Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрешение экономических споров в СССР. Государственные арбитражные комиссии и государственный арбитраж.






 

Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные и управленческие функции. Арбитражные суды заменили государственный и ведомственный арбитраж. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном – одному ведомству (министерству, комитету). В 1922 были созданы арбитражные комиссии. К их компетенции относились разрешение споров между государственными предприятиями и организациями. В 1931 в системе органов государственного управления был создан государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства и направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

 

Государственный арбитраж был образован в 1931 г. Создание Государственного арбитража было одним из важнейших звеньев в общей системе мероприятий Партии и Правительства, направленных на укрепление и развитие начал хозяйственного расчёта как одного из шести сталинских условий работы по-новому, в новых условиях хозяйственного строительства.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик устанавливают, что имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора, за изъятиями, устанавливаемыми законодательством Союза ССР, рассматриваются органами Государственного арбитража.

Таким образом, наряду с общей судебной системой, Основы судоустройства СССР и союзных республик предусматривают особую систему органов, созданных специально для рассмотрения имущественных споров между социалистическими организациями – Государственный арбитраж.

Рассмотрим правовую природу государственного арбитража, а также его роль в народном хозяйстве.

Как уже было сказано выше Государственный арбитраж был создан в 1931 году; его деятельность регламентировалась специальным Положение, принятым ЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г.

В соответствии с указанным положением впоследствии в большинстве союзных республик были приняты либо положения о системе арбитражных органов в целом по республике, либо положения о Госарбитражах при СНК союзных республик.

В Азербайджанской, Молдавской и Туркменской ССР положения о Госарбитражах не принимались, но постановлениями, которыми учреждались Госарбитражи при СНК этих республик, устанавливалось, что указанные Госарбитражи действуют на основе общесоюзного положения о Госарбитраже. Особого положения о Госарбитраже при Совете Министров СССР так и не было принято.

В советской правовой литературе высказаны три точки зрения на природу арбитража: этот орган рассматривался как “хозяйственный суд”, как один из органов государственного управления и как своеобразный орган, объединяющий в себе одновременно черты судебных и административных учреждений.

Господствующими мнением по вопросу о юридической природе Госарбитража в советской правовой литературе являлось отнесение Госарбитража к органам государственного управления. Сторонники этой точки зрения видят подтверждение своих выводов в порядке учреждения арбитражных органов, их структурных особенностях и в методах работы арбитража. Практическим результатом квалификации арбитража как органа государственного управления является полное отрицание возможности применения норм и принципов гражданско-процессуальных кодексов к деятельности арбитража.

Авторы, рассматривающие Госарбитраж как орган государственного управления, не дают общего понятия органа государственного управления, не вскрывают отличие арбитража от других административных органов, не показывают, чем эти отличия определяются.

Между тем в теории административного права высказано мнение о том, что, несмотря на выполнение ряда административных функций, Госарбитраж не является обычным органом государственного управления. От этих органов он отличается прежде всего тем, что не пользуется правом распоряжаться в области планирования, организации и управления хозяйством и не имеет подведомственных объектов управления. При разрешении споров Госарбитраж сочетает хозрасчетное соглашение с государственным принуждением, используя при этом меры имущественного воздействия.

В системе советского государственного аппарата важное место принадлежит арбитражу – органу, разрешающему основную массу имущественных споров, возникающих между государственными и общественными организациями, предприятиями, учреждениями.

Госарбитражи состоят при исполнительно-распорядительных органах власти и подчинены, соответственно, Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых (областных) Советов депутатов трудящихся автономных областей

Государственные арбитры, главный арбитр и его заместители назначаются и смещаются теми органами при которых состоят соответствующие арбитражи. Арбитры Госарбитража при Совете Министров СССР, а также некоторых республиканских арбитражей назначаются и смещаются главным арбитром этого арбитража.

Исполнительно-распорядительные органы, при которых состоят арбитражи, рассматривают жалобы на решения главных арбитров арбитражей, а также на решения арбитров, подтвержденные главными арбитрами, и могут изменить или отменять незаконные или необоснованные решения арбитражей (хотя это прямо и не оговорено в Положении о Государственном арбитраже СССР и в положениях о государственных арбитражах при Советах Министров некоторых союзных республик).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал