Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загадка пятая, пока последняя






Загадка первая

Посмотрев на цветовыбор приветливо улыбающтся мне больной в больших очках, я спрашиваю:

Вы были в гневе недавно?

— Была, ~ говорит она и снимает очки, показывая синяк под глазом. — Это случилось вчера.

— Нет, — утверждаю я. — Сутки еще не прошли. Сейчас 4 часа дня. Когда произошла ситуация, вызвавшая гнев?

Оказывается, что муж («автор» синяка) был вчера в 6 часов вечера у пациентки в больнице, и они поспорили.

— Видите, сутки еще не прошли!

Я всегда радуюсь могуществу цветовой диагностики. Ответ: Она предпочла синий, черный и красный цвета.

Загадка вторая

Я вхожу в палату и вижу нового пациента. Тот проводит цве­товыбор, а я спрашиваю:

Вы имеете отношение к искусству?

Имею, — заявляет он важно.

— Вы руководитель?

— Я дирижер, — с благородным достоинством сообщает он. Отвещ; Его цветовыбор: фиолетовый, зеленый, красный.

Загадка третья

В палате лежит пациент. Он — врач, хирург-онколог. Изучив его цветовыбор, я спрашиваю:

 

— Вы играете на гитаре?

Трудно описать ошеломление мужчины.

— Вы меня поразили. Дело в том, что я всю жизнь играю на гитаре. Сумел даже «переложить» Лунную сонату Л. ван Бетховена для исполнения на ней.

Ответ: Фиолетовый цвет он выбрал первым.

Загадка четвертая

Выбор цвета сделан...

Не произошло ли в эти два дня то, что резко повлияло на Вашу жизнь?спрашиваю я пациента.

— Да, я сегодня принял решение, уйти из большого спорта из-за болезни,говорит он с большим удивлением.

Ответ: Он выбрал красный и коричневый.

Загадка пятая, пока последняя

В зале находится 30 человек. Я показываю пару цветов и спра­шиваю, кому она приятна.

Из зала поднимается одна рука. Это был начальник. Его-то я и искал, предлагая именно эти два цвета.

О твет: Я показал зеленый и красный цвета.

У меня редкая для нашей страны профессия — музыкотера-певт. Я убедился, что создатели великих мелодий — это могучие целители, которые способны помочь человеку не хуже любого прославленного экстрасенса. С особым упоением последние 10 лет я занимаюсь музыкотерапией, проводя тысячи сеансов для взрос­лых и детей. Музыка — по словам Л. ван Бетховена, высекающая огонь из человеческой души — помогала мне снять трагические состояния, стрессы, установки на самоубийство, отчаяние. Мне удавалось добиваться перелома в течении ряда заболеваний, «сни­мать» речевые нарушения и отклонения в поведении, устранять неврологические симптомы.

Я практикую не только как врач, но и как музыкант, способ­ный исполнить для пациента на рояле желанную музыку, вплоть до скрипичных концертов Н. Паганини. Я увидел, как музыка ока­зывала духовное и телесное целительное действие.

Постепенно во мне росла уверенность, что существует связь между предпочтением определенного цвета и восприятием музыки. Причем это не связано с наличием музыкального слуха. Если чело­век предпочитает определенный цвет, то соответствующий аккорд

ему приятнее других. Мелодии в тональности этого аккорда особенно отрадны для данного человека и мощно воздействуют на него.

Каждый человек, и ты, благородный читатель, интуитивно по­добен Скрябину и связывает предпочитаемый цвет с определенным аккордом. Многие, подобно Чюрленису, слушая желанную музыку с закрытыми глазами видят яркие образы.

Моя цель — чтобы читатель узнал о возможностях цве-тологии.

Мне хотелось, чтобы психологу помогли образы шедевров искус­ства. Пусть афоризмы, картины, мелодии и сюжеты жизни творцов искусства станут резервом психотерапии искусством.

После всех этих удивительных примеров — вперед за мной, дорогой читатель, в поразительную страну цветовых аккордов, контуры которой обозначились в Индии, в опытах Гете и в кни­гах Макса Люшера, на встречу с наукой будущего XXI и XXII веков — цветологией!

Рядом находится другая духовная страна - назовем ее ноосфе­ра, — там живут замыслы и образы искусства.

Там над горами Скрябина светится небо Чюрлениса, грозовые перевалы Бетховена гремят над соборами Баха. Там, по словам Пау­стовского, можно смеяться вместе с Пушкиным, пожать сухощавую руку Диккенса и найти в ручье голубые цветы Офелии.

Читатель ознакомится с шедеврами искусства, способными оказать помощь страдающему человеку.

Вперед, благородный читатель!

Цветология - наука о цвете

Все живое возникло и растет под солнцем. Все мы — дети Солнца и частицы солнечной энергии. Из 4 цветов, 4 видов энергии соткан солнечный луч. Цвета солнца — желтый и красный.

Зеленый цвет связан с растениями. Свет попадает на листья травы, кустарников и деревьев, превращая солнечную энергию в кислород, благодаря которому мы существуем. Наша планета со своей атмосферой — голубая. Об этом писал М. Ю. Лермонтов: «Спит земля в сиянье голубом». Спустя десятки лет это увидели космонавты. Образы, связанные с цветом, пронизывают всю циви­лизацию и культуру. Можно залюбоваться мозаикой цвета.

10

Индия. Философия Индии связала цвета с энергетическими центрами — чакрами человека, которые располагаются от его основа­ния тела до макушки. С каждой из них связан определенный цвет. Окраска чакр меняется от яркого красного в основании тела — до фиолетового, подобно радуге. Объективно существование чакр не доказано, но их положение полностью соответствует расположению желез внутренней секреции.

Расшифровка целителями Индии эмоционального наполнения цветовой гаммы крайне похожа на образы европейской цветологии, что не удивительно, если вспомнить о происхождении индоевро­пейской группы народов.

Китай. Мудрость Китая связала все явления мира с 5 элемента­ми. Символами этих 5 элементов стали явления природы — дерево, огонь, земля, воздух (металл), вода.

С основными элементами сочетаются также цвета, эмоции и внутренние органы человека.

Индия говорила об энергетических программах цвета, а «геро­ями» цветовой символики Китая стали внутренние органы. Китай полагал основой заболеваний чрезмерность, нарушение гармонии. Китайская медицина дала психосоматический ключ, указывая нам, какие органы могут пострадать при чрезмерности проявления оп­ределенных эмоций.

Китай связывает с элементом «дерево» зеленый цвет, гнев и один из внутренних органов — печень. Огонь соответствует красному цвету, радости и сердцу. Образ земли связывается с желтым цветом, размышлением и желудком. Элемент «металл» («воздух») ассоциируется с белым цветом и печалью. Последний элемент «вода» связывается с черным цветом, эмоцией страха и почками.

Мудрость Китая говорит нам, что гнев поразит печень, чрезмер­ные волнения — сердце, постоянные и напряженные размышления опасны желудку, печаль поражает легкие, а страх — почки.

Европа. Европейская цивилизация 4 цвета связала с четырьмя темпераментами — типами существования человека. Их создала греческая цивилизации..Впервые «темп жизни» был осмыслен великим врачом Гиппократом, который увидел смысл в изучении интенсивности жизни, определяющей тип отношения с миром и самовосприятия.

11

Возникла идея, что красный цвет связан с образом огня, тем­пераментом холерика и гневом. Желтый цвет пронизан воздухом и сочетается с характером сангвиника, радостью. Зеленый цвет сим­волизируется образом дерева и земли, темпераментом флегматика с отличительной особенностью — размышлять. Синий цвет тради­ция Европы связала с образом воды, темпераментом меланхолика, печалью и страхом.

Цветовое восприятие Индии и Европы оказывается во мно­гом сходным, ведь индоевропейская группа народов имеет много общих корней.

Красный цвет в истории и культуре человечества ассоци­ируется с кровью и огнем. Во многих культурах мира красный цвет символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни; с другой стороны, он связывается с агрессивностью и эротическими желаниями.

Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и прекрасное. Красному цвету приписывали целительные свойства. В России кроватку больного ребенка окружали красной материей. У многих народов красный цвет символизировал юг, пламя и жару. Символическое значение красного цвета переноси­лось на растения с красными цветами или плодами, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. «Красная» в славянском фольк­лоре — это знак красоты.

Красный цвет становится символом власти и величия.

На знаменах он символизирует борьбу за независимость.

У многих племен Африки, Америки и Австралии воины раскра­шивали тело и лицо в красный цвет. В Византии только императри­ца имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Повстанцы Китая называли себя «красные воины». Вождя английских крестьян Уота Тайлера величали Красный Всадник.

Вспомним войну Алой и Белой Розы в Англии. Красный — цвет знамен революционной России.

Завершим описание энергичного красного цвета стихотворени­ем Омара Хайама:

Метнул рассвет на кровли сноп огня И кинул в кубок шар владыки дня.

Пригубь вино! Звучит в лучах рассвета Призыв любви, Вселенную пьяня.

Желтый цвет производит теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя цвет и почти осяза­емо приближается к зрителю.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит, возбуждает вообра­жение и в итоге может действовать подавляюще на психику. Как отмечал Гете в своих исследованиях цвета, незначительные примеси в желтом цвете вызывают отвращение и неудовольствие.

Желтый цвет — это цвет золота, который с древности воспри­нимался как застывший солнечный свет. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, но также — и цвет болезни.

Желтый цвет стал символом буддизма. В Европе желтый или черно-желтый цвет часто был знаком карантина при чуме. В России желтый считается цветом измены. На Тибете — «желтым глазом» называли ревность.

Устойчивыми стали выражения: «желтая пресса» и «желтый дом».

Все-таки чаще всего желтый цвет — это образ радости и надеж­ды. Завершим впечатление от радостно солнечного цвета стихотво­рением Хайама:

Все радости желанные — срывай, Пошире кубок счастью подставляй, Твоих лишений Небо не оценит, Так лейтесь, вина, песни через крап.

Синий, цвет — это море и небо. Он сочетает в себе возбужде­ние и покой, вызывает ощущение холода и напоминает о тени.

Вспомним слова: «Посинел от холода».

Синие очки носят слепые. Синяя поверхность кажется удаля­ющейся от человека и увлекает взгляд в глубину.

Гете называл синий цвет «чарующее ничто». У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность.

В христианской культуре он связывался с вечной истиной, для романтиков синий — цвет мечты и тоски по идеалу. Например — голубой цветок романтиков.

Синий может символизировать доброту, верность. В геральдике он обозначает целомудрие, честность.

13

Выражение «голубая кровь» говорит о благородном происхож­дении. Синий цвет близок к черному и получает сходные символи­ческие значения, он считался траурным в древнем Египте, у ряда народов Южной Америки.

Французы называют ужас синим страхом (вспомним сказку о Синей бороде). «Синим чулком» насмешливо именуют определен­ный тип людей.

Синий цвет связан с образами доброты и мягкости, блаженно­го покоя и созерцания. Стихотворение Хайама передаст этот круг эмоций и образов:

К устам кувшина жадно я приник, Я долгой жизни в нем искал родник, Уста кувшина мне шепнули тайно — Я был как ты, побудь со мною миг.

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он сим­волизировал юность, надежду, незрелость. Зеленый цвет предель­но материален и действует успокаивающе. Иногда зеленый цвет становится символом жизни, но может производить и угнетающее впечатление. Не случайно тоску называют зеленой; считали, что человек от гнева зеленеет. В то же время зеленый цвет — цвет рас­тительной жизни, весеннего обновления, юности, плодородия.

Отрицательные образы зеленого цвета — зеленый змей, тоска зеленая, зелье. В Древнем Египте это цвет бога Осириса, конфуцианская традиция Китая связала зеленый цвет со свой­ством гуманности.

В Индии есть храм изумрудного Будды. Ислам считает зеле­ный цвет святым, это цвет оазиса в пустыне, а райские сады зелены. Ирландию называют изумрудным островом. Одежды Робин Гуда, любимого героя английского народа, всегда были зелеными.

Философ Шненглер называл европейскую цивилизацию фаус­товской и связывал с зеленым цветом.

Зеленый цвет — любимый цвет Шекспира и Мольера. Люди леса — зеленые, так называли себя лесные братья и те, кто укрывался в лесах. Люди, желающие спасти природу, называют себя Зелеными.

Постараемся мудрость, связанную с образом зеленого цвета, выразить стихотворением Хайама:

14

Светоч мысли, сосуд понимания — мы, Средоточие высшего разумамы, Изреченье на этом божественном перстне, На бесценном кольце мирозданиямы.

Таким образом, каждый цвет связан с определенным кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны.

Мозаика цветологии

Знания о психологическом значении цвета и влиянии его на человека обширны, в этом море сведений блистают имена знамени­тых ученых, художников, поэтов: И. Ньютона и Гете, Кандинского и Клее, Р. Штайнера и Шпенглера. Интерес к этой проблеме (на­зовем ее словом < < цветология> >) не угасает.

Существуют обобщающие работы о цвете (Серов).

Для ориентации в проблеме психологического и физиологичес­кого влияния цвета на человека мы будем использовать наиболее яркие знания о цвете.

Громадную роль в науке о цвете сыграл великий ученый Иса­ак Ньютон, который поставил на пути солнечного луча призму и обнаружил, что тот распался на знакомую всем радугу. Четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) И. Ньютон воспринял как части солнечного света.

Гениальный ученый и писатель Гете разделил цвета на теплые (красный и желтый) и холодные (зеленый, синий и фиолетовый). Он понял, как цвета дополняют друг друга, что создает в искусстве ощущение гармонии.

Эффекты живописи основаны на законах цвета. Знание этих законов помогает понять существующую связь между цветовым спек­тром и психологическими явлениями. Первый закон гласит о том, что существуют три основных цвета - красный, желтый и синий. Второй закон рассматривает состав цвета. Так, сочетание красного и желтого создает оранжевый, который является зоной перехода от красной части спектра к желтой. Желтый и синий цвета создают зеленый — зону для перехода от желтого участка спектра к синему. Сочетание красного и синего создает фиолетовый цвет. Третий закон гласит о гармоничном слиянии трех главных цветов — красного,

15

желтого и синего. Четвертый закон объясняет эффект дополнитель­ных цветов, который впервые открыл Гете. Он обнаружил, что если мы созерцаем предмет красного цвета и потом закрываем глаза, то в воображении появляется предмет зеленого цвета.

Гармонично слияние трех основных цветов (красный, желтый и синий). Каждый основной цвет имеет свой дополнительный (состав­ной) цвет. Красный цвет дополняется зеленым. Поскольку зеленый цвет — это сочетание желтого и синего, то такое дополнение создает сумму трех основных цветов — красный, желтый и синий.

Дополняют друг друга оранжевый и синий цвета. Вспомним, что оранжевый цвет — это составной цвет из красного и желтого. В сочетании с синим он создает опять сумму трех основных цветов.

Фиолетовый цвет дополняет желтый. Напомним, что фиоле­товый является сочетанием красного и синего цвета. Дополнение к фиолетовому цвету желтого опять создает трехцветность из ос­новных цветов.

фиолетовый


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал