Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы разрешения противоречий между экономической и социальной политикой






Достижение приемлемого для общества компромисса между экономической и социальной политикой, сокращение масштабов нетто-социальных расходов государственного бюджета возможно несколькими основными совместно или самостоятельно используемыми способами.

Под нетто-социальными расходами государственного бюджета будем понимать его расходы, которые либо полностью, либо частично не компенсируются поступлениями в него в кратко- и среднесрочной перспективе, обусловленными налогообложением доходов или экономической деятельности объектов социальной политики — домохозяйств.

Способ 1. Утверждение государственным законодательством минимальных социальных гарантий общества перед объектами социальной политики — домохозяйствами. Подобного рода законы определяют размеры финансируемых из государственного бюджета социальных пособий (трансфертов), перечень бесплатных для домохозяйств социальных услуг и т.п. Наличие таких законов фактически означает появление в социальных разделах государственного бюджета защищенных, статей, которые должны быть профинансированы вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния государственных финансов.

В Российской Федерации в 2001 г. федеральным законодательством были установлены размеры следующих социальных пособий, выплачиваемых из федерального бюджета: пособия по безработице и иные выплаты зарегистрированным безработным; пенсии инвалидам различных групп и социальные пенсии; некоторые виды детских пособий, назначаемые определенным категориям женщин; стипендии аспирантам и докторантам; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы, и некоторые другие виды выплат.

Способ 2. Создание альтернативных госбюджету источников финансирования социальной политики. Помимо государственного бюджета, социальная политика может финансироваться из других источников, создаваемых в соответствии с государственным законодательством. Эти источники находятся либо в государственной, либо в негосударственной собственности. Наличие таких источников позволяет частично разделить процессы формирования государственного бюджета и разработки бюджета социальной политики. Во многих странах, избравших подобный способ поиска компромисса между экономической и социальной политикой, основной упор был сделан на страхование социальных выплат и формирование на основе обязательных страховых взносов государственных и негосударственных фондов социального характера.

В начале 1990-х гг. в Российской Федерации действовали четыре государственных внебюджетных фонда. Источником их формирования были в основном обязательные страховые взносы работодателей. Из них финансировались выплаты таких ключевых видов социальных пособий, как государственные пенсии (Пенсионный фонд); пособия по временной нетрудоспособности (Фонд социального страхования); до 2001 г. из Государственного фонда занятости оплачивались пособия по безработице[10]; из территориальных и федерального фондов обязательного медицинского страхования оплачивались услуги медицинских учреждений, которые оказывались населению по программам обязательного медицинского страхования.

Способ 3. Стимулирование экономической самостоятельности домохозяйств. Заключается в создании предпосылок для интегрирования домохозяйств, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, в экономическую деятельность с целью увеличения их доходов (уменьшения претензий на социальную поддержку со стороны государства). При формальной привлекательности данного способа фактически имеется всего одна основная возможность его практической реализации. Государство может проводить политику содействия созданию дополнительных рабочих мест в целях увеличения (формирования) доходов трудоспособных членов домохозяйств. Для этого используются два основных инструмента: во-первых, налоги, снижение которых способствует развитию системы рабочих мест (прежде всего в малом предпринимательстве) и, во-вторых, прямые инвестиции, за счет которых создаются рабочие места в государственном либо смешанном (с участием государства) секторах экономики.

Способ 4. Установление размеров социальной ответственности государства в зависимости от типов домохозяйств и уровня их душевых доходов. Основан на том, что государство количественно и качественно дифференцирует свою социальную ответственность перед домохозяйствами, члены которых имеют различные социально-демографические и экономические характеристики. Например, для домохозяйств, состоящих из пенсионеров, важны различные формы бесплатного социального обслуживания, повышение размеров пенсий. Для домохозяйств, и состав которых входят трудоспособные граждане, важна государственная политика содействия занятости (пособия в случае потери работы, гарантии бесплатной профессиональной подготовки и т.п.). Одним из следствий дифференциации социальной ответственности государства является повышение экономической самостоятельности домохозяйств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал