Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общемировой кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны 1 страница




Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929—1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Необходимо отметить, что периодические кризисы “ это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция — завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий.
В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Традиционные средства выхода из кризиса не работали, поэтому перед политическими элитами стран мира встала задача изменения социальных функций: они постепенно осознают ограниченность позитивного потенциала чисто либеральной экономической модели и подходят к мысли о необходимости создания государственного механизма экономического регулирования.
Кейнсианство. Практическим руководством для многих правительств европейских государств стали работы Д. Кейнса. Кейнс и его последователи предлагали заменить экономическую стратегию на производстве: вместо наступления на зарплату, «выжимания пота» необходимо было, чтобы государство пошло по пути социального реформирования, повысив оплату труда рабочим, перераспределив средства особо нуждающимся. Данные меры должны были расширить объем потребления, создать эффективный спрос. Кроме того, ученый предлагал сформировать институты социального партнерства между трудом и капиталом (заключение коллективных договоров между работниками и работодателями). Государственное законодательство, должно было закрепить эти документы правовым порядком.
Некоторые политические деятели стран Запада использовали теорию кейнсианства. С начала 30-х годов в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономическую сферу — государство встраивается в сам процесс общественного воспроизводства в качестве его важнейшего структурного звена. Этот феномен принимал различные формы, которые зависели от конкретных исторических условий каждой отдельной страны.
«Новый курс» Рузвельта. В США после прихода к власти президента Ф. Рузвельта провозглашается политика «нового курса». Она включала следующие направления:
1) в промышленности: принудительное картелирование предприятий (более крупные поглощали более мелких, неконкурентноспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;
2) в сельском хозяйстве государство стремилось добиться повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличить доходы фермеров. С этой целью власти осуществляли сокращение посевных площадей и поголовья скота, согласившиеся на эти меры фермеры получали компенсацию. Некоторые фермеры получили государственные дотации;
3) в финансовой сфере: сокращение и реорганизация банковской системы, девальвация доллара, контроль над выпуском бумажных денег и ценных бумаг;
4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях. Наемным работникам предоставлялись определенные социальные гарантии: в законодательном порядке фиксировались минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. В целях борьбы с безработицей организуется специальная администрация общественных работ, осуществляющая строительство гражданских и военных объектов. Данные меры привели к положительным результатам и способствовали постепенному выходу США из кризиса. Необходимо отметить, что «новый курс» осуществлялся в условиях сохранения и развития традиционной американской демократической системы («мягкий вариант»).
Германия: от Веймарской республики к нацистской диктатуре. Гораздо более жесткий путь выхода из экономического кризиса избирает германская политическая элита после прихода к власти в 1933 году национал-социалистической партии во главе с Гитлером. Процессы огосударствления социально-экономической сферы развертываются здесь одновременно со свертыванием парламентской демократии и установлением тоталитарного режима.
Когда в стране разразился кризис, у власти находилось правительство «большой коалиции» во главе с лидером СДПГ Г. Мюллером. Однако в марте 1930 г. коалиция раскололась. Кризис расшатал структуру Веймарской республики. Новое правительство возглавил Г. Брюнинг. Его кабинет не имел большинства мест в рейхстаге и вынужден был осуществлять управление государством лишь с помощью чрезвычайных декретов. Законодательные функции парламента были фактически сведены на нет, что свидетельствовало о кризисе парламентаризма.
Правительство Брюнинга проводило консервативную экономическую политику: сокращало социальные расходы и увеличивало налоги на физических лиц. Такая политика не только не способствовала росту популярности правительства, но и вела к дискредитации демократических институтов в глазах рядовых немцев. Это подтвердили проходившие в 1930 г. выборы в рейхстаг, принесшие крупный успех нацистской партии. За нее проголосовало 5, 6 млн избирателей, и она стала второй по численности партией в рейхстаге. Что же позволило нацистам добиться таких результатов? Национал-социалисты являлись «буржуазной партией нового типа». Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу «вождизма», эта организация превратилась в мощную политическую силу. Однако успех нацистов объяснялся не только и не столько особенностями организации их партии. А. Гитлер предложил немцам собственную программу развития общества, у которой, с одной стороны, не было аналогов, а с другой, она оказалась привлекательной для самых широких слоев населения. В центре, мировоззрения нацистов находилось несколько идей. Они исходили из того, что мир разделен не по классовому признаку, как утверждали последователи К. Маркса, а по национальному. Нация является основной единицей, совокупность которых формирует мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие и низшие. Немцы относились к числу высших, и у них была, по мнению нацистских идеологов, особая историческая миссия — стать главной движущей силой в создании «нового мирового порядка». Для реализации этой установки необходимо было уничтожить Версальскую систему и создать «Великую Германию».
В правящей элите, поначалу настороженно отнесшейся к нацистам, произошел поворот в настроениях в сторону поддержки этой партии, как единственной силы, способной предотвратить революцию и экономический крах. В октябре 1931 г. совещание представителей финансово-промышленных кругов сделало ставку на привлечение нацистов к власти.
В апреле 1932 г. проходили выборы президента Германии. Хотя на них победил Гинденбург, Гитлер собрал 13, 4 млн голосов. После отставки правительства Брюнинга, которого сменил фон Папен, дрейф вправо продолжился. Эту тенденцию закрепили итоги парламентских выборов, проходивших в июле 1932 г., когда за национал- социалистов проголосовало 13, 2 млн человек, и они стали первой фракцией в рейхстаге. Итоги выборов свидетельствовали о том, что нацистам удалось поглотить почти весь электорат буржуазных партий, которые в этот период переживали глубокий кризис. Из серьезных оппонентов у национал-социалистов оставалось лишь две партии — СДПГ и КПГ.
Если бы обе партии объединили свои усилия в борьбе с правой опасностью, то они могли бы остановить марш нацистов к власти. Однако этого не произошло. Взаимная неприязнь социал-демократов и коммунистов помешала им организовать совместные действия против нацистов. Создание единого антифашистского фронта оказалось невозможным.
Между тем нацистская партия активно рвалась к власти. Общая обстановка благоприятствовала их планам. Кабинет Папена не имел опоры ни в рейхстаге, ни в обществе. Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся в ноябре 1932 г., не принесли решающего перевеса ни одной из партий. В условиях политической нестабильности правящая элита решила передать все рычаги управления страной нацистам. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера главой правительства.
Оказавшаяся во главе государства национал-социалистическая партия в течение 1933—1934 годов избавляется от всех оппозиционных партий и движений (главный удар был нанесен по социал-демократам и коммунистам: они были фактически поставлены вне закона — деятельность партий запрещалась, а многие их представители оказались за решеткой). Фашистская партия превратилась в монопольно правящую партию. Постепенно осуществляется сращивание правящей партии с государственным аппаратом. После чисток министерств и ведомств на места прежних чиновников были поставлены нацисты. Ликвидируются местные представительные органы. Для управления на местах создается институт гауляйтеров (главы администраций): они назначались также по представлению региональных партийных организаций.
При новой власти резко усилилось государственное вмешательство в экономические процессы. Для управления промышленностью создавался Генеральный совет германского хозяйства, общеимперская экономическая палата, 18 экономических территориальных палат — эти органы контролировали и планировали всю экономическую деятельность, их решения имели силу закона. Жесткому регулированию подверглось и сельское хозяйство. Во всех финансовых и производственных организациях вплоть до предприятий вводился принцип фюрерства. Это означало что глава предприятия, экономической палаты пользовался неограниченными полномочиями, единолично устанавливал расценки, продолжительность рабочего дня, штрафы. Существовавшие до этого заводские советы, третейские суды были ликвидированы.
Партия опиралась на развитую систему идеологического воздействия на массы путем пропаганды, а также на разветвленную систему карательных органов (штурмовые отряды, политическую полицию — гестапо и другие). Нацистское руководство создает широкую сеть концлагерей, куда отправлялись все несогласные с фюрерским порядком. Такйм образом, в Германии в 30-е годы сложились все черты, характерные для тоталитарного режима.
Недемократические, близкие к тоталитарным, режимы различной степени «жесткости» устанавливаются и в ряде других европейских стран: Италии, Испании, Венгрии, а также в Японии.
Мировой порядок в годы экономического кризиса. Наступление фашизма. Большинство современных историков подчеркивают, что в данный период существовала достаточно тесная зависимость между наличием или отсутствием у той или иной страны колоний (рынков сбыта продукции) и степенью «жесткости» политического режима в ней в процессе перехода к государственному регулированию экономики.
Крупнейшие колониальные державы — Англия и Франция смогли смягчить для народных масс трудности переходного периода, перекачивая ресурсы из колоний в метрополию, сохранив в результате в незыблемости политическую демократию. США добились сходного результата во многом благодаря накопленным после первой мировой войны и в 20-е годы финансовым ресурсам (в первую. мировую войну США были главным кредитором европейских стран).
Деловые круги Германии и Японии, напротив, слишком поздно вступили в борьбу за сферы влияния на мировых рынках (те небольшие колонии, которые Германия имела в начале XX века, были потеряны ей по итогам первой мировой войны). Хозяйственный потенциал данных стран явно не соответствовал внешним сферам влияния. В условиях отсутствия колониальных резервов, узости рынков сбыта население Германии, в частности, весьма охотно подхватывает лозунг о необходимости завоевания жизненного пространства. Для подготовки к войне требовалась мобилизация всех ресурсов, что в свою очередь предполагало наличие весьма «жесткого» политического режима.
Стоит отметить, что в годы социально-экономического кризиса начала 30-х гг. фашистские организации активизировались во многих европейских странах. Однако в странах либеральной демократии с давними парламентскими традициями фашисты не смогли прийти к власти. Тоталитарные режимы установились в тех государствах, где произошла ломка старых экономических и политических структур, изменилась общественная идеология. Одной из таких стран была Германия, которая в условиях поиска выхода из экономического кризиса пошла не по пути углубления демократии, а открыла путь фашизму и заменила республиканский строй тоталитарной диктатурой.
С учетом всего вышесказанного, можно заключить, что страны Западной Европы и Америки выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Присутствие на мировой карте нацеленных на передел мира стран Германии и Японии делало геополитическую обстановку на планете нестабильной. Экономика Германии, к примеру, в конце 30-х годов имела ярко выраженный милитаристский характер (только за период с 1933 по 1938 годы бюджетные расходы на вооружение и военное производство выросли здесь в 10 раз). В 30-е годы складываются предпосылки для новой глобальной войны за передел мира.

Внешняя политика СССР в 30-е годы Новый курс советской дипломатии. С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии национал — социалистической партии во главе с А. Гитлером. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изоляции потенциальных агрессоров — Германии, Италии и Японии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Первыми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным членом ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в мировое сообщество в ранге великой державы. В рамках данного периода начинается заключение двусторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен договор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось никакими военными соглашениями. Вслед за этим аналогичный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пресечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций показала свою полную неспособность воспрепятствовать усилению агрессивных держав. В условиях роста германской угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротворения», надеясь обезопасить себя путем сталкивания Германии с Советским Союзом. Двойственность политики западных государств проявилась во время гражданской войны в Испании (1936—1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смотрела на фактическое участие в войне Германии и Италии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30- х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупируется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехословакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехословакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала сопротивляться. Однако западные державы фактически предпочли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представителями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки заключения военно-политического союза с Англией и Францией относятся к весне-лету 1939 г. 17 апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило заключить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего, из-за стремления западных государств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г, в Москве, завершились ничем. Была упущена последняя возможность объединить антифашистские силы и, тем самым, помешать усилению угрозы миру в Европе. Советско-германское сближение 1939—1941 гг. После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются большей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усилению этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести ч столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринимались военные провокации японских войск на советской границе (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, продолжавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Большое влияние на изменение внешнеполитического курса Советского Союза оказала замена М. Литвинова — сторонника союза с Англией и Францией — на В.М. Молотова, имевшего прогерманскую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием военной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибывает министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен договор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападении был подписан т.н. «секретный протокол», определявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Восток. В сферу советских интересов входили прибалтийские государства, Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу большой войны; а с другой — добиться расширения советского влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное соглашение являющееся, безусловно, временным, первоначально было выгодно обеим сторонам. После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., Советский Союз приступает к захвату территорий, «отписанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Западной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влияния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Сталин потребовал от прибалтийских государств заключения договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. правительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем установлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупированная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Финляндией СССР натолкнулся на решительное противодействие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен территориями, предлагавшийся советской стороной. В результате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосходство в силах, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. ценой больших потерь она смогла прорвать оборонительную линию Маннергейма и выйти на оперативный простор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлетворивший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боеспособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 — начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советского руководства оттянуть столкновение с Германией (которое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой — наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала очевидной. Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической линии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эффективно использован. Стремясь решить свои внешнеполитические задачи, советское руководство в условиях тоталитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

 

Вторая мировая война Масштабы войны и ее причины. Вторая мировая война стала самым крупным военным конфликтом в истории человечества. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, охватили огромные пространства четырех океанов и прилегающих к ним морей. В орбиту войны оказались втянутыми 61 государство с населением 1 млрд 700 млн человек, то есть 4/5 населения земного шара. Под ружье было поставлено 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась шесть лет, сопровождаясь гибелью массы людей и многочисленными разрушениями. По своим глубинным истокам вторую мировую войну следует рассматривать как всплеск глобального кризиса системы международных отношений первой половины XX века. Результаты первой мировой войны, воплощенные в Версальско-Вашингтонской системе (1919—1922 гг.), а также победа большевиков в России не позволили восстановить стабильное равновесие сил на международной арене. Мир раскололся на социалистический и капиталистический лагеря, а последний - на торжествующие державы-победительницы и униженные проигравшие страны. При этом две крупнейшие и быстро восстанавливавшиеся экономические державы: СССР и Германия — были поставлены как бы вне системы цивилизованных государств, в положение международных «париев». Сформировавшиеся в них тоталитарные режимы объединяло неприятие общечеловеческих ценностей, «буржуазных демократий» и Версальско-Вашингтонской системы, стремление к социальному (и национальному — в Германии) мессианству. «Генетически» их объединяло и то, что глобальный кризис сферы международных отношений явился важной предпосылкой победы большевистского и фашистского режимов, а во многом — и условием их существования. Разница между ними состояла, в частности, в том, что победе большевиков непосредственно способствовала первая мировая война, а фашистов — ее результаты и рост влияния коммунистов. Формирование тоталитарного режима в Германии заняло лишь три года по сравнению с двумя десятилетиями в Советском Союзе. Быстро решив свои внутриполитические проблемы, нацисты сделали ставку на внешнюю экспансию. Средством реализации их идеологической доктрины, базировавшейся на тезисе о расовом превосходстве «арийцев» над другими народами, а также способом решения внутренних социально-экономических проблем А. Гитлер открыто провозглашал войну. Уже в 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, в 1935 г. — ввела всеобщую воинскую повинность и разорвала свои обязательства по Версальскому договору, возвратила (через плебисцит) Саарскую область. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую область, в 1938 г. был произведен аншлюс Австрии. Фашистская Италия в 1935—1936 гг. захватила Эфиопию, а в 1936—1939 гг. осуществила вооруженное вмешательство совместно с Германией в гражданскую войну в Испании, где им впервые противостояли не только леводемократическая мировая общественность, но и СССР. Обострилась обстановка и в Азии. В 1931—1932 гг. Япония аннексировала Маньчжурию, а в 1937 г. начала масштабную войну против Китая и захватила Пекин, Шанхай и другие важнейшие центры страны. Таким образом, в межвоенный период произошло до 70 региональных войн и локальных вооруженных конфликтов. Росту международной нестабильности способствовала слабость сил, заинтересованных в сохранении Версальско-Вашингтонской системы. Традиционный русско-французский союз, сдерживавший Германию, исчез после 1917 г., изоляционистские настроения возобладали в США. Версальская система опиралась главным образом лишь на Францию и Англию. Однако стремление этих стран сохранить статус-кво в Европе сводилось на нет как существовавшими между ними противоречиями, так и не готовностью их правящих элит к активным действиям по пресечению агрессоров. Пассивно-выжидательная позиция Англии и Франции объяснялась не только относительной нестабильностью их внутреннего положения, но, прежде всего, стремлением использовать Германию против большевистской угрозы. Именно поэтому они проводили политику «умиротворения», фактически поощрявшую агрессивные действия Гитлера. Апогеем данной политики явились Мюнхенские соглашения (сентябрь 1938 г.), которые санкционировали передачу Германии важнейшей в промышленном и военном отношении Судетской области, оставйв тем самым Чехословакию практически беззащитной. Мюнхен явился крупнейшим стратегическим просчетом западной демократии, открывшим дорогу вооруженной экспансии фашизма и приблизившим начало «большой войны» в Европе. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию и Моравию (в Словакии было создано марионеточное государство), а затем литовский порт Клайпеду (Мемель). В апреле Италия захватила Албанию. В Испании гражданская война закончилась победой фашистского режима Франко. Быстро росла и укреплялась немецкая армия. Захваченным в Чехословакии оружием Гитлер мог вооружить до 40 своих дивизий, а заводы «Шкода» выпускали столько же вооружения, сколько вся Великобритания. Соотношение сил в Европе стремительно изменялось. В ответ Англия и Франция вынуждены были форсировать свои военные программы, договориться о взаимопомощи и предоставить гарантии некоторым европейским странам против возможной агрессии. В воздухе запахло войной, но значительная часть правящих элит Англии и Франции все еще не теряла надежды направить устремления Гитлера на Восток и после оккупации Чехословакии ожидала германо-советского конфликта. Между тем, Германия еще не была готова к большой войне с СССР, и Гитлер избрал западный вариант. Нацистская стратегия экспансии предусматривала, что после оккупации Чехословакии до осени 1939 г. будет захвачена Польша, в 1940—1941 гг. настанет очередь Франции, а затем и Англии. Конечной целью провозглашалось «объединение» Европы и установление фашистского господства на Американском континенте. Поскольку свои собственные захватнические планы имели также фашистская Италия и милитаристская Япония, между двумя этими странами и Германией сложился союз агрессоров. Еще в октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол о сотрудничестве, получивший название «ось Берлин-Рим». В ноябре того же года Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт». Через год к нему присоединилась Италия. Возникла «ось Берлин — Рим — Токио». Агрессивный блок был создан с целью подготовки и развязывания войны за передел мира. Ответственность за близорукую политику «умиротворения» несли прежде всего правительства Англии и Франции. Но не только они. Сказалась и общая недооценка фашистской угрозы (2 января 1939 г. американский журнал «Таймс» объявил Гитлера «человеком года»), и не безосновательная (в перспективе) боязнь коммунистической экспансии, и, наконец, известный «национальный эгоизм» ведущих европейских народов. Проведенный в октябре 1938 г. во Франции опрос общественного мнения показал, что 57% опрошенных одобряли Мюнхенские соглашения, и лишь 37% выступали против них. Драматические перемены произошли и во внешней политике СССР. Весной 1939 г. советское руководство произвело резкое изменение своей внешнеполитической стратегии, избрав курс на сближение с Берлином. 23 августа после трехчасовых переговоров в Москве был подписан так называемый «пакт Риббентропа-Молотова». К договору о ненападении прилагался секретный протокол, предусматривавший «разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе». Эти документы кардинально изменили не только советскую внешнюю политику, но и ситуацию в Европе в целом. Теперь сталинское руководство превратилось в союзника Германии по разделу Европы. Тем самым было устранено последнее препятствие для начала новой глобальной войны за передел мира. Характер боевых действий. Вторая мировая война от- личалась от первой самим характером боевых операций. Если первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время второй применение танков, авиации, моторизация армий и усиление их огневой мощи позволили пробивать оборону противника. Война стала более маневренной, а боевые действия более динамичными, вырос их географический размах. Для стран — фашистских государств, вставших на путь агрессии, вторая мировая война была захватнической. Экспансионистская политика этих стран приводила к ликвидации на оккупированных территориях демократических порядков, возникновению расового и национального угнетения. Поэтому все те народы, которые вели борьбу с агрессорами, вели войну справедливую, освободительную, вне зависимости от того, какими были мотивы этой борьбы для каждого из ее участников. При этом нужно иметь в виду, что среди стран антигитлеровской коалиции оказалось и тоталитарное государство — СССР. Для советского народа антифашистская война не стала движением к демократии, скорее наоборот, война способствовала укреплению тоталитаризма. Но это нисколько не умаляет той роли, которую народы СССР сыграли в войне, не уменьшает их вклад в разгром фашизма. Периодизация войны. Хронологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода. Первый период продолжался с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период длился с июня 1942 г. по январь 1944 г. — это время перелома в ходе войны, в рамках которого инициатива и превосходство в силах постепенно оказались в руках антигитлеровской коалиции. Третий — с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г. — заключительный этап войны, в течение которого закрепилось превосходство стран антигитлеровской коалиции, их армиям удалось разгромить противника, а кризис режимов государств — агрессоров перерос в их крах. В исторической литературе существует точка зрения, согласно которой война для Советского Союза началась задолго до нападения Германии. Ее сторонники полагают, что аннексия Прибалтики, захватническая война с Финляндией, присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии можно также обозначить как эпизоды второй мировой войны, а значит это было прямое участие СССР в мировом конфликте. Данные исследователи ставят вопрос о правомерности периодизации событий 1939 — 1945 гг. на «вторую мировую» «Великую Отечественную войну». По их мнению, все, что делало советское руководство в 1939 — 1945 гг. — это вынашивание и реализация агрессивных планов «исторического» реванша, именуемого в соответствии с тогдашней идеологией «расширением» социализма. Только после 22 июня 1941 г. характер войны для Советского Союза изменился, — она стала народной, освободительной. Несмотря на это, участие СССР во второй мировой войне продолжилось. По ее итогам советской политической элите действительно удалось расширить сферу своего влияния, распространив его на некоторые районы Центральной и Восточной Европы.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал