Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.






3.3. Индия и Дальний Восток в средние века Средневековье как этап истории Востока. Употребление термина «средние века», впервые примененного по отношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком. Очевидно, что развитие восточной цивилизации в принципе отличается от европейского аналога. Европейское Средневековье — синоним «феодализма», это период хронологически занимающий промежуток между античностью и новым временем, эпохой формирования капиталистических отношений. На Востоке не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточного общества, в частности, прогрессивные элементы проявляются в усовершенствовании технологий, развитии ремесел, росте городов, совершенствовании социально-политической структуры. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена соседствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими системы ценностей, влияющие на политическое развитие, официальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение. В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь путь принятия условной хронологической грани. Начало восточного Средневековья условно датируется началом, первыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в XIX веке — и совпадает с периодом активной колониальной экспансии европейских капиталистических держав, вызвавшей ломку и перерождение традиционной общественной структуры Востока. Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов. Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглаживанию противоречий на нижних «этажах» общества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья. Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города. Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов. Образование мусульманских государств на территории Индии — Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Великих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги. Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры. Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии. Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279). Залогом экономического процветания стала специфическая система землевладения («система равных наделов», уравнительного землепользования). В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности- «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны. Она явилась основой, посредством которой Китай достигает успехов во внешней политике, культуре. Колоссальный расцвет испытали сферы производительных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля. В политическом плане империя опиралась на разветвленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, громадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уездных, всегда назначались из центра и контролировались непосредственно им, что было особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость. Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполитическими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную активность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит столкновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности населения и ограниченности ресурсов приводило к уменьшению наделов основной массы крестьян, усилению податного обложения, снижению качества жизни. Средневековый Китай был эпохой мощных крестьянских восстаний, которые разоряли страну и усиливали кризис. Затяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан. Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внешней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла организовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские завоеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань. В юаньской империи различались четыре категории подданных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войсками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой самостоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то " время как дорогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти представляла также монгольская знать, располагавшая значительными военными силами и полномочиями. Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юань- ского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии — Мин (1368—1644). Япония. Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.). На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические функции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании. Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверждается новая форма землевладения - феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес ленников, крестьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений. Однако в целом Япония пошла по пути развитая собственнических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических условий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства. Вопросы к разделу 3 1. Укажите особенности политического развития Европы в раннее средневековье. 2. В чем заключаются особенности европейского феодализма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феодализм»? 3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории? 4. Что обеспечило превращение ислама в мировую религию? 5. Какие этапы переживала в своем развитии цивилизация средневековой Европы? 6. Охарактеризуйте роль церкви в средние века. 7. Чем было вызвано появление городов в Европе? 8. Назовите основные черты европейской культуры в средние века. 9. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIV веке? 10. Что означает период средних веков для стран Европы? 11. Назовите известные вам теории происхождения славян, их этнической территории. 12. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VII — IX веках? 13. Что известно о социально-экономическом развитии, общественных отношениях восточных славян? 14. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»? 15. В чем состояла специфика политического строя Киевской Руси эпохи расцвета (конец X— середина XI вв.)? 16. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях? 17. Какие черты были присущи военно-политической деятельности первых христианских князей — Владимира и Ярослава Мудрого? 18. Когда начался распад Киевской Руси и какими явлениями и процессами он сопровождался? 19. Что такое феодальная раздробленность, каковы ее предпосылки и сущность на Руси? 20. Дайте сравнительную характеристику политического строя во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. 21. Как повлияло монголо-татарское завоевание Руси и длительное иноземное иго на жизнь русского общества? 22. Почему возвысилась Москва? 23. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княжество, прежде чем оно стало центром Российского государства? 24. Как можно оценить тип власти, сложившийся к концу правления Ивана III? 25. Что было характерно для духовной жизни Руси XIV — XV вв.? 26. Укажите условные хронологические рамки эпохи Средневековья на Востоке. Назовите специфические черты политического строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.

 

3.3. Индия и Дальний Восток в средние века Средневековье как этап истории Востока. Употребление термина «средние века», впервые примененного по отношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком. Очевидно, что развитие восточной цивилизации в принципе отличается от европейского аналога. Европейское Средневековье — синоним «феодализма», это период хронологически занимающий промежуток между античностью и новым временем, эпохой формирования капиталистических отношений. На Востоке не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточного общества, в частности, прогрессивные элементы проявляются в усовершенствовании технологий, развитии ремесел, росте городов, совершенствовании социально-политической структуры. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена соседствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая система оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеобразие восточных государств складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими системы ценностей, влияющие на политическое развитие, официальную идеологию, мировоззрение людей и их поведение. В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь путь принятия условной хронологической грани. Начало восточного Средневековья условно датируется началом, первыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в XIX веке — и совпадает с периодом активной колониальной экспансии европейских капиталистических держав, вызвавшей ломку и перерождение традиционной общественной структуры Востока. Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов. Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглаживанию противоречий на нижних «этажах» общества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья. Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города. Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов. Образование мусульманских государств на территории Индии — Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Великих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги. Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубинных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры. Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии. Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279). Залогом экономического процветания стала специфическая система землевладения («система равных наделов», уравнительного землепользования). В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности- «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны. Она явилась основой, посредством которой Китай достигает успехов во внешней политике, культуре. Колоссальный расцвет испытали сферы производительных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля. В политическом плане империя опиралась на разветвленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, громадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уездных, всегда назначались из центра и контролировались непосредственно им, что было особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость. Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполитическими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную активность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит столкновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности населения и ограниченности ресурсов приводило к уменьшению наделов основной массы крестьян, усилению податного обложения, снижению качества жизни. Средневековый Китай был эпохой мощных крестьянских восстаний, которые разоряли страну и усиливали кризис. Затяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан. Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внешней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла организовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские завоеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань. В юаньской империи различались четыре категории подданных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войсками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой самостоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то " время как дорогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти представляла также монгольская знать, располагавшая значительными военными силами и полномочиями. Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юань- ского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии — Мин (1368—1644). Япония. Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.). На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические функции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании. Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверждается новая форма землевладения - феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес ленников, крестьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений. Однако в целом Япония пошла по пути развитая собственнических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических условий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства. Вопросы к разделу 3 1. Укажите особенности политического развития Европы в раннее средневековье. 2. В чем заключаются особенности европейского феодализма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феодализм»? 3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории? 4. Что обеспечило превращение ислама в мировую религию? 5. Какие этапы переживала в своем развитии цивилизация средневековой Европы? 6. Охарактеризуйте роль церкви в средние века. 7. Чем было вызвано появление городов в Европе? 8. Назовите основные черты европейской культуры в средние века. 9. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIV веке? 10. Что означает период средних веков для стран Европы? 11. Назовите известные вам теории происхождения славян, их этнической территории. 12. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VII — IX веках? 13. Что известно о социально-экономическом развитии, общественных отношениях восточных славян? 14. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»? 15. В чем состояла специфика политического строя Киевской Руси эпохи расцвета (конец X— середина XI вв.)? 16. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях? 17. Какие черты были присущи военно-политической деятельности первых христианских князей — Владимира и Ярослава Мудрого? 18. Когда начался распад Киевской Руси и какими явлениями и процессами он сопровождался? 19. Что такое феодальная раздробленность, каковы ее предпосылки и сущность на Руси? 20. Дайте сравнительную характеристику политического строя во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. 21. Как повлияло монголо-татарское завоевание Руси и длительное иноземное иго на жизнь русского общества? 22. Почему возвысилась Москва? 23. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княжество, прежде чем оно стало центром Российского государства? 24. Как можно оценить тип власти, сложившийся к концу правления Ивана III? 25. Что было характерно для духовной жизни Руси XIV — XV вв.? 26. Укажите условные хронологические рамки эпохи Средневековья на Востоке. Назовите специфические черты политического строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.

 

       

 

Новое время: понятие и периодизация Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в исторической литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отечественной историографии точкой отсчета Новой истории было принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «старого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время большинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера.  
 

Темпы экономического развития европейских стран еще более возрастают.Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями. Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых (особенно об Индии) распространялась слава как о стране несметных сокровищ и с которыми торговля была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам в навигации и кораблестроении. Так, европейцы научились строить каравеллы – быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление географических знаний, прежде всего в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли, и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали путь в восточные страны.

Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451-1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поддались его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454-1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499-1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая не известная еще европейцам часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469-1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519-1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480-1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал