№
| Нормы Федерального закона
от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
| Было
| Стало
|
|
1.
| Снижается максимальный размер вознаграждения, которое торговые сети могут получать от поставщика за приобретение ими у этого поставщика определенного количества продовольственных товаров.
Примечание: в эту сумму также подлежит включению плата за оказание поставщикам услуг по:
- продвижению товаров;
- логистических услуг;
- услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров;
- иных подобных услуг.
| 10% от цены приобретенных продовольственных товаров
| 5% от цены приобретенных продовольственных товаров
| |
| |
2.
| В целях пресечения случаев навязывания торговыми сетями дополнительных услуг, являющихся обременительными для поставщиков, «ритейлерам» запрещается понуждать поставщиков к заключению иных договоров, в том числе с третьими лицами. За такие действия вводится административная ответственность.
|
|
3.
| Сокращается максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями полученных от поставщиков продовольственных товаров, если договором между ними предусмотрена отсрочка оплаты товаров.
| 10 дней для продовольственных товаров со сроком годности менее 10 дней;
30 дней для продовольственных товаров со сроком годности от 10 до 30 дней;
45 дней для продовольственных товаров со сроком годности свыше 30 дней и для алкогольной продукции российского производства
| 8 дней для продовольственных товаров со сроком годности менее 10 дней;
25 дней для продовольственных товаров со сроком годности от 10 до 30 дней;
40 дней для продовольственных товаров со сроком годности свыше 30 дней и для алкогольной продукции российского производства
|
|
| Примечание: указанные сроки исчисляются со дня фактического получения товара. При этом все необходимые документы, относящиеся к поставкам товара, должны быть оформлены не позднее 3 рабочих дней со дня фактического получения торговыми сетями продовольственных товаров.
|
|
4.
| Уточняются антимонопольные правила для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, в частности: устанавливается запрет на заключение между ними для осуществления торговой деятельности договоров, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в т.ч. договоров комиссии, поручения, агентирования.
|
|
5.
| Вводится запрет на взимание платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты («входной билет»), за изменение ассортимента продовольственных товаров.
|
|
6.
| Не допускается возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если это произошло по вине поставщика, а также возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
|
|
7.
| Введен новый показатель эффективности реализации региональных (муниципальных) программ развития торговли -
создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров.
|
|
8.
| Расширяются полномочия ФАС России – кроме контроля за соблюдением антимонопольных правил и запретов.
ФАС России и его территориальные органы наделяется полномочиями контроля за соблюдением прав и обязанностей торговых сетей и поставщиков продовольствия.
|
|
9.
| Увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.
| 2 месяца
| 1 год
| |
| |
10.
| Закон вступил в силу 15 июля 2016 года.
Условия договоров поставки и иных договоров, заключенных до 15 июля 2016 года, должны быть приведены в соответствие с новыми правилами до 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года все условия договоров, противоречащие федеральному закону, признаются утратившими силу.
|
|
Задачи региональной мониторинговой группы (ФАС)
|
|
11.
| Проанализировать количество осуществляющих торговую деятельность на территории региона торговых сетей в целях осуществления ежемесячного мониторинга заключаемых договоров с поставщиками и предотвращения возможных сбоев в поставке продовольственных товаров.
|
|
12.
| Осуществлять мониторинг практики внесения изменений (корректировки) договоров между торговыми сетями и поставщиками продовольствия, заключенных до 15 июля 2016 года, а также практики заключения новых договоров на поставки продовольствия.
|
|
13.
| Контролировать соответствие договоров установленным Законом требованиям. Через взаимодействие с территориальными органами ФАС России устанавливать практические случаи уклонения торговых сетей от обязанности заключать договоры по новым правилам.
|
|
14.
| Осуществлять мониторинг динамики розничных цен на продовольственные товары.
|
|
15.
| Установить механизм контроля за устанавливаемой торговой наценкой при заключении договоров поставки. Исключить возможность включения издержек, связанных с уменьшением размера «ретробонуса», в торговую наценку на продовольственные товары.
Примечание: выявлять иные способы возмещения таких издержек за счет поставщиков или конечных потребителей (покупателей).
|
|
16.
| Необходимо не допустить повышения розничных цен в связи с введением новых правил и ограничений для торговых сетей.
|
|
17.
| Осуществлять мониторинг размещения торговыми сетями условий отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существенных условий такого договора на своих официальных Интернет-сайтах.
|
|
18.
| Обратить внимание поставщиков, что с 15 июля 2016 года доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки, существенных условиях договора, о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров может осуществляться только путем размещения указанной информации на своем Интернет-сайте.
Примечание: до этого срока была предусмотрена альтернатива в виде предоставления указанной информации после получения соответствующего запроса.
|
|
19.
| Совместно с региональными органами власти и органами МСУ провести работу по актуализации региональных и муниципальных программ развития торговли.
Примечание: необходимо скорректировать региональные и муниципальные программы развития торговли, предусмотрев в них конкретные мероприятия по созданию условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров и четкие целевые показатели.
|
|
20.
| В тех субъектах РФ, где такие программы отсутствуют, в случае необходимости может быть инициирована разработка и принятие программ развития торговли (это является правом регионов и муниципалитетов, но не обязанностью). Для этого целесообразно провести мониторинг состояния торговли в данных регионах.
| |