Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революционное народничество: идеология, организация, тактика






В широком смысле под народничеством подразумевается обще­ственное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чер­нышевского и их единомышленников о самобытном пути движе­ния России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные под­польные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредст­венными идеологами и вдохновителями революционного народ­ничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин был выходцем из среды высшего дворянства. Учился в артиллерийском училище, увлекался немецкой филосо­фией, был членом кружка Н.В. Станкевича. Уехав за границу, он участвовал в революционном движении 1848—1849 гг. в Германии и Австрии, был дважды приговорен к смертной казни и выдан цар­скому правительству. В 1861 г. бежал из ссылки через Японию в США, а затем перебрался в Европу, сотрудничал с А.И. Герценым и В.Г. Белинским.

М.А. Бакунин — один из теоретиков анархизма. Конечную цель он видел в «освобождении всего человечества посредством восстав­шей черни», уничтожении буржуазной цивилизации, разрушении всех экономических, политических, религиозных учреждений, пол­ном и окончательном уничтожении классов, семьи, наследствен­ных прав. На смену старому строю должно прийти объединение людей в сельские и городские общины, добровольные федерации общин.

Анархическая теория М.А. Бакунина не признавала никакого государства, в том числе и демократического. Во «всеобщем избирательстве» он видел прикрытие господства образованного мень­шинства.

Зачинщиком всемирного бунта, по мнению М.А. Бакунина, должна стать Россия. Россия пережила разинщину и пугачевщину. В России скопилось достаточно горючего материала для социаль­ного взрыва. В русском народе М.А. Бакунин видел черты, соот­ветствующие его анархическим идеям: веру в то, что земля ничья и принадлежит народу, веру в общинное землевладение и мирское управление.

М.А. Бакунин призывал интеллигенцию, «умственный пролета­риат», к действию, идти в деревню, бросить «ток между разрознен­ными крестьянскими мирами», объединить лучших людей из кре­стьян, «естественных революционеров», с фабричными рабочими. «Не учить народ, а бунтовать» — таков был девиз М.А. Бакунина.

П.Л. Лавров также получил военное образование. Он был бле­стящим математиком, преподавателем военных учебных заведений. Еще до реформы он стал известен как философ, отличавшийся Радикальными взглядами. В 1866 г. П.Л. Лавров был арестован за связь с революционными организациями. Бежал в 1870 г. из воло­годской ссылки и закончил в 1900 г. свою жизнь в эмиграции. В ссылке он написал книгу «Исторические письма», которая вы­звала жаркие дискуссии и с жадностью читалась молодежью.

П.Л. Лавров призывал молодежь изучать жизнь народа, знать, чем живет и отчего страдает рабочий люд, который своим трудом «поддерживает здание цивилизации» и дает возможность молоде­жи учиться. В отличие от Бакунина П.Л. Лавров призывал моло­дежь просвещать народ, выводить его из состояния отсталости, готовить его к будущему социальному перевороту. Суть историче­ского прогресса он видел в совершенствовании человека и общест­ва, развитии человеческой солидарности, воплощении в человече­ском общежитии идей равенства и справедливости. По его убеждению, носителем общественного прогресса является крити­чески мыслящая личность, сила личности — в поддержке ее наро­дом. П.Л. Лавров считал, что перестройка русского общества долж­на быть проведена самим народом, но народ нужно к этому подготовить, создать революционную партию, состоящую из энер­гичных, мыслящих, убежденных и преданных делу людей.

П.Н.Ткачев происходил из обедневшей дворянской семьи. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Был ис­ключен из университета. Экстерном закончил юридический фа­культет. Короткое время работал помощником присяжного пове­ренного. Был сослан. В 1873 г. бежал из ссылки и эмигрировал. За короткую жизнь (умер в январе 1886 г. в возрасте 41 года) написал большое количество литературно-критических статей, работ по проблемам права и философии. Свои политические взгляды П.Н. Ткачев изложил в брошюре «Задачи революционной пропа­ганды», открытом письме Фридриху Энгельсу, редактируемом им журнале «Набат», который выходил за рубежом с 1875 по 1881 г. П.Н. Ткачев резко полемизировал с Бакуниным и Лавровым. Идею народной революции он считал утопичной и неосуществимой. Его главный лозунг — захват власти небольшой группой революционе­ров, хорошо организованных и спаянных крепкой дисциплиной. После захвата власти создается революционная диктатура, которая будет проводить в жизнь главные требования народнической про­граммы: превращение общины в главную ячейку хозяйственной и общественной жизни, установление новых отношений между людь­ми на принципах любви, равенства и братства, постепенное устра­нение функций государства.

П.Н. Ткачев верил в возможность и необходимость осуществить как можно скорее революционный переворот, пока еще только нарождаются новые формы буржуазных отношений и самодержа­вие не осуществило новые реформы. Быстрый экономический прогресс и демократические преобразования могут сделать рево­люцию невозможной. Благоприятный момент будет упущен. П.Н. Ткачев был уверен, что главное условие успешного политического переворота — всеобщее недовольство и отчаяние — уже на­лицо. Другое условие — дезорганизация власти — может быть обес­печено действиями революционеров, в первую очередь террором.

Учение М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева вдохновля­ло и объединяло революционеров 70-х — начала 80-х годов в их стремлении к революционному ниспровержению существующего строя и к справедливому социальному переустройству общества, опираясь на общинные традиции российского крестьянства. Раз­ногласия возникали по вопросам о методах и средствах осуществ­ления революционных идей.

Первые попытки революционной политической агитации по­явились в начале 60-х годов В 1861 г. распространялась проклама­ция «Великорус», которая приписывалась Н.Г. Чернышевскому и редакции журнала «Современник». Авторы призывали к массовым действиям для осуществления демократических преобразований. В другом листке «К молодому поколению» (автор — литератор М.Л. Михайлов) уже звучали угроза правящей династии и требова­ние замены монархии выборным старшиной, который получал бы жалованье от народа. Крайним экстремизмом отличалась прокла­мация «Молодая Россия». Автор ее, студент Зайчневский, высту­пал от имени не существующей на деле подпольной организации под тем же названием. Автор прокламации, разделив все население России на две партии — народную и императорскую, призывал к беспощадной кровавой борьбе, полному истреблению император­ской партии, к которой относятся все дворяне, чиновники, офице­ры и члены их семей. Один из членов небольшого подпольного кружка под названием «Ад» Д.В. Каракозов стрелял 4 апреля 1866 г. У Летнего сада в императора Александра II. В конце 60-х годов усилилось студенческое движение по сугубо академическим проблемам. Но революционеры пытались использовать его для политической борьбы. С.Г. Нечаев и П.Н. Ткачев сочинили «Программу Революционных действий», предполагая создать во всех университетских городах революционные центры, чтобы весной 1870 г. под­нять всеобщее народное восстание.

Особенно ярко проявилась деятельность С. Г. Нечаева, обладав­шего невероятной энергией, самолюбием и фантазией. В 1869 г. он создал кружок из студентов Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в Москве. С. Г. Нечаев вошел в Доверие к М.А. Бакунину и убеждал его в наличии в России широко разветвленной революционной организации. На самом деле кружок насчитывал немногим более двух десятков человек и дей­ствовал по принципам строгой конспирации и взаимной ответст­венности. За подозрение в измене С.Г. Нечаев и его сообщники зверски убили своего товарища по кружку студента Иванова. Не­чаев бежал в Швейцарию, но был выдан русскому правительству как уголовный преступник. В 1872 г. был устроен открытый судеб­ный процесс. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Приго­воренный к 20 годам каторги, Нечаев умер в 1882 г. в Шлиссельбургской крепости. Слово «нечаевщина» стало нарицательным и означает грубое нарушение революционерами общепринятых моральных норм во взаимных отношениях, применение для достижения своих целей лжи, шантажа, убийства.

При содействии М.А. Бакунина С. Г. Нечаев написал «Катехи­зис революционера» с изложением основных постулатов револю­ционной борьбы. Революционер должен полностью порвать с ок­ружающим его обществом, его образом жизни и моралью. У него нет «ни своих интересов, ни чувств, ни привязанностей, ни собст­венности, ни даже имени». Его единственная цель — разрушение этого «поганого строя». Нравственно все, что содействует торжест­ву революции. Революционер должен быть готов сам погибнуть и погубить все, что мешает его главной цели. Родственные, любов­ные отношения, дружеские связи следует рассматривать только с точки зрения их целесообразности для революции. Все «поганое общество», по терминологии С.Г. Нечаева, следует разделить на несколько категорий, которые одна за другой должны быть унич­тожены.

Нечаевщину осуждали большинство революционеров. Прави­тельство широко публиковало «Катехизис революционера» и мате­риалы суда над С.Г. Нечаевым, чтобы вызвать неприязнь у либе­рального общества к своим наиболее опасным противникам. История нечаевщины побудила Ф.М. Достоевского написать роман «Бесы», осуждавший цели и методы революционного подполья. Неверно было бы российское революционное движение 70—80-х годов XIX в. и последующего времени отождествлять с нечаевщиной.

В конце 60-х — начале 70-х годов возникли подпольные кружки с целью пропаганды среди крестьян. Один из них известен под названием кружка «чайковцев» по фамилии одного из его органи­заторов, студента медико-хирургической академии Н.В. Чайков­ского. Другое его название «Большое общество пропаганды*' В состав кружка входили известные затем участники народнического движения — С.Л. Перовская, Д.А. Клеменц, С.С. Синегуб, П.А. Кропоткин. Всего около 36 человек. Одновременно в Москве возник кружок так называемых сибиряков во главе с А. В. Долгушиным. Создавались также кружки самарцев, оренбуржцев и др. В основном это были студенты, выходцы из этих губерний.

Начало массовому движению в народ положили прокламация долгушинского кружка «К интеллигенции» и «Программа револю­ционной пропаганды», составленная П.А. Кропоткиным. Началось изготовление агитационных брошюр и листовок. Подпольная ли­тература ввозилась из-за границы. В брошюрах «Сказка о четырех братьях», «Как должно жить по закону природы и правды», «Сказ­ка о копейке» и других в доступной для крестьян форме излагались причины существующей социальной несправедливости и содержа­лись призывы к всенародному восстанию.

Участники движения в народ готовили себя к работе среди кре­стьян: учились ремеслу, изучали быт местностей, где они собира­лись вести пропаганду, учились разговаривать на простонародном языке. Для агитации избрали в первую очередь районы, где ранее были крестьянские волнения (Дон, Поволжье, Центральное Черноземье, часть Украины). Главная задача — войти в доверие к кре­стьянам и побудить их к активным действиям. В 1873—1874 гг. народническая агитация распространилась на 37 губерний. В хождении в народ участвовали более 2 тыс. человек.

Неудача массового хождения в народ объясняется прежде всего коренным расхождением между идеями, которые проповедовали революционеры, и истинными нуждами и настроениями основной массы крестьянства. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя и церкви, идеи социализма были непонятны им. Во многих случаях они сами сообщали ближайшему полицейскому чину о появлении в деревне каких-то неизвестных возмутителей. В разго­ворах крестьяне нередко сожалели об отмене крепостного права, говорили, что при «барах» было лучше.

Столкнувшись с реальным крестьянским миром, участники дви­жения убеждались в утопичности идей идеологов народничества о крестьянском бунте и наивной крестьянской вере в идеи социаль­ного переустройства общества на основах всеобщего братства и справедливости.

Причину провала массового хождения в народ его участники видели в отсутствии единого руководящего центра, централизован­ной партии. Неудачи вели их к идеям П.Л. Лаврова о необходимо­сти постепенного просвещения отсталых масс и создания для это­го боевой организации. Следующий этап народнического движения — создание в 1876 г. единой организации «Земля и воля» для централизованного руководства революционной деятельностью. В состав «Земли и воли» входили молодые революционеры — М.А. Натансон, В.А. Осин-ский, О.В. Аптекман, будущий основатель российского марксизма Г.В. Плеханов, а также другие участники движения С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский (Степняк-Кравчинскии) В.И. Фигнер и др.

Землевольцы видели свою цель не в немедленном возбуждении всеобщего бунта, а в подготовке масс, просвещении их, пробужде­нии в народе политического сознания. Под руководством «Земли и воли» началось новое движение в народ. На сей раз интеллигенция шла в деревню для просветительской и агитационной работы под видом учителей, врачей, агрономов; в деревне создавались неболь­шие ремесленные и торговые заведения.

Организаторы «Земли и воли» стремились поднять активность масс посредством коллективных протестов, ходатайств, отказа от уплаты податей. Под руководством землевольцев было организова­но несколько рабочих стачек. 6 декабря 1876 г. проведена демонст­рация у Казанского собора в Петербурге. В ней участвовали около 200 человек. Молодой революционер Г.В. Плеханов произнес речь, а рабочий Я. Потапов развернул знамя с надписью «Земля и воля». Полиция арестовала более 30 участников, которые были осуждены затем на каторге и в ссылку в Сибирь.

Землевольцы допускали также действия, дезорганизующие пра­вительство, в том числе и террор. Для этого была организована специальная группа, активность которой очень быстро росла. Пе­реход к террору и политической борьбе все больше выдвигались на первый план. Причин было несколько. Немаловажную роль играла психология революционеров, стремившихся к активным действи­ям, не приспособленных к мирной просветительской деятельнос­ти. Росли нетерпение и готовность совершить политический пере­ворот без участия народа. Сказывались репрессии правительства, которые вырывали лучшие кадры и грозили полным развалом. В се­редине 70-х годов было арестовано 770 человек. Менее чем за пол­тора года, с августа 1878 г. по декабрь 1879 г., 19 участников движе­ния были казнено.

Террор стал формой мести и уничтожения наиболее ненавист­ных членов правительства. В январе 1878 г. молодая революцио­нерка Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Вслед за этим М.С. Степняк-Кравчинскии убил шефа жандармов Мезенцева. Террористу удалось скрыться и перебраться за границу. В этом же году был убит харьковский генерал-губернатор. 2 апреля 1879 г. член землевольческой организации А. Соловьев предпринял попытку убить царя, но сделанные им че­тыре выстрела не попали в цель: Александр II упал лишь от испуга. Соловьев был казнен.

Проблема террора вызывала острые разногласия. В организа­ции «Земля и воля» образовалось два течения — «ортодоксы» и «новаторы». Во второй половине июня 1879 г. «новаторы» собра­лись в Липецке. После вдохновенных речей А. Желябова, А. Михайлова и других единогласно было решено отказаться от мирной культурнической деятельности среди крестьянства и сосредоточить все силы на борьбу с правительством путем террора. Было принято предложение Михайлова о подготовке убийства Александра II. К концу 1879 г. «Земля и воля» окончательно распалась. Большин­ство образовали новую революционную организацию «Народная воля», целиком посвятившую себя политической борьбе с прави­тельством путем террора. Меньшинство во главе с Г.В. Плехано­вым, О-В. Аптекманом, М.Р. Поповым, Я.В. Стефановичем и дру­гими объявили о создании организации «Черный передел», которая отстаивала старую тактику агитации и подготовки крестьянского восстания.

«Народную волю» возглавлял Исполнительный комитет из 20—30 человек. Это были испытанные, фанатично преданные идее революционеры — А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.И. Кибальчич. Один из участни­ков движения впоследствии писал, что всех их отличали «бесстра­шие и беспощадность к борьбе. Все охвачены одним настроением, одним порывом, одной целью». Количество оформленных членов организации доходило до 500, а примыкавших к движению было во много раз больше. Была создана военная организация во главе с офицером Сухановым, имевшая свои филиалы в Одессе, Тифли­се, Николаеве и Москве.

В отличие от своих предшественников «Народная воля» выдви­гала на первый план демократические преобразования: свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для демократичес­кого преобразования политического строя России на началах сво­боды слова, печати, сходок, общественных объединений, всеобще­го избирательного права, выборности должностных лиц и местного самоуправления. В экономической области предусматривалась пе­редача земли народу, фабрик и заводов рабочим.

Демократическая программа народовольцев сближала их с ли­бералами. Но либералы были сторонниками законных методов борьбы и постепенных преобразований. Конкретный план дейст­вий был сформулирован следующим образом: 1) создать централь­ную боевую организацию, способную поднять восстание, и про­винциальные организации, способные поддержать восстание; 2) склонить на свою сторону армию, заручиться поддержкой ин­теллигенции, общественного мнения Западной Европы.

«Народная воля» придавала большое значение привлечению на свою сторону рабочих, формированию активной рабочей прослой­ки для подготовки восстания. Агитацию среди рабочих возглавлял А. Желябов, участие в этом принимали А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер и др.

Однако работа в массах не получила широкого размаха. Главной формой практической деятельности народовольцев стал террор. Вся энергия и все силы Исполнительного комитета сосредоточились вокруг главной цели — убийства царя Александра II. Одновремен­но устраивались покушения на высших чиновников в разных горо­дах. Террористическая деятельность будоражила общественность, создавала обстановку нервозности в правительственных кругах. Несмотря на аресты и жестокие расправы, революционеры усили­вали натиск. Кучка неуловимых народовольцев почти два года вела неравную борьбу с могущественной махиной государственной вла­сти. По упорству, изобретательности и самоотверженности подоб­ных примеров в мировой истории найдется немного. Каждый день императору и высшим правительственным чиновникам угрожала серьезная опасность.

Самой крупной акцией явился взрыв в Зимнем дворце в февра­ле 1880 г., организованный рабочим-революционером Степаном Халтуриным. Под чужой фамилией он устроился столяром в цар­скую резиденцию; для взрыва был избран момент, когда вся цар­ская семья должна была собраться в столовой на торжественный обед по случаю приезда зарубежных гостей. Взрыв произошел рань­ше времени. Мощность его была недостаточной. Если бы попытка Халтурина удалась, то последствия для российской истории были бы непредсказуемы. Погибла бы вся династия Романовых. На сей раз С. Халтурину удалось скрыться, но в 1882 г. он был повешен за покушение на одесского губернатора.

Осенью 1880 г. «охота» на императора достигла высшего напря­жения. Были задействованы все возможные варианты. В роковой день 1 марта 1881 г. Александр II решил после дли­тельного перерыва выехать из Зимнего дворца на осмотр войск. Все возможные пути следования императора были буквально оцеплены революционерами. По углам улиц расставлены метальщики с ручными бомбами. Руководила операцией Софья Перовская. Бомба, брошенная Гриневицким, завершила долго готовив­шийся акт цареубийства. Главная цель, ради которой боролись и погибали революционеры 70-х — начала 80-х годов, была достиг­нута.

Однако программы практических действий после убийства царя у народовольцев не было. Первая реакция — обращение к народу и ультимативное письмо новому императору Александру III: или революция, кровавая и неизбежная, или добровольное обращение верховной власти к народу. Никакого отклика в народе кровавая акция 1 марта не получила. Либеральная общественность отверну­лась от террористов. Народные массы восприняли это как распра­ву с царем-освободителем. Правительство ответило массовыми репрессиями. Надежды на продолжение либеральных реформ окон­чательно исчезли. Новый император и его окружение стали на путь пересмотра многих реформ 60—70-х годов. Активные участники покушения сразу же были арестованы. Пять человек казнены. В фе­врале 1882 г. был устроен так называемый процесс двадцати. Перед судом предстали главные руководители Исполнительного комите­та «Народной воли». Оставшиеся на воле вскоре тоже были аресто­ваны. Большинство из них погибли на каторге и в тюрьмах. Лишь немногие дожили до 1904—1905 гг., когда они вышли на свободу.

Убийством Александра II закончился героический период на­роднического движения. Опыт истории показал, что насилие и террор не могут привести ни к политической свободе, ни к улуч­шению экономического положения трудящихся масс. Но народни­чество как идеология крестьянского социализма, как движение интеллигенции за экономические, социальные и политические преобразования продолжало существовать. Менялись формы борь­бы. Народники конца 80-х и 90-х годов отстаивали программу про­свещения народа, экономической защиты крестьянского хозяйст­ва и мелкого производства в городе от наступления крупного капитала. В начале 1900-х годов народническая идеология стала основой становления и деятельности партии социалистов-револю­ционеров (эсеров).

Как тактика революционной борьбы террор народовольцев себя не оправдал. Существует морально-нравственный аспект подобных методов революционного действия. Несомненно, что убийства за­частую неповинных людей, разгул кровавого террора не могут быть оправданы даже самыми высокими идеями и заботой о страдаю­щем народе. Никаких изменений в положении масс террор не при­носил, невозможно также оправдать террор репрессиями правительства. Действия революционеров усугубляли методы борьбы с ними. Убийства высших сановников и самого царя не ослабляли а, напротив, укрепляли самодержавный режим.

Однако проблема психологии революционеров, организаторов и исполнителей террористических действий более сложна. Невер­но изображать их кровожадными убийцами. Это были фанатики идеи, которые шли на верную смерть ради достижения высшей, по их мнению, цели — свержения тирании; достижение этой цели они считали высшим мерилом нравственности.

В последние годы появилось стремление огульного осуждения и карикатурного изображения революционеров 70—80-х годов XIX в. Этому способствует массовое издание тенденциозного романа ге­нерала Краснова «Цареубийцы», некоторые газетные и журналь­ные публикации. Предвзятый подход не способствует выявлению истины. Для этого требуется научный анализ объективно-истори­ческого развития пореформенной России, мотивации действий и психологии участников исторических событий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал