Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3: Предмет философии. Философия как любовь к мудрости.Стр 1 из 6Следующая ⇒
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Вопрос 1: Место философии в системе духовной культуры. Культура материальная и духовная. Формы духовной культуры. Субкультура, массовая культура, элитарная культура, национальная культура. Культура – результат продуктивной человеческой деятельности, включая и саму деятельность. Основанием культуры являются знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке и ценности, удовлетворяющие потребности и определяющие интересы человека. Культуру называют второй природой. Культура: духовная (Сознания, обретение духовных ценностей), материальная (Практическая деятельность) Формы духовной культуры: Религия – организованное поклонение высшим силам (это система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов. Современная форма) Наука – объективно-достоверное и систематизированное знание о действительных явлениях со стороны их закономерности и порядка. Основная функция – производство новых знаний. Цель новых знаний – удовлетворение потребностей человека. Искусство – фдх, через художественное творчество, находят выражение эмоционально-чувственное (эстетические) отношения человека с миром. Мораль (нравственность) – реально существующие нравы, отношения и поступки на основании исторически сложившихся представлениях о добре и зле. Право – стабильность, безопасность общества. Миф (архаичная форма культуры) – повествование, передающее представление людей о мире, о месте человека в нем. Философия – фдк, которая занимается выявлением предпосылок духовной культуры и исходных предпосылок культуры в целом (любовь к мудрости). Философия является особой формой дух.культуры. Как рационально-теоритическая форма сознания, флс выступает самосознанием общечеловеческой культуры, выдвигая рациональные и ценностные ориентиры. ФЛС тесно связана с другими формами дух.культуры. В отличие от религии, флс исходит из рационалистического отношения к миру. С религией флс объединяет вера в исходные принципы, стремление к абсолютизации и универсализации. ФЛС в отличие от искусства не просто выражает чувственно-эмоциональное отражение «Я» к миру, но и претендует на рефлексию, осознание содержащее таких отношений. Философская рефлексия над основаниями морали формирует основание философской дисциплины – этики. Виды культур: Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (криминальная, молодежная и т.д). Массовая – вид культуры, воздействующий на широкие массы через современные СМИ (музыка, легкие фильмы и т.д). Элитарная – создается привилегированной частью общества или пот ее заказу профессиональными творцами. Трудна для понимания неподготовленного человека. Национальная (народная) – создается анонимными творцами без специальной подготовки (любительская, коллективная). Вопрос 2: Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения: мировосприятие, миропонимание, мироотношение, мироощущение. Мировоззрение и миросозерцание.
Мировоззрение - совокупность взглядов на мир, общество, человека в мире, включая представление о добре и зле, о должном, о ценностях. Философия представляет собой рационально-теоритическую форму мировоззрения. ФЛС – мировоззренческая форма духовной культуры, в которой взгляды и позиции человека представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Структура мировоззрения: миропонимание ( интеллектуальная составляющая мировоззрения), мировосприятие ( эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения), мироотношение ( или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений) Мироощущение – отношение человека к окружающей действительности, выраженное в различных настроениях, чувствах, действиях. Выступает в качестве эмоционально-психической основы мировоззрения. Миросозерцание - совокупность взглядов на мир на действительность, миропонимание. Типы мировоззрения: Мифологическое является исторически 1-ой формой мировоззрения. Оно опирается на чувственно-образное восприятие мира. Основные характеристики: синкретизм, символизм, коллективизм. Соответствует фольклорным формам культуры и повседневно-бытовому восприятию мира. Религиозное. В центре рел/мир находится представления о сверхъестественных силах (теоцентрично). Концепция Бога и человека, отталкиваясь от этой концепции, формируется специфическая картина мира. Ее отличительной чертой является разделением реальности на естественную и сверхъестественную. Философское формирует картину мира на основе философии, которая выступает здесь в роли интегратора духовной культуры. Вопрос 3: Предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Представление о предмете флс начало формироваться в первых философских школах античности. Формирование предмета философии связано с удивлением древних: «почему есть нечто, а не ничто?» Понимание предмета философии как всеобщего закрепилась в философской традиции, но оно имеет различные трактовки в философских школах и направлениях. Философия – это особая система знаний, отличающаяся от всех остальных тем, что она рассматривает не отдельные стороны и проблемы действительности, а действительность в целом, а также соотношение этого целого с человеком. Отсюда формируется понимание предметного поля философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек-мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей. ФЛС описывает универсальные связи человека с миром, являются предметом флс. Проблема – пропасть недопонимания между человеком и миром. Человек связан с миром через процесс познания, переживания. Философия – любовь к мудрости. Впервые слово «философ» ввел Пифагор. Закрепление данного термина в культуре Европы связано с именем Платона. ФЛС предполагает раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни.
Вопрос 4: Специфика метода философии: релятивность и комплексность. Основные методологические приемы в философии: анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, абстрагирование, интерпретация.
Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Основная функция– внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Философский метод – это теоретический метод, он является совокупностью мыслительных приемов и правил. Основные методы – релятивность и комплексность. Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки — итог размышления, а не его начало. Философский метод, напрямую зависит от предпосылок, из которых исходит философ. Основные методологические приемы в философии: -Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих. -Синтез - как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. -Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. -Аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. -Экстраполяция - в научном познании, способ распространения выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другой части научный прогноз событий. -Абстрагирование - мыслительный прием отвлечения от единого (конкретного) целого его отдельных свойств и отношений. -Интерпретация - когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры.
|