Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология государственного управления






Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

Без свойств системности государственное управление осуществляться не может. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей.

В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность и эффективность.

При определении системы государственного управления пользуются общеметодологическим подходом к определению общеродового понятия " система". Согласно этому подходу под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

 

К субъектам государственного управления относятся:

- в широком смысле - система органов государственного управления, все множество политических, общественных организаций, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лобби, средств массовой информации (СМИ), негосударственных организаций; каждый гражданин;

- в узком смысле - законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

 

К объектам государственного управления можно отнести:

- первичный элемент социально-экономической системы - человека;

- в зависимости от выбранных классификационных признаков - отрасли, регионы, организационные формы различных видов собственности и т.п.;

- социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

 

Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных подсистем.

1. Система управляющая - государство как определяющий субъект управления.

2. Система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления.

3. Система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, горизонтальные и вертикальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных.

 

Предметом системы государственного управления является и территориальное образование. Последнее, которое может выступать в роли государства, региона или другого любого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению.

Многогранность управления как социального явления нуждается в организации, обеспечении и постоянном совершенствовании.

 

Содержание теории государственного управления включает наряду с общими теоретическими основами управления (организационная теория; теория принятия решений; мотивационная теория и т.д.) специфические теории, изучающие отличия, привносимые в управленческую сферу государственными институтами.

Кроме того, государственное управление как самостоятельная дисциплина отличается от пограничных дисциплин (политологии, социологии управления, экономики государственного сектора, теории государства, административного права, конституционного права), поскольку акцентирует внимание прежде всего на методах управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня.

Как и любая наука, теория государственного управления ставит перед собой цели: дескриптивную, в соответствии с которой описывается предмет исследования; прагматическую, в соответствии с которой государственные служащие получают знания для решения практических проблем; теоретическую, достижение которой помогает описать причины и следствия, функциональные взаимосвязи.

Способы и приемы достижения этих целей представляют в совокупности методологию изучения государственного управления.

 

Различия в методологии являются основным критерием выделения четырех направлений, в рамках которых проводятся исследования по теории государственного управления:

1) программный подход;

2) государственный менеджмент;

3) институциональный подход;

4) теория общественного выбора.

Несмотря на различия в теоретических подходах к изучению государственного управления, в каждом из них задаются сходные вопросы.

Как создать организационные структуры, способные эффективно достичь желаемых результатов?

Как создать мотивацию для чиновников делать то же самое?

Как принимать важные для населения решения в бюрократических структурах и измерять результаты выполнения этих решений?

Отдельные направления обычно различают не только по изучаемым аспектам государственного управления, но и по методам исследования.

 

Важнейшие методы теории государственного управления: структурно-функциональный, институциональный, поведенческий, сравнительный, исторический.

 

Содержание понятия " государственное управление" Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей. Система государственного управления как научная дисциплина изучает организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое. Существуют также традиционная, рациональная и маркетинговая модели управления.   Все виды государственного управления, так же как содержание, объем и формы проявления конкретных функций государства, обусловлены конкретным типом государства, его социальной сущностью, определяются его исторической эволюцией. Главное при этом - достижение баланса в сочетании потребностей, интересов общества и возможностей государства. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: 1) власть; 2) управление; 3) территория; 4) экономическая система. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, заданную   типовыми особенностями функционирования исполнительных и представительных органов власти. Форма правления - это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти. Способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями называется формой государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедерация). Основополагающими категориями в теории государственного управления являются также понятия " государственное управление", " политическое управление", " государственное администрирование", " административногосударственное управление", " бюрократия". Государственное управление - система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата. Политическое управление включает систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития. Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими – бюрократами. Администрацией (или бюрократией) называют любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения. Государственная администрация - рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз. Административно-государственное управление осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений передается на нижние этажи " управленческой лестницы". Государственное администрирование - деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики. Во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал