Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Текст. Его основные признаки.






Вопрос №1 Язык как средство общения

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Язык служит средством сообщения, общения и обобщения. Основные функции языка:

1) Коммуникативная (средство общения)

2) Номинативная (называет предметы, свойства, явления окружающего мира, оформляет мысль, которую один человек хочет высказать другому)

3) Эстетическая (наслаждение красотой речи)

Развитие языка происходит в рамках функциональных стилей: к книжному относят формы письменной речи, к разговорному – устные формы литературного языка.

К книжным относят:

1) Художественный стиль (богатый в изобразительно – выразительных средствах);

2) Публицистический;

3) Официально- деловой;

4) Научный. Для этих стилей характерно соблюдение точности и строгости языковых норм. В то время, как в разговорном стиле допускаются некоторые отклонения от нормативных образцов речи.

Вопрос №2. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность человека, в ходе которой он формирует речевое высказывание и использует его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Виды речевой деятельности: 1. Говорение (устное выражение мысли)

2. Слушание (восприятие речи на слух и её понимание)

3. Письмо (графическое, письменное выражение мысли)

4. Чтение (т.е. восприятие и понимание записанной речи).

Речевая ситуация: реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь.

Компоненты речевой ситуации:

- участники: адресат, адресант, аудитория.

- предмет речи.

Весь сложный комплекс компонентов речевой ситуации можно свести к следующим: кто- кому- о чём- где – когда- почему- зачем.

Чтобы речь была эффективной, следует выполнять следующие требования:

-гармония речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);

-соблюдение речевого этикета (говорить как с равноправным, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем);

- соблюдение норм и правил русского языка.

Вопрос 3. Текст. Его основные признаки.

Текст- сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и образующих какое- либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. (Тема- это то, о чём говорится в тексте).

Главными признаками текста являются: единство, целостность, завершённость.

При анализе текста следует выделять: 1) ключевые слова, которые помогают наиболее точно определить основную мысль и тему текста;

2) лексические средства: слова со значением оценки, слова, имеющие стилистические пометы и т.д.;

3) синтаксические средства: сложные и осложненные предложения;

4) также следует определить тип речи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал