Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья ЖЕРДЕВЫХ, проживающих в с. Средний Икорец Лискинского района Воронежской области.






НЕМНОГО ИСТОРИИ

v Со слов б. Лены: У реки ДОН много притоков, много рыбы, икры. Потому и название у села ИКОР Е Ц. Вначале так и называли ИКОР Е Ц с ударением на букву Е, а позднее стали величать по-иному: ИК О РЕЦ.

v ПО Дону берега меловые, крутые. В них могли делать пещеры, в которых жили отшельники-монахи. Они на белых стенах подземелья кресты дымовые от факелов оставляли. Потом Лена с ребятами тайком пробиралась к этим пещерам, с любопытством и страхом разглядывая следы неизвестной ей жизни.

v Дед Иван (их родственник) ходил в Иерусалим пешком, там жил долго. Дети его дразнили, называли д. БУЛИМ, (примерно в 1932 г.).В годы коллективизации семьи зажиточные высылали, наша семья остановилась в ГЕОРГИО-ДЕЖ ЛИСКИНСКОГО района. Назывался он раньше город СВОБОДА, дед работал там в библиотеке. У деда БУЛИМ был дочь ВЕРА. Звали её СВЯТАЯ ВЕРА, она пела в церкви, пока ту не закрыли.

v Как-то мимо села проходили репрессированные, одни из них – семья ДАНЬШИНЫХ (две сестры, двое детей), подарила дяде б. Лены икону «СНЯТИЕ ХРИСТА» (с креста). ДАНЬШИНЫ были культурными, образованными, в колхозе не работали, они красили марлю, делали её кружевной, получались красивые, нежные шарфы. Эти шарфы обменивали на еду.

v Дальнего родственника МИХАИЛА раскулачили, выслали из села. Дом раскулаченных растащили по брёвнышку, когда высланные вернулись – долго жили на огороде в землянке, жена умерла, не выдержав тяжести жизни.

v Двоюродный брат ФЁДОР ПАВЛОВИЧ ЖЕРДЕВ был раскулачен, его самого выслали на УРАЛ для работы в ШАХТАХ, а семья осталась. Позднее они смог вернуться домой.

v Родной брат АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ЖЕРДЕВ не готов был к войне, т. К. его перед войной сослали на УРАЛ к пленным. Жил в землянке, строил бараки. Когда загорелась шахта, Андрей получил травмы, оглох навсегда. Он семь лет прожил на УРАЛЕ, его еле вызволили оттуда после войны. Смог вернуться в родные места.

v ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ был водолазом, не вернулся домой с войны.

v Отец, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ, в числе первых вступил в колхоз, всё, что было, отдал туда. В семье в этот момент было четыре ребёнка: ВАСИЛИЙ, МАРИЯ, ЕЛЕНА, НАСТЯ (умерла до войны). Отец и мать были СТАХАНОВЦАМИ – ПЕРЕДОВИКАМИ, их уважали. Приезжали как-то в село артисты из города, и отец пел с ними. У него был красивый первый голос. Он хорошо плясал, дробил барыню. До войны на работу часто собирали людей стуком в окно. Отец стучал в окно, гармонист на телеге сидит, играет на гармонике, а отец, постучав в окно, дробь отплясывал, на работу зазывал.

Перед войной и в войну дети работали наравне со взрослыми от зари до зари: опыляли пшеницу. Это делалось так: на большом расстоянии двое шли и держала в рукав верёвку, которой били по колоскам. Пололи просо.

Ели картошку, квашеную капусту, огурцы. Помидоров не было, лука. Начала буйствовать холера, много взрослых, а особенно детей умирало. На подворье держали поросят, их кормили только травой, а потому старались побыстрей продать.

 

ВОЙНА

Но этот мирный труд был взорван войной.

И уже на левом берегу Дона – немецкие войска, на правом – наши. Семью Леночки выселили из дома, т.к. нужно было расквартировать русских солдат. Солдаты над огнём рубахи свои, гимнастёрки калили, чтобы вшей вывести, варили картошку. В соседний дом попал снаряд, от него на воротах следы остались в виде красивых осколков. Рвались и зажигательные бомбы.

Но этот мирный труд был взорван войной.

И уже на левом берегу Дона – немецкие войска, на правом – наши. Семью Леночки выселили из дома, т.к. нужно было расквартировать русских солдат.

Она сама, тогда ещё 14-летняя девочка, работала наравне с взрослыми. Например, от зари до зари тяпками пропалывала просо на поле, загружала ведром зерно в машину, теребила коноплю, пряла её, рыла окопы. Сейчас уже с улыбкой вспоминает, как при обстреле прыгала в окоп, а там лягушки! Так она их боялась больше, чем снарядов, и всё норовила обратно выпрыгнуть. А осколки снарядов были красивые, с резными краями.

Листва на ветках не обвяла,

Что мимолётом ссёк снаряд.

Ещё для жизни сроку мало:

Здесь немцы были час назад.

Она сама, тогда ещё 14-летняя девочка, работала наравне с взрослыми. Например, от зари до зари тяпками пропалывала просо на поле, загружала ведром зерно в машину, теребила коноплю, пряла её, рыла окопы. В каждом дворе тоже были окопы, по два солдата следили за тем, чтобы каждая семья успевала прыгнуть в это укрытие при бомбёжке, даже ругались, если кто промедлит. Ругались и на ЕЛЕНУ, когда та визжала от лягушек, упавших на дно окопа. Сейчас уже с улыбкой вспоминает, как при обстреле прыгала в окоп, а там лягушки! Так она их боялась больше, чем снарядов, и всё норовила обратно выпрыгнуть. А осколки снарядов были красивые, с резными краями.

Листва на ветках не обвяла,

Что мимолётом ссёк снаряд.

Ещё для жизни сроку мало:

Здесь немцы были час назад.

До сих пор перед глазами страшная картина: молодая мама кормит ребёнка грудью, а осколок снаряда разрывает глаз младенца… Но его спасли, отправили на самолёте в тыл.

Её брат Василий ушёл на фронт, стал водолазом, с войны не вернулся, пропал без вести.

А отец обслуживал военный аэродром. Однажды в феврале, морозном месяце возвращался домой. Идти нужно было через железную дорогу. Начался обстрел. Ему перебило ноги, он упал на шпалы. Лежал без сознания всю ночь, над ним даже состав проходил. Утром пришли собирать погибших, а он застонал… В госпитале много было раненых. Но и нищета была страшная.

Положили отца на голую сетку, кровать даже нечем было застелить. Окровавленные ноги примёрзли к железу. Приехала к отцу Маша (сестра Елены), а он лежит весь опухший от голода и холода. Даже крысы уже объели его руках (особенно в местах, где кровь берут на анализ), ногах, голове. Надлежащего ухода не было. Отдала Маша медсестре привезённое просо, сухари. Сразу нашли и гипс, и костыли. Увезла его Маша домой.

Дома на печи отогревался, слушал байки наших солдат. А шутки, юмор и на войне были. Без этого никак. Елена Сергеевна помнит, как среди морозов резко вдруг распахнулась дверь, в неё влетает спиной вперёд солдат и тянет изо всех сил за рога корову в дом! Все тут начали на него кричать, ругаться, зачем, мол, скотину сюда тащит, и так места мало. А оказалось, что это вовсе и не корова, а только голова от неё! Эту голову поддерживал другой солдат, который прятался за дверью. Все так громко расхохотались от такой шутки, что чуть стёкла из окон не повылетали. Когда солдаты снялись с постоя, т.к. вынуждены были отступать, то семья ЛЕНЫ обнаружила много писем солдатских, конвертов, в одном из них лежал крестик.

А ещё вспоминала, как работали летом на поле. Тут налетели два немецких самолёта, но они не стали стрелять, а сбросили листовки. В них фашисты угрожали: «Не будете соблюдать Святую Троицу, будете работать в этот день – постреляем!». Брать в руки листовки запрещалось: иначе по законам военного времени будут считать предателем.

Когда Воронеж освободили, погнали пленных немцев через село, оставляли на ночь в полуразрушенной церкви. Умерших хоронили в общей яме на сельском кладбище. Яму эту не зарывали в течение нескольких дней, потому что всё подвозили и подвозили мёртвых. Их находили и на полях, лежали трупы и вдоль дороги: вытаивали из-под снега весной. Потом поставили над их могилой большой жёлтый крест. Так и лежат теперь рядом: бывшие враги и родственники Елены Сергеевны. Смерть всех помирила.

…И, указав на земли эти

Внучатам нынешних ребят,

Учитель в школе скажет: -Дети,

Здесь были немцы век назад.

А ещё Елена Сергеевна вспоминает, что в село привезли мешок конфет. Даже ей две штучки досталось.

Из сводок того времени: «…Сельское хозяйство вышло из войны крайне ослабленным. Жестокая засуха 1946 года нанесла ещё один удар по селянам…»

Да, после войны тяжело было, разруха везде. Печи топили стернёй, стеблями подсолнухов, да и те запрещалось брать. Крыши перекрывали соломой. А её надо было сначала в пучки связывать, укладывать. Работали все: и взрослые, и дети. На полях собирали трофей: из брошенных противогазов делали себе очки, из дыхательных шлангов доставали проволоку, из которой мастерили спицы. Дома многие разрушены, стёкол в окнах не было, оконные проёмы закладывали кирпичом, который выламывали из стен разбитой церкви. Для света оставляли крохотные отверстия. Обогревались стернёй, она быстро сгорала, тепла не накопишь. Дрова не возьмёшь- не разрешалось. Позднее стали привозить уголь, который меняли на картошку. Мама ЛЕНЫ выращивала табак, огуречную и капустную рассаду, продавая их на станции. Один стакан табака и один стакан соли стоил 100 руб. Лене купили валенки в 1945 году за 14 тысяч рублей. Хлеба не хватало.

На полях «иной урожай»: осколки разорвавшихся снарядов, гильзы от патронов. Война откатилась от Дона, но отпускать не торопилась, искала новые жертвы. И погибали на полях колхозники от неразорвавшихся мин, и калечились мальчишки, бросая в огонь найденные патроны, разбивая снаряды… Не приступишь к жатве, не засеешь поле.

Юная Елена оправилась учиться на агронома – семеновода. Ушла в военном бушлате, кирзовых сапогах, в юбке из немецкой плащ – палатки. Получив образование, в числе односельчан восстанавливала разрушенное войной хозяйство.

В 1954 году ей вручили путёвку: развернулась кампания по освоению целинных земель Северного Казахстана.

Елена – труженица тыла,

В час лихой в окопах стыла.

Но призвала её страна:

Пусть даст хлеба Целина!

Из Воронежских лесов

В жесточайший край ветров

Отправилась Елена –

Была девчонкой смелой!

Жила и в палатке, и в вагончике… Всё непривычно было. После щедрой российской земли – голая, открытая всем ветрам степь. В степной пурге и метелях, в весеннюю распутицу гибли люди, техника. Но хлеб страна получила.

Всё пережила Елена, здесь встретила и своего суженого – Георгия, моряка – подводника. Сам он родом с Урала, из с. Печмень Бардымского района. Призывался Бардымским РВК Молотовской области (ныне город Пермь). Проходил службу в береговой базе 4 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

Был подводником на флоте -

Волны вместо солнца.

Он фашистов разгромил,

Взялся за японцев!

Георгий Петрович Косых награждён медалью «За победу над Японией», ему был вручён и Военно – морской флаг.

На Целину тоже прибыл по комсомольской путёвке.

И теперь он – первоцелинник,

Как богатырь – былинник,

Вновь одержал победу,

Стране дал много хлеба!

За самоотверженный труд на благо Родины Елене Сергеевне присвоили звание «Труженик тыла» и вручили медаль. Георгий Петрович – ветеран ВОВ, имеет заслуженные награды и за годы войны, и за годы мирного труда.

Ему не спится по ночам,
С собой ведёт беседы,
И редко ходит по врачам,
И плачет в день Победы.
Пусть помнит мирная страна
О том, что ветераны -
Сама ожившая война,
На сердце нашем рана.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал