Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая охрана фирменного наименования.






Фирменное наименование ― это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.

Фирменное наименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота.

Фирменное наименование — гарантия качества продукции и услуг предприятия. По мере его использования фирма или предприниматель начинают выделяться среди своих конкурентов, приобретают большую известность среди потребителей. Фирменное наименование становится мощным рекламным средством предприятия.

Включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь допускается в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами».

Субъектами права на фирменное наименование являются только коммерческие юридические лица. Граждане (индивидуальные предприниматели) приобретают и осуществляют права и обязанности под своим собственным именем, включающим фамилию, имя, отчество.

Право на фирменное наименование носит исключительный характер. Иными словами никто, кроме субъекта данного права, не может совершать те действия, которые являются его исключительной прерогативой.

Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах (п.3 ст.50 ГК Республики Беларусь) и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления (п.1 ст.47 и п.2 ст. 1013 ГК Республики Беларусь).

На территории Республики Беларусь действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в Республике Беларусь в качестве обозначения юридического лица. В соответствии с пунктом 1 ст. 1013 ГК Республики Беларусь юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, вывесках, счетах, в рекламе, проспектах, печатных изданиях, на официальных бланках и в иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь. Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории Республики Беларусь действует в случаях, предусмотренных законодательством.

Право на фирменное наименование обычно характеризуется как личное неимущественное право, поскольку право на фирменное наименование для юридического лица аналогично праву на имя для физического лица. Данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих организацией. Однако это не исключает материальной составляющей, поскольку нарушение данного права может повлечь за собой возмещение причиненных убытков (имущественного вреда).

Право на фирменное наименование носит бессрочный характер, т. е. возможность использования данного права не ограничена какими-либо сроками, пока функционирует само юридическое лицо. На основании норм пункта 2 ст. 1015 ГК Республики Беларусь действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.

Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования путем выдачи лицензии. Однако при этом в лицензионном договоре необходимо предусмотреть меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

Досрочное прекращение права на фирменное наименование, хотя бы само юридическое лицо продолжает существовать, возможно в следующих случаях:

1) при отказе субъекта хозяйствования от права на пользование конкретным фирменным наименованием;

2) при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранения за предприятием прежнего фирменного наименования;

3) при реорганизации юридического лица;

4) по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал