Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Инновационные проекты
Сущность и виды инновационных проектов Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя: 1) форму целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники; 2) процесс осуществления инноваций. Инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт; 3) комплект определенных документов. Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта. Классификация инновационных проектов: 1) по уровню принятия решения: государственные, региональные, отраслевые; 2) по характеру целей проекта: конечные (по достигнутым итогам), промежуточные (связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем); 3) по виду потребности: ориентированные на существующие потребности ориентированные на создание новых потребностей; 4) по типу инновации: создание нового изделия; рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации; совершенствование изделия, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации; 5) по периоду реализации: долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет); 6) по масштабности: монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты. Также инновационные проекты можно разделить на: 1) модернизационные (псевдоинновации) – когда конструкция прототипа или базовая технология не претерпевают радикальных изменений; 2) новаторские (улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов полностью отличается от прежнего; 3) опережающие (базисные инновации) – когда конструкция изделия базируется на предваряющих технических решениях; 4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции. Содержание инновационных проектов Каждый инновационный проект содержит 12 составляющих. Часть 1. Возможности организации (резюме). В этой части рассматриваются две задачи: комплексное описание организации; определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономических выгод для организации. Часть 2. Определение инновационного проекта. Здесь определяется: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды организации, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность. Часть 3. Характеристика товаров (услуг). В этой части дается подробная характеристика новых товаров (услуг). Часть 4. Рынки сбыта товаров (услуг). Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта. Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики – решаются основные задачи: сегментирования рынка; сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор; позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка. Часть 6. План маркетинга: цели и стратегии маркетинга; ценообразование; схема распространения товаров (услуг); реклама предлагаемых товаров (услуг); формирование общественного мнения; бюджет маркетинга. Часть 7. План производства. Определяют потребность в производственных мощностях, материальных ресурсах, производственных площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы оптимального месторасположения производства, современных методов планирования, организации производства и т. д. Часть 8. Организационный план. Определяется состав партнеров-участников: организационная структура; рабочая сила; административно-управленческий персонал. Часть 9. Юридическое обеспечение проекта – правовое обеспечение осуществления проекта. Часть 10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д. Часть 11. Стратегия финансирования. Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного проекта. Часть 12. Финансовый план. Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане следующие данные: объемы продаж товаров (услуг); капитальные затраты; баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию товаров (услуг); баланс денежных поступлений и расходов по проекту; прогнозируемый баланс предприятия с учетом внедрения проекта.
|