Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12 АВТОМАТЫ






овый 1898 год застал Эдисона и Теслу в гонке «голова к голове». Эта гонка должна была показать, кто поразит умы простых смертных наиболее однозначными заявлениями. Новости об их начинаниях распространялись мгновенно. Как сообщалось, Эдисон выступил в Сан-Франциско с сообщением, в котором приписывал себе способность фотографировать мысли. Никола Тесла в Нью-Йорке заявил, что «он смог запрячь солнечные лучи» и заставит их управлять механизмами, чтобы дать свет и тепло. Это изобретение все еще находится на стадии эксперимента, но он уверен, что неудачи быть не может. Он открыл метод получения пара из солнечных лучей. Пар приводит в движение паровой двигатель, который производит электричество...»1

Конструкция солнечного двигателя Теслы была столь простой, по его словам, что, если бы она была полностью описана, другие могли бы перехватить идею, запатентовать ее и управлять этим благом, «которое он намеревался подарить всему миру». Тем не менее, он позволил журналисту Чонси Мак-Говерну из «Pearson's Magazine» посмотреть на свое изобретение, которое, как он утверждал, основано на одном простом секретном факторе. В центре большой комнаты со стеклянной крышей — его солнечная городская электростанция — на подставке из асбеста и камня находился огромный цилиндр из толстого стекла. Его окружали зеркала, покрытые асбестовой обшивкой, которые отражали солнечные лучи в стеклянный цилиндр2. Цилиндр всегда был наполнен водой, химический процесс обработки которой держался в тайне и, по словам Теслы, был самой сложной частью системы. Весь день, пока светило солнце, благодаря химическому процессу, под действием которого вода легко подвергалась нагреванию, производился пар, приводивший в движение обычные паровые двигатели. Эти двигатели в свою очередь производили электроэнергию вполне в достаточном количестве, чтобы ее можно было с избытком использовать и сохранять на случай облачной погоды.

Изобретатель говорил, что предполагал, что его осмеют за столь простую разработку системы. Цена производства такой энергии была бы минимальной, и он будет просто усовершенствовать батареи, которые сохранят запас электричества на случай неполадок с генераторами. Он сообщил, что система будет «гораздо более естественной и простой, чем необходимость, сопряженная со столькими трудностями — зарываться в недра земли, пытаясь найти горсточку угля для двигателя, на которой он сможет проработать совсем немного, после чего опять потребуются судорожные усилия по добыче угля». На самом деле он надеялся, что его «солнечный двигатель» заменит не только уголь, но и любой другой источник движущей силы, тепла и света.

Доводка изобретений до рабочего состояния становилась еще более серьезной задачей для Теслы, работавшего в основном в одиночку и обуреваемого все новыми и новыми идеями, отвлекающими внимание. Насколько известно, его солнечная система никогда не применялась в коммерческих целях. И у него были те же сложности с новыми вакуумно-трубочными лампами для фотографии.

Он написал Роберту Джонсону: «Я чувствую уверенность в том, что у меня есть лампа, которая для фотографирования будет лучше, чем солнечный свет, но мне надо потратить время, чтобы довести ее до совершенства... Он сделал несколько фотографий актера Джозефа Джеферсона, чтобы «отстоять» свою таинственную новую лампу. (Пять лет назад он сделал первые фотографии фосфоресцирующей лампой, пригласив в качестве модели Джеферсона3.) Теперь «Нью-Йорк Тайме» сообщала: «В будущем искусство фотографии станет независимым от солнечного освещения и освободится от неудобства вспышек, если заявления Николы Теслы о его последних разработках вакуумных трубок действительно обоснованны»4. Журнал «Electrical Review» объявил разработку подобной электронной лампы наиболее странным и неожиданным изобретением5. Фотографии, сделанные с помощью этой лампы, широко публиковались в газетах. Но в дальнейшем о ней почти ничего не было слышно.

Другие полезные для практики изобретения зарождались в его голове, вступая в противоречие с его тяготением к фундаментальным исследованиям. Он получил срочную просьбу от Джорджа Вестингауза: обеспечить «простое и экономичное устройство для перевода переменного тока в постоянный...

Питтсбургский промышленник был заинтересован в подобном преобразовании тока. Оно было нужно для многих вещей, в том числе и для электропоездов. Тесла ответил, что много думал об этом и у него есть «не одно устройство, а целый ряд устройств для приведения в движение контура, и все они востребованы».

Он был убежден и так и объявил, что при должным образом построенных железных дорогах поезда на переменном/постоянном токе смогут безопасно ездить со скоростью до двухсот миль в час. Как обычно, его заявление приковало воображение общественности так же, как и внимание других изобретателей. Вестингауз арендовал один из преобразователей Теслы. Примерно в то же время он дал изобретателю 6 тыс. долларов, чтобы описать другие изобретения на разных стадиях разработки. У Теслы в этот момент было мало денег, но, по крайней мере, у него не было долгов.

В мае бельгийский принц Альберт посетил Соединенные Штаты и включил посещение лаборатории Тес-лы в свой тур. То, что он увидел, «поразило» его, как он сказал, добавив, что изобретатель был среди тех американцев, которые произвели на него сильнейшее впечатление.

Тесла, всегда в должной мере оценивавший полезность королевской власти, позвонил Джорджу Вестин-гаузу и предложил ему пригласить принца в свой питтс-бургский дом. Вестингауз счел эту идею превосходной и так и сделал. После этого принц Альберт посетил электростанцию Вестингауза на Ниагарском водопаде в сопровождении свиты. Впрочем, принц Альберт не был первым принцем, посетившим водопад. В 1860 году Берти, принц Уэльский, который позднее стал королем Англии Эдуардом VII, будучи еще молодым человеком, поехал на Ниагару и захотел, чтобы его перевез на другой берег в вагонетке по туго натянутому канату французский акробат. Но принца удержали.

Тем временем издатель Уильям Рандольф Херст искусно настраивал общественное мнение на неизбежность войны с Испанией, и странное стечение обстоятельств привело к тому, что час славы Теслы был похищен одним из ближайших друзей изобретателя.

 

Никола Тесла в 1885 году, в возрасте 29 лет. Портрет сделан

Сарони, любимым фотографом Теслы. (Смитсоновский институт,

Национальный музей американской истории)

 

 

Место рождения Теслы. Церковь его отца стоит рядом. (Музей Теслы, Белград, Югославия, фото профессора П. С. Калабана)

 

 

Один из оригинальных двухфазных моторов Теслы. В соединении с его полифазным методом получения и передачи электричества

этот мотор стал краеугольным камнем, на котором была

построена современная электроэнергетическая промышленность.

(Смитсоновский институт, Национальный музей

американской истории)

 

 

«Тесле» — фотография с автографом Эдисона, первого работодателя Теслы в Америке. (Музей Теслы)

 

 

Джордж Вестингауз основал «Электрическую и промышленную

компанию Вестингауза» в 1886 году и купил патенты на переменный

ток Теслы. (Westinghouse Electric Corporation)

 

 

Прославленная лекция Теслы перед Американским институтом

инженеров-электромехаников в Колумбийском

университете (Elecrical World)

 

 

Некоторые изобретения Теслы, выставленные на Американской

выставке. В центре - индукционный мотор, справа - вращающееся

металлическое яйцо, демонстрирующее эффект переменного тока.

Слева - турбинный мотор Теслы, который появился позже.

(Музей Теслы)

 

 

Модель радиоуправляемого автоматического корабля, сконструированного Теслой в середине 1890-х годов. Другой из этих «телеавтоматов» был способен погружаться в воду. (Century Magazine, 1900)

Тесла в своей лаборатории, 1898 год. Прибор, который показан на фотографии, - это несвязанная катушка, иллюстрирующая действие двух резонансных контуров разных частот. Сегодня это один из основных контуров, применяемых в компьютерах. Напряжение на конце катушки, обращенном на зрителя (освещенном током), составляет полмиллиона вольт. (Любезно предоставлена Л. Андерсоном)

 

 

Первый вариант известной паровой турбины изобретателя. Без лопастей и крыльев она управлялась связывающим действием движущегося по спирали пара между близко установленными металлическими дисками. (Музей Теслы)

 

 

Американская выставка на Чикагской всемирной ярмарке 1893 года

демонстрирует новый «Век электричества», для осуществления

которого Тесла сделал так много. (Смитсоновский институт,

Национальный музей американской истории)

Фотомонтаж из журнала «Мир сегодня» иллюстрирует теорию Теслы, что саму Землю можно «расщепить, как яблоко», приложив принцип механического резонанса.

 

 

Марк Твен и актер Джозеф Джефферсон в лаборатории Теслы, 1899 год. (Библиотека Колумбийского университета)

 

 

Классический портрет Сарони 1894 года, созерцание Теслой его беспроводного света. (Музей Теслы)

 

 

Разряд в несколько миллионов вольт, низвергающийся каскадом вокруг

Теслы в его лаборатории в Колорадо-Спрингс. Гул, сопровождавший

эти разряды, был слышен на 10 миль вокруг. (Библиотека Бернди)

 

 

Кэтрин Джонсон, из книги ее мужа «Воспоминания ушедшего». (Любезно предоставлено Литтл Брауном и Ко)

Экспериментальная станция Теслы в Колорадо-Спрингс. Металлический шар радиусом 30 дюймов укреплен на мачте высотой 145 футов. (Смитсоновский институт, Национальный музей американской истории)

 

 

Роберт Андервуд Джонсон с Теслой в лаборатории изобретателя. (Библиотека Колумбийского университета)

 

 

Злополучная башня Вандерклиффа, построенная в 1901-1903 годах,

была изобретена для радиопередач и беспроводной передачи энергии

через Атлантику. (Любезно предоставлена Л. Андерсоном, с фото,

сделанного Лилиан МакЧесни.)

Художественная интерпретация концепции Теслы войны будущего. Структуры, похожие на башни (основанные на окончательной форме

башни Вандерклиффа, которая была запланирована), являются

руководящими системами дистанционного управления защиты против

атак автоматических устройств. Как писал Хьюго Гернбак в журнале

«Наука и изобретения», где появилась эта иллюстрация: «Только

машины будут встречаться в смертельной схватке. Это будет

истинная война науки». («Публикации Гернбака», Incorporation)

 

 

Неизменный фирменный бланк компании Теслы напоминает о его

наиболее важных открытиях. Посередине - башня Вандерклиффа, как

она должна была выглядеть по окончании строительства.

(Любезно предоставлена JI. Андерсоном.)

 

 

Тесла в сеоем офисе: Западная 40-я улица, дом 8, напротив Нью-йоркской городской публичной библиотеки. (Библиотека Колумбийского

университета)

 

 

В возрасте 75 лет Тесла представил еще два плана того, как можно получать энергию от природы. Слева - система, нагревающая землю;

справа - предшественник современных океанических термальных

энергетических конверсионных систем. Рисунки — из номера журнала

«Наука и механика на каждый день». («Публикации Гернбака»)

 

 

Некоторое напоминание о тех днях, когда элегантный Тесла был известным «человеком Манхэттена». (Музей Теслы)

 

 

Бюст Теслы Ивана Мештровича, примерно 1939 год. (Библиотека Колумбийского университета)

Человек Херста в Гаване, Фредерик Ремингтон, сообщил по телеграфу своему боссу: «Все спокойно. Здесь нет никаких волнений. Войны не будет. Я хочу вернуться». На что великий человек ответил: «Пожалуйста, останьтесь. Вы закончите картины, а я закончу войну»6.

Журналистские нападки несчастных органов Херста обвиняли Испанию в жестокости по отношению к «кротким кубинцам». Когда в бухте Гаваны был таинственно взорван и затонул боевой корабль «Мэн», не понадобилось ничего, кроме этого повода, чтобы подстегнуть страну к мести. Конгресс США, отвечая на требования прессы, с едва достаточным числом голосов принял решение о начале войны против Испании7

Американцы, перекормленные шовинистически настроенной прессой с ее ежедневной ложью и надуманными угрозами, включая предупреждения о надвигающемся вторжении испанского военно-морского флота в города на восточном побережье, откликнулись праведной истерией.

Испания не имела ни малейшего желания вступать в сражение с Соединенными Штатами, у нее просто не было возможности победить. Тем не менее, американская военная машина была пущена в действие, были укреплены гавани для отражения атак воображаемого захватчика, и вооруженные силы приводились в боевую готовность.

Чонси Дэпью, бывший секретарь штата Нью-Йорк, высказал мнение, что Америка никогда не объявила бы войну Испании, если бы решение осталось за президентом Мак-Кинли, а не за конгрессом, поддавшимся общественному настроению. Посол Британии Джеймс Брис в ужасе от этих вызывающих беспричинных военных приготовлений и от лжи, которую публиковали газеты, выразил надежду, что общественное мнение страны не оставит задиристость и шовинизм среди постоянных черт национального характера. На это «Нью-Йорк Тайме» резко и высокомерно ответила, что содействие примирению от лица «попранных женщин» едва ли можно интерпретировать как шовинизм. Это было упоминанием о романтическом крестовом походе Херста с требованием спасти кубинское восстание, известное его американским читателям только как мисс Сиснерос.

Поскольку патриотизм вливался в вены каждого верного сына отечества, даже миллионеры стали проделывать жесты героизма. Херст, например, послал письмо президенту США: «Сэр, я прошу Соединенные Штаты принять от меня в качестве дара без каких-либо условий мою паровую яхту «Букканир». В этом же самом письме «без каких-либо условий» издатель просил, чтобы он был среди командного состава своей яхты. Военно-морской флот благоразумно принял судно, но кандидатуру капитана отклонил. Дж. Пирпонт Морган поступил более разумно, предложив продать свою яхту «Корсар» правительству.

Весенним вечером в разгар национального безумия Тесла с Джонсонами, их дочерью Агнесс и симпатичным лейтенантом военно-морского флота Ричмондом Пирсоном Хобсоном обедали в «Уолдорф-Астории». Это был первый выход дочери Джонсонов во взрослое общество и последнее светское развлечение лейтенанта Хобсона перед его прощальным поклоном Тесле в его лаборатории и исчезновением с секретным поручением военно-морского флота. Почти сразу же репортер из «Philadelphia Press», судя по ленте на его шляпе, появился у дверей лаборатории.

«Я слышал, у вас есть беспроводное устройство, которое может взаимодействовать с военными кораблями на расстоянии ста миль, доктор Тесла?» — спросил он.

«Это правда, — ответил изобретатель. — Но я не могу сообщить вам детали. Первая причина, по которой я не могу рассказать вам, что собой представляет мой прибор, заключается в том, что если бы он применялся на наших кораблях, он дал бы нам преимущество, и мне бы очень хотелось быть столь полезным своей стране».

«Значит, вы считаете себя достойным американцем?» — прощупывал его репортер.

«Я — добропорядочный американец? Я был добропорядочным американцем еще до того, как впервые увидел эту страну, я изучил ее правительство, я встречался с некоторыми ее людьми, я восхищался Америкой. В душе я уже был американцем еще до того, как решил приехать сюда жить».

Пока репортер что-то быстро строчил в своем блокноте, Тесла объяснил подробнее:

«Какие возможности дает эта страна человеку! Ее люди на тысячу лет опережают любую другую нацию мира. Они щедры, терпимы, богаты. Я никогда не достиг бы в другой стране того, что достиг здесь»8

Он действительно так считал. Были забыты времена, когда его обманывал Эдисон и его управляющие и другие бизнесмены, когда ведущие американские ученые высмеивали его многофазные системы, когда они смеялись над его научными прогнозами. Да, иногда было именно так. Но правдой было также и то, что он надеялся, что после скорой выставки в Мэдисон-сквер-гарден сумеет заинтересовать правительство своими самыми последними чудесами.

«Американцы с готовностью протягивают руку помощи и признают заслуги, — продолжал он. — Да, я такой добропорядочный американец, какой есть. Мне нечего продать правительству США. Если ему понадобятся мои услуги каким-либо образом — буду очень рад»9

Однако это время не было особенно благоприятным для смуглого человека с иностранным акцентом, чтобы считаться стопроцентным американцем. Игры в «поиск шпионов» были тогда любимым развлечением. У полиции был особый взгляд на какого-нибудь несчастного испаноамериканца, избитого в темной аллее. Иногда таких «шпионов» хватали и допрашивали с пристрастием на предмет возможной депортации.

Эндрю Карнеги выразил главное стремление общества, когда предсказал: «Вскоре у нас будет сильная англоговорящая раса, во многом способная предотвращать зло мира».

Тедди Рузвельт импульсивно ушел в отставку с поста секретаря военно-морского флота и вступил в ряды «Мужественных Всадников» — название Первого полка волонтеров кавалерии США. Полковник Джейкоб Ас-тор на свои деньги снарядил артиллерийскую батарею. Ковбои и индейцы сиу сплотили ряды. Тем временем в Испании произошло восстание и случился голод на Кубе. В конце концов на Кубе от холеры и тифа людей умерло в шесть раз больше, чем от испанских пуль.

День, которого Тесла так долго ждал и ради которого так много работал, настал в разгар отвлекающих внимание военных событий. Первая Электрическая выставка в Мэдисон-сквер-гарден задержалась с открытием, железные дороги были зарезервированы для передвижений войск и военных припасов, поэтому некоторые экспонаты не смогли прибыть вовремя. Заслоненная более важными событиями, выставка попросту выпала из газетных сообщений. И в довершение всех неприятностей погода была дождливой. Тем не менее, на открытие пришло все же пятнадцать тысяч человек.

Демонстрация первой в мире автоматической лодки, проведенная Теслой, не принесла ожидаемого блеска сенсации, которого вполне заслуживала, не только из-за того, что ее заслонили военные действия, но еще и потому, что он совершил ошибку, показав больше, чем публика смогла усвоить за один раз. Замечательная стадия развития, к которой Тесла подвел предшественника современного радио, была бы вполне достаточной; но представить одновременно еще и автоматизацию, как это сделал он, возможно, это было слишком большим скачком. В этот день 1898 года, когда он демонстрировал общего предшественника современного управляемого оружия и управляемых транспортных средств, т.е. образчики автоматизированной техники и робототехники, он, собственно, предлагал идею, к которой мир еще долгое время не будет готов.

Его первыми радиоуправляемыми устройствами были подводные лодки, одна из которых могла погружаться в воду при управлении на отдаленном расстоянии. В этот раз он продемонстрировал лишь ее способность погружаться в воду и действовать в воде.

Капитан Е. Дж. Куинби (военно-морские силы США), который во время Второй мировой войны отвечал за исследования в области электронного оружия ВМС США в городе Ки-Уэст, штат Флорида, написал, как еще ребенком он посетил историческую выставку Теслы: «Я был там со своим отцом. Совершенно очарованный, я даже не осознавал, что являюсь свидетелем рассвета космической навигации, которая была воплощена в жизнь позже, в следующем веке. Тесла не использовал азбуку Морзе. Он не передавал сообщений ни на одном известном языке. Тем не менее, он применял свой собственный кодированный импульс посредством волн определенного диапазона, чтобы непосредственно управлять своим испытательным автоматически управляемым судном. Он закодировал поступающие команды, а приемник судна автоматически расшифровывал их, переводя в конкретные действия»10

Полный потенциал изобретения был скрыт, в том числе из-за того, что Тесла надеялся вызвать серьезный интерес ВМС США для применения его в войне.

«Одним из факторов, который остался скрытым, — позднее объяснял научный обозреватель Кеннет М. Суизи, — была система предупреждения нападения посредством согласованно настраиваемых приборов, восприимчивых только к комбинации нескольких радиоволн совершенно разных частот. Другим устройством была рамочная антенна, которая могла быть совершенно закрытой медной оболочкой судна. Таким образом, антенна была невидимой и судно могло действовать, полностью погрузившись под воду»11.

Изобретатель раскрыл лишь свою фундаментальную идею, защитив ее в базовом патенте № 613 803.

То, что подразумевали его патенты, а этого зрители Мэдисон-сквер-гарден не увидели, было спецификацией торпедной лодки без команды, включая мотор с аккумуляторной батареей, движущей винт, меньшими моторами и батареями, управляющими рулевым приводом, и другими для питания электрических сигнальных огней и еще для того, чтобы лодка шла в надводном положении или опускалась под воду12. Шесть 14-футовых торпед стояли вертикально в два ряда, чтобы после того, как уйдет одна, другая могла занять ее место. Тесла сообщил ВМС США, что, по его мнению, такую лодку можно построить примерно за 50 тыс. долларов.

Он утверждал, что несколько подобных судов «могут атаковать и уничтожить целую армаду — уничтожить в течение часа, при этом враг не увидит своего противника и не узнает, какая сила уничтожила его».

Когда слухи об этих изобретениях распространились, он получил письмо от Марка Твена, находившегося тогда в Австрии, юморист писал: «Есть ли у вас австрийский и английский патенты на этот разрушительный ужас, который вы наизобретали? И если есть, не назначите ли вы на них цену и скидку. Чтобы я мог их продать? Я вхож в Кабинет министров обеих стран, а также — Германии; более того, я знаком с Вильгельмом II. Я пробуду в Европе еще год.

Здесь в гостинице прошлой ночью, когда некоторые заинтересованные люди обсуждали способы склонить нации объединиться с человеком, обладающим неограниченными возможностями, и разоружиться, я предложил им поискать что-то более надежное... чем разоружение на тленной бумаге. Пригласить великих изобретателей разрабатывать что-то, против чего флоты и армии будут бессильны, и таким образом сделать войну с этого момента невозможной. Я и не подозревал, что вы занимаетесь этим и почти готовы привести общество к постоянному миру и разоружению на практике, притом обязательным образом. Я знаю, что вы необыкновенно занятой человек, но, может быть, вы украдете у себя немного времени, чтобы позвонить мне?»13

Но предложение Теслы было слишком новаторским, и лица, ответственные за оборону Америки, объявили, что это нереальная мечта. Даже официальные эксперты, наблюдавшие маневры миниатюрной лодки в бассейне, назвали их просто «лабораторным экспериментом», который никогда не будет расширен до реальных боевых условий.

Демонстрации Теслы в Мэдисон-сквер-гарден без сомнения были наиболее пророческим событием этой выставки, но и другие изобретатели выступили со своими шоу, чтобы ошеломить зрителей. Маркони без признания авторства использовал осциллятор Теслы, чтобы продемонстрировать, как будут взрываться шахты при стрельбе из «кубинской динамитной пушки» при помощи беспроводного телеграфа Маркони. А Эдисон продемонстрировал магнитный сепаратор руды.

Пупин, президент нью-йоркского Электрического общества, Эдисон и Маркони, могущественное и умное трио теперь слились в единой вере в финансовые возможности коммерческого использования радио, объединив также и свои амбиции, равные по силе амбициям одного Теслы. Было еще нечто, что их объединяло — ревность к успеху Теслы.

Тесла и Джонсоны следили за сообщениями о военных маневрах и событиях на море, в надежде узнать хоть что-то о таинственной миссии их друга Хобсона. Непосредственно от него самого не приходило никаких известий уже с начала мая.

В первой половине июня корабли эскадры испанского адмирала Серверы, чье местонахождение было предметом яростных спекуляций в американской прессе, проскользнули в бухту Сантьяго, чтобы пополнить запасы угля. К бухте была стянута большая американская флотилия. На флагманском корабле «Нью-Йорк», о чем не знали дома ни семья, ни друзья, находился лейтенант Хобсон. Он был прекрасно обучен артиллерийскому и взрывному делу.

Было тайно подготовлено безнадежное предприятие, практически самоубийственная миссия, — поймать в западню флот Серверы. Идея заключалась в том, чтобы затопить корабль в самой узкой части гавани и тем самым блокировать испанскую эскадру. Старый транспортный корабль, «Мерримак», был выбран для этой миссии и оснащен торпедами, чтобы взорвать самого себя. Лейтенант Хобсон, в свои двадцать восемь лет, был назначен для выполнения этой миссии с командой из шести добровольцев.

В 1.30 ночи, когда луну закрывали облака, лейтенант и его команда застегнули на себе пробковые спасательные пояса. Вооруженные только пистолетами, они медленно подводили старый транспортник ко входу в бухту.

Позже Хобсон написал в своей книге, что он обратился к своему боевому товарищу: «Парень, мы должны сделать это сегодня ночью. Нет на земле силы, которая удержала бы нас».

В момент этого несвоевременного предсказания испанский прожектор выхватил их из темноты, и испанцы открыли огонь. Снаряд разбил рулевую рубку «Мерри-мака». Хобсон пытался привести в действие торпеды. Лишь две из них сработали, а остальные были неправильно подключены. Очень быстро огонь испанцев вынудил «Мерримак» затонуть, но таким образом, что так и не запер узкую часть пролива.

Хобсон и его люди бросились в море и поплыли к катамарану, который заблаговременно был спущен с палубы «Мерримака». Но как раз, когда они забирались на него, у их борта появился испанский катер с вооруженными людьми.

Хобсон пишет, что он подумал: «Презренные трусы! Они собираются хладнокровно убить нас? Если они это сделают, наша армия узнает об этом и потребует возмездия».

Адмирал Сервера, который сам находился на катере, взял американцев в плен. Их отвезли в крепость, где обращались с ними с огромной вежливостью и вскоре обменяли на испанских пленных.

Рассказ об этом безрассудном подвиге облетел американские газеты, и это оказалось только началом. Вокруг Хобсона была поднята страшная шумиха, почти такая же, как позднее вокруг дела Чарльза Линдберга. Тесла был исполнен гордости за своего друга и радовался, когда Хобсон вернулся и отправился по стране с туром публичных выступлений, чтобы вызвать еще больший патриотический энтузиазм. Тесла и Джонсон устроили банкет в «Дельмонико» в честь главного героя.

Позднее изобретателя очень веселили заметки о том, как женщины роились вокруг Хобсона, куда бы он ни пошел. В Чикаго герой встретил двух сестер, которых он знал, и поцеловал их, что сильно взволновало толпу, после каждая встречная женщина требовала от него причитающийся ей поцелуй. В Денвере его опять окружила толпа, и, согласно прессе, ему пришлось поцеловать еще пятьсот женщин. В довершение безумия производитель конфет объявил, что собирается выпустить карамель под названием «Поцелуй Хобсона».

Тем временем реальность резко напомнила Тесле о себе в лице его бухгалтера, Джорджа Шерффа, который сообщил, что деньги кончаются, а его начинания все еще не завершены. Исследования были потенциально полезными, нужными людям. Например, врачи продолжали просить Теслу о специальной подушечке — лечебно-нагревательном приборе, над которым он работал, но еще не успел усовершенствовать его.

Но где было ему взять время для разработки подобных вещей?

Он радовался редкому случаю оказаться в обществе с Джонсонами зимой 1889 года, и ему пришлось отвергнуть огромное количество других приглашений.

В письме Джонсонам он сообщил, что его месячный доход пойдет на устройство очередного банкета, но, хоть это и так, «не бойтесь, что он окажется чересчур экстравагантным, так как сейчас у меня временный упадок в финансовых делах... но скоро я стану мультимиллионером, и тогда — прощайте, мои друзья с Лексингтон-авеню!»14

Вскоре после этого, будучи приглашенным Кэтрин, на вопрос о том, кого бы он себе выбрал в качестве пары на вечер, он, как это и можно было ожидать, назвал Маргарет Мерингтон. «Если она придет, — сказал он, — приду и я».

3 декабря Хобсон вернулся на Манхэттен, и было запланировано еще одно празднование. Тесла написал Кэтрин: «Я так рад... теперь мы можем устроить этот обед». Он предложил, что потом можно будет прерваться на посещение его лаборатории, и упомянул определенную леди, «которая так хочет увидеть Хобсона, что просто сходит с ума». Описывая ее как очень известного человека, он держал ее имя в секрете, чтобы сделать сюрприз, он сказал, что знает, «как Филипповы жаждут встретить таких людей». И еще он добавил: «Я не хочу говорить ничего пренебрежительного о леди, но на мой вкус — она проста, я думаю, что вы будете выглядеть еще блистательнее, чем обычно. Предупреждаю вас, она может прийти в алом декольтированном платье, но она большой художник и ей можно позволить широту выражения... Я посажу ее между Лукой и Хобсоном, а вас вклиню между героем и собой...

Притязания Теслы на первые автоматические транспортные средства скоро подверглись нападкам его коллег-ученых. Так появилось «Исследование об электро-управляемых судах Теслы» Н.Г. Ворта в «Electrical Revi-ew», при этом автор, выражая свое мнение, писал, что подобный метод управления может быть в свою очередь использован врагом15

Тесла написал Джонсону в «Century», предлагая ему ничего не писать в ответ со своей стороны:

«Я знаю, что вы — благородный человек и преданный друг. Заметив ваше возмущение этими невостребованными атаками, боюсь, что вы дадите волю его выражению. Прошу вас, не делайте этого ни при каких обстоятельствах, иначе вы меня обидите. Пусть мои «друзья» проявят все, на что способны. Мне бы так больше хотелось. Пусть они выливают на научные общества потоки бесполезных слов, это покажет, чего они заслуживают, пусть бросают песок в глаза тем, кто может видеть — в свое время они пожнут то, что посеяли...

Я могу с легкостью опровергнуть их утверждения, просто сославшись на высказывания таких людей, как лорд Кельвин, сэр Уильям Крукс, лорд Рэлей, Рентген и другие, которые свидетельствуют о высокой оценке и признании моих трудов этими людьми. Но я не считаю нужным это делать, так как атака была слишком недостойной, чтобы заслуживать внимания...»16

В статье под заголовком «Наука и страсть к сенсациям» журнал «Общественное мнение» также критиковал его работу и методики17

Гораздо позже в своей краткой автобиографии Тесла рассказал, что он начал работу по созданию дистанционно управляемых устройств в 1893 году, хотя эта идея пришла к нему раньше. В течение следующих двух или трех лет он построил несколько механизмов, которые приводились в действие на расстоянии, и показал их посетителям лаборатории, но разрушения, вызванные пожаром в лаборатории, прервали эту деятельность. «В 1896 году, — писал Тесла, — я до конца разработал устройство, способное совершать множество операций. Завершение моего труда было отложено до 1897 года... После первого показа в 1898 году оно вызвало такую сенсацию, которую ни одно из моих изобретений никогда не вызывало».

Его основной патент был получен в ноябре, только после того как главный эксперт прибыл в Нью-Йорк и увидел его судно в действии, так как он до этого заявлял, что такое просто невозможно. «Я помню, что позже, когда позвонил чиновнику в Вашингтон с намерением предложить изобретение правительству, — пишет Тесла, — тот рассмеялся, когда услышал, чего я добился. Никто в то время не представлял себе, что это был наилучший способ улучшить подобное устройство»18.

Эти первые автоматы, как писал Тесла в 1919 году, он считал незрелыми шагами в развитии искусства телеавтоматики. «Следующим логическим улучшением автематических механизмов было устранение ограничения видения, удаление на большое расстояние от центра управления. Я всегда поддерживал их применение в военных целях вместо обычного огнестрельного оружия... В незавершенном виде оно применимо на практике при наличии беспроводного оборудования для запуска аэроплана, если он следует определенным курсом или выполняет какие-то операции на расстоянии во много тысяч миль»19

Он вспомнил, что, еще будучи студентом колледжа, размышлял о летающих машинах, совершенно непохожих на существующие сейчас.

«Лежащий в основе принцип был сходным, но его нельзя было реализовать на практике, — писал он, — из-за недостатка движущей силы довольно большой активности. За последние годы я успешно решил эту задачу, и теперь воздушные машины без поддерживающих крыльев и плоскостей, пропеллеров и прочих внешних приспособлений, которые будут способны развивать огромные скорости, станут вескими аргументами в пользу мира в ближайшем будущем»20.

Сказочные самолеты, о которых он размышлял и которые изображал, должны были бы управляться или механически, или при помощи беспроводной энергии.

«За счет установки надлежащего оборудования практически будет возможно запустить такую ракету в воздух и сбросить ее в заранее определенной точке. Телеавтоматы, в конце концов, будут производиться. Они смогут действовать, как будто обладают своим собственным интеллектом, и их пришествие неизбежно»21.

Еще в 1898 году он повторно предложил промышленникам выпустить автоматизированную машину. «Оставленная сама на себя, она будет выполнять огромное разнообразие операций, включая нечто сродни принятию решения. Но мое предложение сочли несбыточным в то время, и ничего не вышло».

Размышляя о том, что у автоматов-роботов может быть широкое применение помимо военных целей, он считал, что их величайшая роль будет заключаться в мирном служении человечеству. Позднее он описал свою деятельность 1890-х годов профессору Б.Ф. Майс-неру из университета Пердью: «Я широко исследовал все поле, не ограничивая себя лишь механизмами, управляемыми на расстоянии, но включая механизмы, обладающие своим собственным интеллектом. С того момента я сильно продвинулся в создании изобретений и думаю, что в недалеком будущем я покажу автоматизацию, которая будет действовать сама по себе, будто обладает разумом и без какого-либо преднамеренного управления извне. Какими бы ни были практические возможности такого достижения, оно отметит начало новой эпохи в механике».

Он добавил: «Я обращаю ваше внимание на то, что наряду с тем, что технические условия, помимо отмеченных выше, демонстрируют возможность автоматического механизма управляться посредством простого резонансного контура, я также применил индивидуальное управление, то есть основанное на взаимодействии нескольких контуров разных периодов вибрации. Это тот принцип, который я уже развил к тому времени и который был последовательно изложен в моих патентах 72 3188 и 723 189* в марте 1903 года. Устройство имело такую же форму, когда я его демонстрировал в 1898 году старшему эксперту (по патентам) Силею, до утверждения моего

* В этом письме Майснеру Тесла по ошибке называет номер патента 723 189, тогда как правильный номер 725 605, который был утвержден 14 апреля 1903 года.

основного патента на механизмы, управляемые на рас-стоянии»22.

Именно на это письмо ссылается Суизи в своих комментариях: «Согласованные резонансные устройства чутки только к комбинации нескольких радиоволн совершенно разных частот».

Изобретатели современной компьютерной технологии во второй половине двадцатого века были неоднократно удивлены, когда при поиске патентов в архиве наталкивались на основные патенты Теслы. Леланд Андерсон, например, сообщил, что приоритет Теслы на изобретение был указан ему несколько лет назад поверенным главной компьютерной фирмы, вместе с которой он проводил исследование и разработку возможностей. Андерсон пишет: «Я был озадачен нежеланием некоторых людей, работающих в области компьютерной технологии, признать приоритет Теслы по сравнению с низкопоклонством перед М. Брэтином, Бардиным и Стокли в изобретении транзистора, который превратил электронные компьютеры в реальность»23

Заявки на их патенты и патенты Теслы были направлены в область коммуникаций, как отмечает Андерсон. И те и другие патенты объединены для создания физического воплощения полупроводников логических функций AND и гейта (solid-state AND gate).

Компьютерные системы содержат тысячи логических элементов решения, называемых логическими функциями И (AND), а также ИЛИ (OR). Все операции, выполняемые компьютером, достигаются за счет устройства, использующего эти логические элементы.

«Патенты Теслы 1903 года №№ 723 188 и 725 605, — говорит Андерсон, — содержат основные принципы логического И-контурного элемента. Одновременное поступление двух или более установленных сигналов во входное устройство элемента прибора производит результат на выходе элемента прибора».

Хотя патенты Теслы использовали сигналы переменного тока, а современные компьютеры используют постоянный ток в импульсном режиме, основные принципы установленной комбинации сигналов, производящих результат благодаря их совместному действию, были описаны.

«Таким образом, — заявляет Андерсон, — патенты Теслы, разработанные, чтобы достичь защищенности от внешних воздействий в системе радиоуправляемого оружия, оказались препятствием для любого, кто пытался получить патент на основной элемент логического

И-контура в эре современных компьютерных техноло-гий»24.

В 1956 году Нобелевская премия была присуждена Джону Бардину, Уолтеру Браттяйну и Уильяму Штокли за их работу по разработке транзистора, заменившего электронные лампы. Все же признание Теслы как первопроходца в этой области пришло лишь недавно.

Одно из первых выражений признания Теслы в области новой технологии дистанционно управляемых средств перемещения (теперь всеобще известных в военном деле как «дистанционно управляемые летательные аппараты») появилось в 1944 году.

«Главный принцип управления аппаратом по радио восходит к тому времени, когда радио называли «беспроводным передатчиком». На первых выставках электротехники, проходивших сорок лет назад, Никола Тесла управлял маневрами модели подводной лодки и взорвал ее в бассейне по сигналу радио. Вскоре возникло множество немецких, американских и английских изобретателей, которые показали, как транспортные средства — торпеды и корабли — могут управляться радиоволнами при полном отсутствии человека на борту...»25

Все же Тесла, сделав так много для приближения эры автоматизации, почувствовал, что у него просто нет времени, чтобы следовать линии развития, к которой мир был явно пока не готов. Его взор был обращен на более значительную игру, если это было возможно. Его лаборатория в Нью-Йорке больше не была безопасным местом для его экспериментов, или, скорее, его эксперименты стали слишком опасными для густонаселенного города.

Он написал Леонарду Куртису, адвокату, который защищал права его и Вестингауза во время «войны токов»: «Мои катушки производят 4 млн вольт, при этом искры прыгают от стен к потолку, создавая пожароопасные ситуации. Это тайное исследование. Мне необходима электроэнергия, вода и собственная лаборатория. Мне понадобится хороший мастер, который сможет выполнять все мои требования. Финансирование будет поступать от «Астор», а также «Кроуфорд и Симпсон». Моя работа будет проводиться поздно ночью, когда силовая нагрузка минимальна» 26.

Куртис, который был связан с электрической компанией Колорадо-Спрингс, немедленно уселся изучать проблемы изобретателя. Его решение имело далекоидущие последствия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал