Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки остановки в личностном росте
Личностный рост – это спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми. Личностный рост предполагает: • расширение зон самоосознания (Ф. Перлз); • полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»; • выбор решения как жить в настоящем моменте; • принятие ответственности за свой выбор. Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий. Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека. Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви и признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития. Личностный рост является сложным диалектическим процессом, для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей жизни быть способным: • понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость; • определить свое место в жизни, среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку; • находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности. Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: • пассивная позиция по отношению к действительности; • вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: 1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 3) создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Признаки остановки в личностном росте: • непринятие себя; • внутриличностный конфликт; • непродуктивные личностные ориентации; • нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой; • закрытость для нового опыта; • суженность границ «Я»; • ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью); • отсутствие гибкости, спонтанности; • сужение зон самоосознания; • непринятие ответственности за свое бытие и т. д.
|