Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, цели, задачи налоговой политикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе. Центральный вопрос налоговой политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству. В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна. Цели налоговой политики: · фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов; · экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства; · социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП; · стимулирующая – активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики; · экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций; · контрольная – для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы; · международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот. В целом, налоговая политика должна быть направлена на формирование такого объема доходов бюджетов всех уровней, при котором достигается стабильное финансирование социально-экономических программ, низкий уровень инфляции и высокая занятость. Субъект налоговой политики – государство. Объект налоговой политики – налогообложение. Налоговая политика многогранна и включает в себя: а) выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы; б) определение основных направлений и принципов налогообложения; в) разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства: Президентом и Правительством РФ, Государственной Думой и Советом Федерации, Федеральным Собранием РФ. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства. Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики: · построение стабильной налоговой системы; · облегчение налогового бремени товаропроизводителей; · сокращение налоговых льгот; · развитие налогового федерализма. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с Минфином России, (оно разрабатывает проекты законодательных актов по налогообложению) Федеральной налоговой службой и Государственным таможенным комитетом РФ. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач. Существует три типа налоговой политики: · политика максимальных налогов; · политика разумных налогов; · политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий. Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.
|