Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Текст. Его основные признаки.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Вопрос №1 Язык как средство общения Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык служит средством сообщения, общения и обобщения. Основные функции языка: 1) Коммуникативная (средство общения) 2) Номинативная (называет предметы, свойства, явления окружающего мира, оформляет мысль, которую один человек хочет высказать другому) 3) Эстетическая (наслаждение красотой речи) Развитие языка происходит в рамках функциональных стилей: к книжному относят формы письменной речи, к разговорному – устные формы литературного языка. К книжным относят: 1) Художественный стиль (богатый в изобразительно – выразительных средствах); 2) Публицистический; 3) Официально- деловой; 4) Научный. Для этих стилей характерно соблюдение точности и строгости языковых норм. В то время, как в разговорном стиле допускаются некоторые отклонения от нормативных образцов речи. Вопрос №2. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи. Под речевой деятельностью следует понимать деятельность человека, в ходе которой он формирует речевое высказывание и использует его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Виды речевой деятельности: 1. Говорение (устное выражение мысли) 2. Слушание (восприятие речи на слух и её понимание) 3. Письмо (графическое, письменное выражение мысли) 4. Чтение (т.е. восприятие и понимание записанной речи). Речевая ситуация: реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. Компоненты речевой ситуации: - участники: адресат, адресант, аудитория. - предмет речи. Весь сложный комплекс компонентов речевой ситуации можно свести к следующим: кто- кому- о чём- где – когда- почему- зачем. Чтобы речь была эффективной, следует выполнять следующие требования: -гармония речевого события (соответствие содержания речи условиям речи); -соблюдение речевого этикета (говорить как с равноправным, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем); - соблюдение норм и правил русского языка. Вопрос 3. Текст. Его основные признаки. Текст- сочетание предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и образующих какое- либо высказывание. Смысловое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. (Тема- это то, о чём говорится в тексте). Главными признаками текста являются: единство, целостность, завершённость. При анализе текста следует выделять: 1) ключевые слова, которые помогают наиболее точно определить основную мысль и тему текста; 2) лексические средства: слова со значением оценки, слова, имеющие стилистические пометы и т.д.; 3) синтаксические средства: сложные и осложненные предложения; 4) также следует определить тип речи.
|