Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3: Предмет философии. Философия как любовь к мудрости.






ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Вопрос 1: Место философии в системе духовной культуры. Культура материальная и духовная. Формы духовной культуры. Субкультура, массовая культура, элитарная культура, национальная культура.

Культура – результат продуктивной человеческой деятельности, включая и саму деятельность.

Основанием культуры являются знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке и ценности, удовлетворяющие потребности и определяющие интересы человека.

Культуру называют второй природой.

Культура: духовная (Сознания, обретение духовных ценностей), материальная (Практическая деятельность)

Формы духовной культуры:

Религия – организованное поклонение высшим силам (это система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов. Современная форма)

Наука – объективно-достоверное и систематизированное знание о действительных явлениях со стороны их закономерности и порядка. Основная функция – производство новых знаний. Цель новых знаний – удовлетворение потребностей человека.

Искусство – фдх, через художественное творчество, находят выражение эмоционально-чувственное (эстетические) отношения человека с миром.

Мораль (нравственность) – реально существующие нравы, отношения и поступки на основании исторически сложившихся представлениях о добре и зле.

Право – стабильность, безопасность общества.

Миф (архаичная форма культуры) – повествование, передающее представление людей о мире, о месте человека в нем.

Философия – фдк, которая занимается выявлением предпосылок духовной культуры и исходных предпосылок культуры в целом (любовь к мудрости). Философия является особой формой дух.культуры. Как рационально-теоритическая форма сознания, флс выступает самосознанием общечеловеческой культуры, выдвигая рациональные и ценностные ориентиры. ФЛС тесно связана с другими формами дух.культуры.

В отличие от религии, флс исходит из рационалистического отношения к миру. С религией флс объединяет вера в исходные принципы, стремление к абсолютизации и универсализации. ФЛС в отличие от искусства не просто выражает чувственно-эмоциональное отражение «Я» к миру, но и претендует на рефлексию, осознание содержащее таких отношений. Философская рефлексия над основаниями морали формирует основание философской дисциплины – этики.

Виды культур:

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (криминальная, молодежная и т.д).

Массовая – вид культуры, воздействующий на широкие массы через современные СМИ (музыка, легкие фильмы и т.д).

Элитарная – создается привилегированной частью общества или пот ее заказу профессиональными творцами. Трудна для понимания неподготовленного человека.

Национальная (народная) – создается анонимными творцами без специальной подготовки (любительская, коллективная).

Вопрос 2: Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения: мировосприятие, миропонимание, мироотношение, мироощущение. Мировоззрение и миросозерцание.

 

Мировоззрение - совокупность взглядов на мир, общество, человека в мире, включая представление о добре и зле, о должном, о ценностях.

Философия представляет собой рационально-теоритическую форму мировоззрения. ФЛС – мировоззренческая форма духовной культуры, в которой взгляды и позиции человека представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений.

Структура мировоззрения: миропонимание ( интеллектуальная составляющая мировоззрения), мировосприятие ( эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения), мироотношение ( или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений)

Мироощущение – отношение человека к окружающей действительности, выраженное в различных настроениях, чувствах, действиях. Выступает в качестве эмоционально-психической основы мировоззрения.

Миросозерцание - совокупность взглядов на мир на действительность, миропонимание.

Типы мировоззрения:

Мифологическое является исторически 1-ой формой мировоззрения. Оно опирается на чувственно-образное восприятие мира. Основные характеристики: синкретизм, символизм, коллективизм. Соответствует фольклорным формам культуры и повседневно-бытовому восприятию мира.

Религиозное. В центре рел/мир находится представления о сверхъестественных силах (теоцентрично). Концепция Бога и человека, отталкиваясь от этой концепции, формируется специфическая картина мира. Ее отличительной чертой является разделением реальности на естественную и сверхъестественную.

Философское формирует картину мира на основе философии, которая выступает здесь в роли интегратора духовной культуры.

Вопрос 3: Предмет философии. Философия как любовь к мудрости.

Представление о предмете флс начало формироваться в первых философских школах античности. Формирование предмета философии связано с удивлением древних: «почему есть нечто, а не ничто?»

Понимание предмета философии как всеобщего закрепилась в философской традиции, но оно имеет различные трактовки в философских школах и направлениях.

Философия – это особая система знаний, отличающаяся от всех остальных тем, что она рассматривает не отдельные стороны и проблемы действительности, а действительность в целом, а также соотношение этого целого с человеком. Отсюда формируется понимание предметного поля философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек-мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.

ФЛС описывает универсальные связи человека с миром, являются предметом флс.

Проблема – пропасть недопонимания между человеком и миром. Человек связан с миром через процесс познания, переживания.

Философия – любовь к мудрости. Впервые слово «философ» ввел Пифагор. Закрепление данного термина в культуре Европы связано с именем Платона. ФЛС предполагает раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни.

 

Вопрос 4: Специфика метода философии: релятивность и комплексность. Основные методологические приемы в философии: анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, абстрагирование, интерпретация.

 

Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Основная функция– внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Философский метод – это теоретический метод, он является совокупностью мыслительных приемов и правил. Основные методы – релятивность и комплексность. Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки — итог размышления, а не его начало. Философский метод, напрямую зависит от предпосылок, из которых исходит философ.

Основные методологические приемы в философии:

-Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих.

-Синтез - как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. -Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности.

-Аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам.

-Экстраполяция - в научном познании, способ распространения выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другой части научный прогноз событий.

-Абстрагирование - мыслительный прием отвлечения от единого (конкретного) целого его отдельных свойств и отношений.

-Интерпретация - когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал