Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массивы как параметры






Параметрами подпрограмм могут быть переменные не только простых, но и сложных типов, таких как массивы, записи, множества. Рассмотрим для иллюстрации пример с массивами.

Задача: Имеется два массива, по два числа в каждом. Напечатать сумму элементов каждого массива. Использовать функцию sum, единственным параметром которой является имя суммируемого массива.

Программа:

TYPE vector = array [1..2] of Integer;

VAR a, b: vector;

FUNCTION sum (c: vector): Integer;

BEGIN sum: =c[1]+c[2] END;

BEGIN

a[1]: =10; a[2]: =20;

b[1]: =40; b[2]: =50;

WriteLn (sum(a), ' ', sum(b));

END.

Начиная вычислять функцию sum(a), Паскаль подставляет в ячейки для элементов массива c значения элементов массива a. Начиная же вычислять функцию sum(b), Паскаль подставляет в ячейки для элементов массива c значения элементов массива b.

В заголовке функции неправильно было бы писать

function sum (c: array [1..2] of Integer): Integer.

Необходимо было сначала определить тип массива в разделе TYPE, а затем использовать это определение и в описании a и b, и в заголовке функции. Таково требование синтаксиса Паскаля.

Задание 122. В школе два класса. В каждом - 5 учеников. Каждый ученик получил отметку на экзамене по физике. Определить, какой из двух классов учится ровнее (будем считать, что ровнее учится тот класс, в котором разница между самой высокой и самой низкой отметкой меньше).

Указание: Создать функции min(c: vector), max(c: vector) и raznitsa(c: vector).

Параметры-значения и параметры-переменные

Многие процедуры не только рисуют или звучат, но и, подобно функциям, вычисляют что-нибудь полезное. Например, процедура B из следующей программы увеличивает глобальную переменную x на значение параметра y.

VAR x: Integer;

PROCEDURE B (y: Integer);

BEGIN x: =x+y END;

BEGIN

x: =1000;

B(1);

WriteLn(x)

END.

Будет напечатано число 1001.

Однако руководители проектов не любят, когда в подпрограммах встречаются имена глобальных переменных. Мало ли - руководителю придет в голову изменить имя глобальной переменной, и что тогда - переписывать все подпрограммы? Поэтому придумали использовать так называемые параметры-переменные. Вот та же программа с их использованием:

VAR x: Integer;

PROCEDURE B (y: Integer; var c: Integer);

BEGIN c: =c+y END;

BEGIN

x: =1000;

B(1, x);

WriteLn(x)

END.

Здесь y - хорошо знакомый нам параметр. Называется он параметр-значение. При начале выполнения подпрограммы для параметра-значения выделяется место в стеке и туда посылается значение соответствующего фактического параметра (1).

c - незнакомый нам параметр-переменная, отличающийся от параметра-значения словом var. При начале выполнения подпрограммы для параметра-переменной никакого места в стеке не выделяется, а выделяется в стеке место только для адреса соответствующего фактического параметра. Подпрограмма через этот адрес работает непосредственно с переменной, являющейся фактическим параметром (x). Получается, что слово var «снимает защиту» со своего фактического параметра и вы вполне можете нечаянно его испортить.

Вопрос: имеет ли смысл писать B(1, 1000)? Ответ: не имеет, так как подпрограмма не будет знать, какой переменной присваивать результат 1001. Естественно, Паскаль выдаст сообщение об ошибке.

 

Задание 123: На двух станциях (A и B) в течение года измерялась температура. Соответственно созданы два массива чисел длиной 365. Затем оказалось, что на станции A термометр все время показывал температуру на 2 градуса выше настоящей, а на станции B - на 3 градуса ниже. Написать процедуру с двумя параметрами, которая исправляет исходный массив. Один формальный параметр - величина поправки, другой - параметр-переменная - массив температур.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал