Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропорциональность






Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция — это равенство двух отношений. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.

Пропорции интересовали художников во все времена. Об этом свидетельствуют различные пропорциональные системы, обнаруженные позднейшими исследователями в архитектурных сооружениях прошлых эпох - в египетских пирамидах, в греческих храмах, во дворцах и театрах Рима. Это понятно. Пропорции играют исключительную роль в предметном пластическом искусстве. О пропорциях как средстве гармонизации формы написано, пожалуй, больше, чем обо всех других, вместе взятых. Исследованию пропорций посвящали свои труды ученые, зодчие и художники античности и эпохи Ренессанса (Витрувий, Палладио, Виньола, Серлио и многие другие). Знали силу этого средства и в совершенстве владели им многие мастера-ремесленники— эти инженеры и дизайнеры своего времени, создававшие прекрасные станки, машины, часы, светильники, мебель. Формы вещей XIV—XV вв. и более позднего времени нередко поражают совершенством своих пропорций.

Без пропорций немыслимы процесс гармонизации композиции и решение идейно-образных задач. Вольно или невольно, интуитивно или с помощью математических расчетов и геометрических построений художник, создавая композицию, оперирует теми или иными отношениями элементов композиции между собой и с целым. Каждое здание жилого или общественного назначения, каждое промышленное изделие имеет свои пропорции. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс, поэтому каждое сооружение, каждое промышленное изделие представляет целую систему размерных отношений, определяющую функциональное назначение предмета. Нельзя пропорционировать, скажем, станок, прежде чем определится его кинематическая схема. Пропорция учитывает конкретные условия, место и назначение предмета. В предметном мире, как и в мире природы, все должно быть взаимосвязано пропорциями.

Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.

Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

В практике встречаются в основном два вида пропорциональных отношений - арифметические (целочисленные пропорции) и геометрические (иррациональные пропорции). Простые арифметические пропорции можно выразить в целых числах. Среди геометрических фигур с простыми целочисленными отношениями сторон - квадрат {1: 1), прямоугольник в два квадрата (1: 2). Особый интерес представляет прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3: 4: 5. В Древнем Египте этот треугольник считался священным. С одной стороны, он использовался египтянами как основа пропорционального строя при возведении пирамид и храмов, с другой - оказывал практическую помощь в самом процессе строительства. Посредством этого треугольника можно было легко определить и наметить прямой угол, что было достаточно важно для древнего строителя. Для этого надо было отметить узелками на шнуре двенадцать одинаковых членений и. натянув его в трех точках с интервалами 3, 4, 5, получить прямой угол.

Единство пропорционального строя определяется наличием подобий. Без подобия нет пропорций в классическом понимании этого термина. В связи с этим при пропорционировании создаваемых композиций и исследовании уже существующих произведений широко применяется метод геометрического подобия фигур. Геометрическому подобию фигур, например прямоугольника, всегда сопутствует простейшая пропорция а: б = а: в. При этом, если прямоугольники подобны, их диагонали будут параллельными или же перпендикулярными друг другу. В первом случае оба прямоугольника будут одновременно расположены по вертикали или по горизонтали, во втором случае один прямоугольник располагается по вертикали, другой имеет горизонтальную направленность. Таким образом, находя на каком-либо фронтальном изображении объекта системы параллельных и перпендикулярных линий, являющихся диагоналями прямоугольников, в которые вписываются те или иные элементы композиции, мы можем утверждать, что в данном случае имеет место гармонизация формы на основе геометрического подобия.

Особенно велика роль пропорций в архитектуре. Постижением наилучших отношений величин, математическим анализом уже существующих памятников, поисками «ключа» к их совершенству занимались такие исследователи, как римский архитектор Витрувий, художники Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и более поздние — Жолтовский, Химбидж, Корбюзье и многие другие. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников.

К наиболее бесспорным относится " золотое сечение ". Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0, 618, а меньший 0, 382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же отношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения. Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследованное в XII веке известным итальянским математиком Леонардо из Пизы, прозванным Фибоначчи, которое и названо в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3: 5; 5: 8; 8: 13; 13: 21 и т. д. В этом ряду, начиная с пяти 5: 8, 8: 13, 13: 21 и далее, все отношения будут очень близки к пропорциям золотого сечения, причем чем дальше, тем они будут точнее.

На практике совмещение двух видов пропорциональных отношений (арифметических и геометрических) встречается довольно часто. Даже в знаменитом Парфеноне мы можем наблюдать такие взаимосвязи. Известно, что его фасад без фронтона вписывается в прямоугольник со сторонами 1: 2, а по вертикали все основные элементы композиции связаны с пропорциями золотого сечения.

В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.

В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч. Приведем конкретный пример. Мы находим неудовлетворительными пропорции кухонного шкафчика, продиктованные целым рядом практических соображений. Чтобы зрительно изменить эти пропорции, мы расчленяем плоскость на две неравные части и подчеркиваем это разделение контрастным цветосочетанием. Выдвигающийся ящик в верхней части шкафчика служит основой для расчленения плоскости. В другом случае это может быть горизонтальная ручка для открывания дверцы.

Масштаб и масштабность. Понятие «масштаб» означает «отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности». Масштаб может быть выражен в числе (числовой масштаб). Благодаря масштабу мы пользуемся чертежами, картами, планами и фотографиями. В этом случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.

Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным. Размеры предметов на снимках поверхности Луны, доставленных космическими станциями, зрительно не могут быть оценены, если в поле нашего зрения не попадают предметы известные, которые служат в конкретной ситуации эталоном для сравнения. Не воспринимаются размеры и расстояния на фотографиях высокогорного пейзажа, штилевого моря и т.п., если на них нет привычных для глаза предметов, выступающих в качестве сравнительной единицы измерения. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей. С ним соизмеряется все, что создается на земле. Под этим подразумевается не только простая соизмеримость основных величин с человеком как единицей измерения (вспомните такую меру длины, как локоть). В искусстве масштабность понимается в более широком смысле, в частности, подразумевается эмоционально-творческая взаимосвязь человека с изображением. Так композиционным и смысловым центром огромной Красной площади стал Мавзолей B. И. Ленина. Чем объясняется такая роль этого здания в сложном, многообразном ансамбле? В первую очередь его значением.

Совершенно исключительное значение Мавзолея определило собой композиционный строй сооружения — строгий, четкий объем, лаконичность и крупность членений. Абсолютные размеры сооружения невелики. Так, Спасская башня выше Мавзолея в шесть раз, собор Василия Блаженного — в пять раз, здание Исторического музея — в четыре раза, а Сенатская башня и ГУМ — в три. Однако, несмотря на это, Мавзолей В. И. Ленина монументален.

Мавзолей находится в зрительном центре ансамбля, на самой высокой части площади. Крупный масштаб обусловил монументальность Мавзолея и то ключевое место в ансамбле площади, которое он занимает. Монументальности, масштабной выразительности достиг C. К. Иванов-Аллилуев в снимке «Москва.

Советская площадь ночью». Несмотря на то что памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы установлен на площади, вокруг которой стоят огромные здания, мастеру удалось так построить фотокомпозицию, что памятник (а он является композиционным и смысловым центром Советской площади) выигрывает в масштабе и на снимке занимает главное, центральное место.

Низкая точка съемки не приводит к перспективным, т. е. ракурсным, искажениям: все масштабные соотношения постамента и фигуры сохранены, подчеркнуто горизонтальное членение памятника, что способствует достижению масштабной выразительности снимка. Прекрасно использован свет. Подсветка памятника прожекторами помогла достичь четкого рисунка и создать большую глубину фона.

 

Ритм и метр композиций может быть как простым (составляется из одного ряда), так и сложным (из нескольких рядов).

При этом ряды могут изменять свойства неодинаково (например, яркость цвета уменьшается, а величина элементов возрастает) или параллельно (например, и величина и яркость цвета уменьшаются). В первом случае, можно говорить о встречной ритмической направленности, а во втором — о параллельной.

Основными видами ритмических построений являются:

1. Нарастающий ряд.

2. Убывающий ряд.

3. Нарастающе-убывающий ряд.

4. Убывающе-нарастающий ряд.

5. Расширяющийся ряд.

6. Сужающийся ряд.

7. Сужающе-расширяющийся ряд.

8. Расширяюще-сужающийся ряд.

9. Ряде параллельным изменением одинаковых свойств элементов.

10. Ряд со встречным изменением элементов.

11. Ряд с параллельным изменением разных свойств элементов.

12. Ряд со встречным изменением разных свойств элементов.

13. Однопериодный ряд.

14. Разнопериодный ряд.

15. Ряд с параллельным изменением форм и интервалов.

16. Ряд со встречным изменением форм и интервалов.

Создавая дизайн-форму, очень важно зафиксировать в схеме ритмическое расположение составляющих ее элементов. Такую схему называют ритмической партитурой. Ее составление особенно необходимо при создании сложных композиций, в которых ритм развивается в различных координатных направлениях.

Установление соразмерной связи элементов между собой и с формой в целом зависит от отношений и пропорций.

Отношения — это самый простой вид соразмерной связи между двумя величинами формы. Отношения можно оценивать как визуально, так и численно.

Пропорции необходимы для того, чтобы охарактеризовать связь нескольких форм, выразить соразмерность двух и более отношений.

Сегодня в дизайнерском творчестве широко используется такой элемент, как пропорциональный модуль.

Используя простое умножение или сокращение кратных величин, можно строить гармоничные, соразмерные композиции.

За модуль можно принять не только натуральное (целое) кратное число, но и отдельный элемент (например, высоту прямоугольника). Используя его, можно построить модульную сетку.

Самый оптимальный метод пропорциональной гармонизации форм — это метод на основе геометрического построения форм (прямоугольников). Для установления пропорциональной связи элементов композиции друг с другом и с целым используется подобие составляющих композицию геометрических фигур.

Параллельные диагонали передают прямую пропорцию основных величин элементов композиции (А: В = а: в). Перпендикулярные диагонали передают обратную пропорцию (А: В = а: в).

Расположение пропорциональных форм может быть однонаправленным или разнонаправленным.

Для характеристики величины формы, ее внешнего состояния используются размер, выражающий абсолютную величину формы, и масштаб, выражающий относительную величину формы.

По размеру дизайн-форма может быть большой или малой, высокой или низкой, короткой или длинной, широкой или узкой и так далее.

При определении масштаба величину формы соизмеряют с другой исходной величиной или с объектом, производящим на человека впечатление.

Это может быть размерный масштаб (отношение естественного размера к изображенному). Размерный масштаб выражают в численном соотношении (численный) или в линии (линейный).

Например, создавая уменьшенную или увеличенную масштабную копию натуральной формы, можно использовать как численный масштаб (1: 5; 1: 20), так и линейный. При использовании линейного масштаба линию делят на отрезки, которые уменьшают или увеличивают в несколько раз (относительно исходной величины).

В каждом проекте есть указатели масштаба, которые являются своеобразными ориентирами.

Главная задача дизайнера — сделать форму соразмерной человеку Композиционный масштаб может быть или мелким, или крупным.

Если форма включается в пространство, она должна быть соразмерна не только человеку, но и пространству.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал