная гигиена. Почему надо чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну. Практическая работа «Правила ухода за зубами»
2.15 Польза витаминов для здоровья человека       Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Практич. работа «Рассматривание овощей и фруктов и их группировка».
2.16 Вредные привычки (никотин, алкоголь).         Вредные привычки, правила безопасного поведения у воды, в лесу. Охлаждение и перегрев организма. Помощь при травме и солнечном ударе, укусе насекомыми. Съедобные и несъедобные грибы. Знания: узнают основные правила безопасного поведения на воде и в лесу, во время купания; Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых. Навыки: следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания. Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях, Составление правил ЗОЖ
2.17     «Здоровым быть модно» Экскурсия в ФАП.         Практическая работа «Оказание помощи пострадавшему»
  III.Секреты неживой природы            
3.1 Солнце - источник жизни.       Солнце – источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны». Может ли живая природа существовать без неживой? Умения: научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: самооценка на основе успешной учебной деятельности. Исследовательс-кая работа «О влиянии света на рост и развитие комнатных растений»  
3.2 Связь между живой и неживой природой      
3.3     Вода, ее признаки и свойства.       Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды. Знания: узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам. Умения: научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды. Навыки: объясн-ть значение воды для растений, животных и челов-а. Получат возможностьнаучиться работать с микроскопом Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат. Познавательные: ставить и формулир-ть проблемы; анализировать схемы, показыв-щие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать инфор-ию Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам природоохранного поведения; осознают ответственность человека за общее благополучие; Исслед. работа: определять виды дождя (ливень, косохлёст, ситничек) Проект: книжка- малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»
3.4 Почему идет дождь и дует ветер?       Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека
3.5     Куда текут реки?       Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море; Сравнивать реку и море; Различать пресную и морскую воду. Практич. работа Рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды
3.6     Опыты с водой       Практич. работа «Вода под микроскопом»
3.7     Зачем летают в космос?       Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Знания: узнают несколько созвездий. Умения: научатся различать изученные созвездия; Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, составляют план. Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет). Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы Исслед. работа «Чтение карты звездного неба» Ролевая игра «Полёт в космос».
  IV.Охрана природы            
4.1 Красная книга Почему она красная?         Почему она красная? «Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги. Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу. Умения: научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки. Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
4.2 Заповедники Республики Алтай       Растения и животные, охраняемые на территории Республики Алтай, природные заповедники, редкие, исчезающие виды животных и растений По условным обозначениям на карте РА находить охраняемые зоны
4.3 4.4     Будь природе другом!         Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
4.5 Озеленение и уборка школьного двора       Загрязнение воды и воздуха. Как помочь природе? Правила друзей природы. Высадка растения, уход за ними Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами Практич. работа «Высаживание рассады на клумбу»
4.6 Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».         Сообщение и рисунок на экологическую тему
                   

Календарно-тематическое планирование

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | о проведении специализированной (тематической) смены
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал