Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постановка звука р
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.
1. Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2. Губы открыты.
3. Зубы разомкнуты.
4. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
5. Звук рзвонкий
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть(а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.
Упражнениядля языка.
1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
| Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медлен но) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение
Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следующие неточности:
а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;
б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.
3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение. Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
| ПРИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р ВТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР
| Произнесение звукосочетания тр («трыланье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в большинстве случаев именно так).
Порядок упражнения.Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку», Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.
Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу полу чается сочетание тр). Зубы в упражнении от крыты на расстояние полутора-двух пальцев.
4. Вместо звукосочетаниятр слышится тл; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным.
5. Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик язы ка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, со прикасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения не правильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не
исключается, но это требует очень много
| Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.
П р и м е ч а н и е.
1. Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.
2. Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает».
3.Недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха.
времени.
В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков- ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. При чиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствие чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.
Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
|
Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога траслышится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.
| Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает, При мягком р(рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён, При твёрдом ркончик языка поднят к альвеолам.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|