Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратегия






Формирование социальной стратегии происходит в любом государстве вне зависимости от его общественно-политического устройства. Практически везде в качестве основной цели она предусматривает повышение уровня и улучшение качества жизни населения. С формальной точки зрения социальную стратегию в определенной степени можно рассматривать как структурированный протокол о намерениях различных структур общества по его социальному развитию.

Под социальной стратегией будем понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения.

Социальная стратегия является продуктом общественного консенсуса. Общество участвует в формировании социальной стратегии, однако активность в этой области в отдельные периоды различна. Она существенно выше в периоды граничных состояний общества и практически сходит на нет при стабильной социально-экономической ситуации. Яркими примерами для современной России являются взлет общественно-политической активности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и ее последующий резкий спад к концу 1990-х гг., когда многие региональные выборы либо были сорваны либо были признаны состоявшимися при минимально допустимом уровне явки избирателей. Формы участия общества в формировании социальной стратегии различны — от экстремальных (как это было, например, в России в августе 1991 г. и октябре 1993 г.) до систематической работы в законодательных органах власти выборных представителей населения.

Ответственность за реализацию социальной стратегии возлагается обществом на органы законодательной и исполнительной власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяются возможности их практической реализации за счет принятия необходимых законодательных и иных правовых документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования и иными ресурсами.

В разделе " Социальная политика" Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, были сформулированы три основные направления пенсионной реформы в стране: 1) реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе; 2) выработка правовых норм и основных методических и организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования; 3) преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Однако конкретные показатели пенсионной реформы в стране (вплоть до размеров тарифов обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение) были определены только в декабре 2001 г., с принятием федеральных законов " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Основная цель социальной стратегии достигается путем реализации совокупности частных целей, а вклад каждой из них в большинстве случаев может быть оценен количественно.

Например, в качестве одной из целей социальной стратегии может быть определен рост реальных денежных доходов населения. Этот рост складывается из увеличения отдельных составляющих доходов:

(I1/Infc1; c0 – I0) = [(W1 – W0) + (Р1 – Р0) + (2.1)

+(EI1 – EI0) + (AI1 – AI0) + (OI1 – OI0)]: Infc1; c0,

где I1 и I0 — величина денежных доходов населения соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; Infc1; c0 — индекс потребительских цен в период, на который осуществляется целеполагание; W1 и W 0— оплата труда занятых соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; Р1 и P 0 пенсионные выплаты и выплаты иных социальных трансфертов, полученных населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; ЕI1 и ЕI0 предпринимательский доход, полученный населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; АI1 и АI0 — денежные доходы населения от использования финансовых и нефинансовых активов соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период; ОI1 и ОI0 прочие денежные доходы, полученные населением соответственно в период, на который осуществляется целеполагание, и в базовый период.

При элиминировании из формулы (2.1) индекса инфляции получим рост номинальных денежных доходов населения.

В Российской Федерации увеличение номинальных денежных доходов населения в 1999—2000 гг. на 967 млрд. руб. сложилось из роста: оплаты труда, включая ее скрытые формы, на 465 млрд. руб. (48% общего увеличения доходов); доходов от предпринимательской деятельности на 248 млрд. руб. (соответственно 25%); социальных трансфертов на 169 млрд. руб. (18%); доходов от собственности на 64 млрд. руб. (7%); других доходов на 21 млрд. руб. (2%).

Цели социальной стратегии распределяются по определенным временным интервалам с учетом их реальной обеспеченности ресурсами. Например, в рассмотренном примере при пятилетнем периоде целеполагания и удвоении доходов населения за данный период 15% этого роста может быть получено в начальный год периода, по 20% — во второй — четвертый годы и 25% — в заключительный, пятый, год периода[8].

Результаты разработки социальной стратегии, как правило, облекаются в форму правительственных документов. В Российской Федерации в 1990-е гг. социальная стратегия включалась в виде соответствующих разделов в различные правительственные программы. Именно на этом уровне происходит дезагрегирование социальной стратегии по отдельным направлениям, что облегчает решение в последующем задач по подбору мероприятий и формированию ресурсной базы для их практической реализации.

В уже упоминавшейся Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) социальная стратегия (раздел " Социальная политика") включает в свой состав следующие функциональные и отраслевые блоки: 1) стабилизация демографической ситуации; 2) политика в сфере образования; 3) политика в области науки; 4) политика в сфере культуры; 5) реформирование здравоохранения; 6) развитие физической культуры и спорта; 7) трудовые отношения, занятость и миграция населения; 8) социальная поддержка населения; 9) пенсионная реформа. Кроме того, в других разделах Программы были поставлены проблемы структурных изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Разработка социальной стратегии и ее направлений является исходным моментом проведения социальной политики. На последующих стадиях происходят уточнение ее предметного поля, существующих ограничений и выбор механизмов для реализации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал