Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Теоретические основы транспортного комплекса и методика его оценкиСтр 1 из 12Следующая ⇒
Введение Термин «транспорт» происходит от латинского «transporto» что значит «перевожу, переношу, перемещаю». Под словом «транспорт» понимают- отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров. Актуальностью данной курсовой работы будет является следующее: 1. Как показывают данные из перемещения автомобильным транспортом различных грузов, и увеличение единиц автомобилей различных направлений, как большой так и малой грузоподъемности, специального назначения (бензовозы, мусоровозы, продуктовозы), дает толчок к развитию качественного строительства и увеличению протяженности автомобильных дорог, опираясь на развитии сети технического и сервисного обслуживания автомобилей. 2. Из-за природных зон, целесообразнее в пустынных и полупустынных зонах (западные и часть южных областей) строительства железных дорог, для перемещения различных грузов. Толчком к выбору именно этой темы курсовой работы является то, что транспорт имеет большое значение в развитии экономики любого государства, так как именно транспорт призван связывать потребителя и производителя, и его развитие и хорошее функционирование жизненно необходимо для страны. Цель данной курсовой работы - сделать эконом-географическую характеристику транспортного комплекса Республики Казахстан на сегодняшний день, и подчеркнуть значимость этой отрасли народного хозяйства для нашей страны. Задачи: 1. Раскрыть значимость транспортного комплекса для страны. 2. Сделать эконом-географическую оценку современного состояния транспортного комплекса Республики Казахстан. Глава 1. Теоретические основы транспортного комплекса и методика его оценки Термин «транспорт», происходит от латинского «transporto», что значит «переношу, перевожу, перемещаю». В этом слове отражаются вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиров). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться и в других значениях. Так, в определенном контексте под словом «транспорт» понимают: 1) отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров. 2) собственно процесс перемещения груза или людей (пассажиров) в пространстве, который чаще обозначается словом «транспортировка». 3) комплекс технических средств, обеспечивающих процесс передвижения материальной продукции и людей. 4) поток транспортных единиц, движущийся по водному пути, по улице или дороге. 5) отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения и конкретный адрес. В основном этот термин используется большей частью в первом и втором значениях. От базового слова «транспорт» образовано достаточно много производных терминов и понятий, часть из которых требует толкования. Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. В настоящее время в состав транспортной системы обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, который включает нефтепроводы, и газопроводы. Элементами транспортной системы являются также: городской транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах, а также промышленный транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, строительных, торговых и других предприятий и организаций. Понятия промышленный и городской транспорт собирательные поскольку и промышленный и городской транспорт не существует как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны в технологическом и административно-организационном отношениях. На каждом крупном предприятии и в каждом городе внутрипроизводственный и собственно городской транспорт действуют независимо от подобных видов транспорта, находящихся на других предприятиях и в других городах. «Единая транспортная система» - понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта. Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона. Понятие «единая транспортнаясеть» отражает социально-экономическое единство и взаимодействие различных путей сообщения. В технико-экономическом плане транспортная сеть представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуживаемости определенной территории или страны в целом и мощность транспорта. Транспорт общего пользования – транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они не были предъявлены: государственным предприятием ил учреждением, общественной организацией или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также все виды городского общественного транспорта. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, необходимые для кооперации производств и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения. Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и необязанный удовлетворять требования всех клиентов. Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом, а небольшие пути, например к складам - подъездными путями. В качестве средств транспорта необщего пользования применяются железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств. Трубопроводный транспорт, предназначенный для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа занимает особое положение. Эти виды транспорта по существу необщего пользования, но фактически эксплуатируются специальными министерствами в интересах всех отраслей народного хозяйства. Магистральный транспорт – этот термин не имеет однозначного толкования и чаще всего обозначает транспорт общего пользования. В этом смысле немагистральным транспортом считается промышленный и городской. Неуниверсальный транспорт - специализированный или специальный транспорт, приспособленный и предназначенный для выполнения только какого-либо одного вида перевозок или для перемещения только одного вида грузов (сыпучи, жидких). Непрерывный транспорт – транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов и др., а также трубопроводов. В технической литературе и практике работы часто употребляются понятия транспортного и перевозочного процесса. Транспортный процесс – термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров. В качестве синонима используется также термин «перевозочный процесс», который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения. Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью сложного технического оснащения или комплекса технических средств, прямо и косвенно участвующих в перевозочном процессе. Средства транспорта условно делятся на две основные категории: 1. постоянные средства, включающие собственно путь и стационарные сооружения со всем их оборудованием. 2. подвижной состав, к которому относятся все активные и пассивные единицы, непосредственно осуществляющие перевозку грузов и пассажиров (вагоны, баржи и др.).
|