Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионального образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ» По дисциплине: «Право»
Тема: «Социальное государство»
Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Руководитель _________________ В.Л.Рыпаков
Выполнил студент группы № 103 __________________ К.И. Гришин Очного отделения
Санкт-Петербург Понятие «социальное государство» - новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.
На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества. Принцип социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни. Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы. Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:
высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников; социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности; формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики; разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации; утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности; развитое социальное законодательство; социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т. е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.
Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции: поддержки социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.); охраны труда и здоровья людей; поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.; поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот); финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям); участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ; обеспечения компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов.
|