Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации детей с особенностями психофизического развития






1)Дети с задержкой психического развития 2) Дети с нарушениями речи 3) Дети с сенсорными и двигательными нарушениями 4) Дети с нарушениями общения 5)Дети со сложными дефектами развития.

В международной практике постепенно формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь. Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями в развитии. Основной целью всесторонней помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности является создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной реабилитации и интеграции в общество.

По официальным данным, приведенным в «Концепции обучения и воспитания, подготовки к жизни детей с недостатками умственного и физического развития в РБ», в 1992 г. насчитывалось 315, 8 тысяч детей с особенностями психического и физического развития, что составляло 12, 2 % от общего количества детей. Среди них дети: с явными и стойкими нарушения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – 15 тыс. человек; с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабослышащие) – 106, 2 тыс.; с умственной отсталостью – 26, 7 тыс.; с тяжелыми нарушениями речи – 137, 4 тыс.; с задержкой психического развития – 11, 9 тыс.; с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 18, 9 тыс.; с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное состояние) – данные не указаны; с комбинированными дефектами – данные не указаны. В 1996 году в республике был проведен единовременный учет детей и подростков с особенностями психического и физического развития по специально разработанным карточкам. С этого времени показатели ежегодно дополняются и уточняются. В настоящее время обнаруживается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями в развитии. Дадим краткую характеристику возможных нарушений в развитии.

Все нарушения в развитии в зависимости от времени возникновения могут быть разделены на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время беременности или с наследственными генетическими поражениями. Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка. По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

Причинами возникновения нарушений могут быть не только биологические, но и социальные факторы. Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозначают термином «дизонтогенез». Исследователи выделяют различные варианты дизонтогенеза:

· стойкое (психическое) недоразвитие: характеризуется выраженной незрелостью мозговых структур в результате раннего поражения;

· задержанное развитие: вызывается замедленным темпом формирования познавательной деятельностии эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;

· поврежденное развитие: имеет своей причиной врожденные и приобретенные нарушения, но их патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах (после 2-3 лет);

· дефицитарное развитие: является результатом тяжелых нарушений отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат);

· искаженное развитие возникает в результате сложного сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (например, детский аутизм);

· дисгармоничное развитие: характеризуется врожденной или рано приобретенной стойкой диспропорциональностью психического развития в эмоциональной сфере (например, психопатия и патологическое формирование личности).

Каковы особенности развития детей с физическими и психическими нарушениями?

1. Дети с нарушениями слуха – это дети неслышащие (глухие) с полным выпадением слуха или с остаточным слухом; слабослышащие (тугоухие) с частичной слуховой недостаточностью; позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью). Глухота вызывает более медленное и более своеобразное развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влияют на развитие всех познавательных процессов ребенка, воли, эмоций, чувств, характера и других свойств личности. Между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, а средством общения их со слышащими являются естественные жесты.

2. Дети с нарушениями зрения – это дети незрячие (слепые) с полным отсутствием зрительных ощущений или с сохранившимся светоощущением, или с остаточным зрением; слабовидящие; с косоглазием и др. нарушениями зрения. Обучение незрячих детей осуществляется на основе системы Брайля посредством осязания.

Чем раньше возник дефект зрения, тем большее негативное влияние он оказывает на формировании психики ребенка, на развитие познавательных процессов (уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество). Физическое развитие характеризуется нарушением точности движений, их интенсивности, специфической ходьбой. Затрудняется общение, нарушается игровая деятельность. Особое значение для слепых и слабовидящих людей имеет осязание как ведущий фактор компенсаторного развития: именно через осязание происходит познание ими окружающего мира. Большое значение имеют также слуховое восприятие и речь.

3. Дети с нарушениями (недоразвитием, утратой) функций опорно-двигательного аппарата. Значительнуючасть таких детей составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Это заболевание возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Оно проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности.

Требуется специальная работа по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в двух направлениях: приспособление к ребенку окружающей среды (специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы и т.п.) и приспособление самого ребенка к обычным условиям окружающей среды.

Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.

По данным Министерства образования РБ по состоянию на 15.09. 2004 г. детей с ОПФР (122752 ребенка) – 6, 11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР:

  • 67, 54 % составляют дети с нарушениями речи,
  • 17, 36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития,
  • 14, 00 % – дети с умственными ограничениями,
  • 6, 45 % – дети с нарушениями зрения,
  • 4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • 2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями,
  • 2, 15 % – дети с нарушениями слуха.

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка.Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, – писал Л.С. Выготский, – что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”.

Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота – вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки – недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.

Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.

В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности, которые являются способом приспособления личности определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей – мимическое жестовое общение.

Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития – необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с проблемами в развитии к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.

Таким образом, на развитие ребенка с проблемами в развитии будут влиять следующие факторы:

  1. вид (тип) нарушения;
  2. степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть – ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития;
  3. срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие – повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.

Существуют различные классификации детей с особенностями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. По характеру нарушений различают следующие категории:

1. глухие;

2. слабослышащие;

3. позднооглохшие;

4. незрячие;

5. слабовидящие;

6. лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7. лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

8. лица с нарушением интеллекта;

9. лица с задержкой психического развития (труднообучаемые);

10. лица тяжелым нарушением речи;

11. лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

1. телесные(соматические) нарушения;

2. сенсорные нарушения (слух, зрение);

3. нарушения деятельности мозга(умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1. врожденное нарушение развития;

2. несчастный случай, стихийное бедствие;

3. дорожно-транспортное происшествие;

4. экология; болезнь и др.

Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

1. Дети с нарушением слуха и зрения:

1) с недостатками слуха:

а) глухие (неслышащие) дети;

б) слабослышащие (тугоухие) дети;

2) со стойкими дефектами зрения:

а) слепые (незрячие) дети;

б) слабовидящие дети.

2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:

1) умственно отсталые:

а) олигофрения;

б) деменция;

2) интеллектуальная недоразвитость:

а) идиотия;

б) имбецильность;

в) дебильность;

3) с задержкой психического развития (ЗПР):

а) ЗПР конституционного происхождения;

б) ЗПР соматогенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрастенического характера.

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи:

1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

2) нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).

5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)

6. Дети с искаженным развитием – психопатия, патология влечений.

Классификация детей с ОПФР (по специалистам – дефектологам):

  • Дети с сенсорными нарушениями (слух, зрение).
  • Дети с нарушением речи.
  • Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.
  • Дети с интеллектуальными нарушениями.
  • Дети с комплексными нарушениями.
  • Дети с искаженным развитием.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал