Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие решения о возможности аттестации рабочего места






 

По итогам оценки условий труда по показателям вредности и опасности принимается решение об аттестации рабочего места. При соответствии фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой «соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».

В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных и (или) опасных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности работников СИЗ признается аттестованным: по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4; по травмобезопасности с классом 3; по обеспеченности СИЗ с оценкой «(не) соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».

Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности и (или) опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности - по классу 3.

При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Пример принятия решения.

Условно считаем, что в примере, приведенном в табл. 12.1, условия труда по травмобезопасности относятся ко 2-му классу и по обеспеченности СИЗ также ко 2-му классу.

В этом случае решение по итогам оценки условий труда будет звучать следующим образом:

- условия труда на рабочем месте токаря по показателям вредности и опасности относятся к классу 3.2, по травмобезопасности – ко 2-му классу и по обеспеченности СИЗ – ко 2-му классу;

- рабочее место аттестовано с классом условий труда 3.2, соответствует требованиям по обеспеченности СИЗ.

Такое рабочее место подлежит модернизации. Для приведения условий труда по степени вредности и опасности к нормативным разрабатывается «План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации».

 

Требования к плану мероприятий

 

Форма плана мероприятий приведена в табл. 12.2.

План мероприятий должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

- наименование подразделения, рабочего места;

- наименование мероприятия;

- источник финансирования;

- ответственный за выполнение мероприятия;

- срок выполнения;

- службы, привлекаемые для выполнения мероприятия;

- отметка о выполнении.

Если какой-либо из перечисленных выше пунктов не будет предусмотрен, то план не будет реализован, то есть выполнение плана будет сорвано.

 


Таблица 12.2

 

«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель профессионального союза организации ____________________________________________________ (Подпись) Ф.И.О. Председатель совместного комитета (комиссии) организации    
     

______________________________________________________

(Подпись) Ф.И.О. «____»_____________________ 200 г. Руководитель организации __________________________________________________ (подпись) Ф.И.О.   «___»_____________________ 200 г.

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование подразделения Наименование мероприятия Назначение мероприятия Источник финансирования Ответственный за выполнение мероприятия Срок выполнения Службы, привлекаемые для выполнения мероприятия Отметка о выполнении
               
               

Председатель аттестационной комиссии ______________ ________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)


План мероприятий разрабатывается с учетом предложений подразделений и отдельных работников. Он подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с профессиональным союзом и с совместным комитетом организации утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор.

 

Контрольные вопросы к главе 12

 

1. Какие классы условий труда установлены по показателям вредности и опасности?

2. Как определяется общая оценка условий труда по показателям вредности и опасности?

3. Перечислите цели использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Перечислите основополагающие нормативно-правовые акты в области аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. Что собой представляет план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

6. Как долго хранятся отчетные документы по аттестации рабочих мест, и какова периодичность ее проведения?

7. Как формулируется решение по итогам оценки условий руда на рабочем месте?

8. Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?

9. Расскажите об этапах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.


Заключение

 

По завершении оценки условий труда оформляются карты аттестации рабочих мест, при необходимости разрабатывается план мероприятий и издается приказ руководителя организации, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты.

Аттестации по условиям труда (в том числе и в части оценки травмобезопасности и обеспеченности СИЗ) подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологиче­ского процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы усло­вий труда РФ в случае выявления нарушений при проведении атте­стации рабочих мест по условиям труда.

Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации.

Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест возложен на государственную экспертизу условий труда, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

По итогам аттестации ведется подготовка подразделений к их сертификации на соответствие требованиям охраны труда. Сертификации подлежат только аттестованные рабочие места.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, например, в целях (подробнее в [55]):

- планирования и проведения мероприятий по охране труда;

- подтверждения или отмены права предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и/или здоровья работников;

- включения в трудовой договор условий труда работников;

- ознакомления работников с условиями труда на рабочих местах;

- составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1-Т;

- применения административно - экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Являющаяся частью аттестации оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ в настоящее время является сложной процедурой в плане выбора критериев травмобезопасности оборудования и соответствующих пунктов и положений нормативных документов. Частично эта задача уже решается в программных продуктах по охране труда составлением стандартных шаблонов для ряда наиболее встречающихся профессий. Однако на местах всегда необходима коррекция. Дифференцирование травмобезопасности на три класса в настоящее время – оптимальный, допустимый и опасный – может показаться неудовлетворительной для создания общей картины травмобезопасности рабочего места. Альтернативой этому может быть проведение оценки травмобезопасности на предмет ее соответствия классам, предусмотренным для вредных и опасных производственных факторов согласно Руководству Р 2.2.2006-05, то есть оптимальному (1-й класс), допустимому (2-ой класс), вредному (3.1; 3.2; 3.3; 3.4 степени вредности) и опасному (4-й класс). Данное положение представляет собой синтез Российской процедуры аттестации рабочих мест и Европейской – оценка риска, где условия труда по степени опасности в зависимости от балльности имеют риски: очень высокий, высокий, существенный, возможный, маленький.

При заполнении протокола по обеспеченности СИЗ следует обращать внимание на следующие моменты, как указывают специалисты санкт-петербургского НИИ охраны труда (https://www.niiot.ru):

· соответствие заводского перечня профессий и должностей перечню типовых отраслевых норм. Может быть отсутствие каких-либо профессий и должностей в заводском перечне, при их наличии в типовых нормах;

· полноту перечня выдаваемых средств индивидуальной защиты. Обычно такое несоответствие нормам объясняется использованием для составления заводских норм уже отмененной редакции типовых отраслевых норм;

· учет некоторых видов СИЗ как дежурных;

· учет сведений о приспособлениях для безопасного ведения работ и приборов для оперативного контроля параметров производственной среды не в перечне средств индивидуальной защиты, а в протоколах оценки травмобезопасности.

· наличие личных карточек учета в их требуемой законом форме;

· наличие сведений о поле и размерах одежды, обуви и др.;

· соответствие перечня СИЗ, приведенного на лицевой стороне карточки, заводским и/или отраслевым нормам;

· соответствие перечня фактически выданных СИЗ перечню СИЗ, полагающихся к выдаче. Это особенно относится к часто сменяемым изделиям: рукавицам, облегченным респираторам.

· наличие отметок о возвращении использованных СИЗ;

· соблюдение сроков замены СИЗ.

· использование опыта в области качества и способности к износу изделий, поскольку часто некоторые средства не могут прослужить установленный нормами срок;

· учет требований работников внешним видом, размерами, ростом, соответствием полу спецодежды и обуви;

· своевременность проведения ремонта и стирки спецодежды;

· возможность замены сменных компонентов спецодежды, необходимых на время нахождения основного комплекта в стирке (чистке);

· наличие соответствующей степени защитных свойств изделий, например, огнестойкости костюмов электросварщиков.

Перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам с целью обеспечения безопасности труда должен составляться, согласовываться с представительным органом, а затем утверждаться на каждом предприятии, независимо от формы собственности, работодателем не реже одного раза в 3 года.

При его составлении учитываются действующие нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, штатное расписание каждого производственного участка и предприятия в целом, инструкции по охране труда, результаты анализа воздушной среды, травматизма и профессиональных заболеваний за последние годы. По результатам анализа данных по рабочим местам и профессиям Перечень оформляется в виде таблицы, где фиксируются все должности по штатному расписанию, включая работодателя и классы СИЗ. Если для той или иной профессии не требуется СИЗ данного вида, делается запись «не требуется». Указанные в Перечне СИЗ выдаются работникам на определенный срок эксплуатации с фиксацией факта выдачи каждого из них в типовой личной карточке по форме № 183 по размерам, ростам, отдельно мужских и женских моделей. СИЗ для пользования при чрезвычайных ситуациях и при выполнении разовых опасных работ в личную карточку не записываются, а отмечаются в конце перечня по каждому цеху.

Широкое использование программных продуктов способствует накоплению опыта как в части оценки рабочих мест по травмобезопасности, так и показателям обеспеченности СИЗ. Использование подобной информации позволяет формировать основные направления проведения мероприятий по охране труда, выявлять существующие недостатки не только на достаточно крупных предприятиях, но и на предприятиях малого бизнеса.

Результаты оценки рабочего места по показателям травмобезопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты в совокупности с оценкой уровней опасных и вредных производственных факторов, представленные картой аттестации рабочих мест в дальнейшем при качественном их проведении, несомненно, будут приводить к снижению травматизма.


Список литературы

 

1. ГН 2.2.5. 563-96. Предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения кожных покровов вредными веществами. - М.: Минздрав России, 1996.

2. ГН 2.2.5.1314-03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. - М.: Министерство здравоохранения и социального развития, 2003.

3. ГН 2.2.5.1313-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вред­ных веществ в воздухе рабочей зоны. Введены 15.06.2003.

4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

5. СН 2.2.4/2.1.8.583-96. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки

6. СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения.

7. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в поме­щениях жилых и общественных зданий.

8. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

9. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

10. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

11. СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ).

12. СанПиН 5804-91. Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров.

13. СН 4557-88. Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях.

14. СанПиН 2.2.4.1329-03. Требования по защите персонала от воздействия импульсных ЭМП.

15. Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству бе­ременных женщин. Утв. Минздравом Российской Федерации 23 декабря 1993 г.

16. Методические указания «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда». МУ ОТ РМ 02-99.

17. ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

18. ГОСТ 12.2.009-80. ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности.

19. ГОСТ 12.2.017-86. ССБТ. Оборудование кузнечно-прессовое. Общие требования безопасности.

20. ГОСТ 12.2.007.8-75. ССБТ. Устройства электросварочные и для плазменной обработки. Требования безопасности.

21. ГОСТ 12.2.061-81. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам.

22. ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя.

23. ГОСТ 12.2.033-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя.

24. ГОСТ 12.2.029-88. ССБТ. Приспособления станочные. Требования безопасности.

25. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

26. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников орга­низации».

27. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Приложение к постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29.

28. ПОТ 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения.

29. ПУЭ-7. Правила устройства электроустановок.

30. ГОСТ 12.2.064-81. ССБТ. Органы управления производст­венным оборудованием. Общие требования безопасности.

31. ГОСТ 12.2.062-81. ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные.

32. ПБ 10-14-92. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов и грузозахватных кранов.

33. ГОСТ 14192. Маркировка грузов.

34. ГОСТ 14861-91. Тара производственная. Типы.

35. ГОСТ 19822-88. Тара производственная. Технические условия эксплуатации.

36. ПОТ РМ 006-97. Правила по охране труда при холодной обработке металлов.

37. ГОСТ 2310-77Е. Молотки слесарные. Технические условия.

38. ГОСТ 7211-86Е. Зубила слесарные. Технические условия.

39. ГОСТ 7212-74Е. Крейцмейсели слесарные. Технические условия.

40. ГОСТ 7214-72Е. Бородки слесарные. Технические условия.

41. ГОСТ 7210-75Е. Ножницы ручные для резки металла. Техни­ческие условия.

42. ГОСТ 2838-80. Ключи гаечные. Общие технические условия.

43. ГОСТ 2839-80. Ключи гаечные с открытым зевом двусторонние. Конструкция и размеры.

44. ГОСТ 2841-80. Ключи гаечные с открытым зевом односто­ронние. Конструкция и размеры.

45. ГОСТ 6424-73. Зев (отверстие), конец ключа и размер «под ключ».

46. ГОСТ 4045-75Е. Тиски слесарные с ручным приводом.

47. ГОСТ 12.2.007.0-785. ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.

48. ГОСТ 12.2.013.0-91 ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

49. ГОСТ 12.2.010-75. ССБТ. Машины ручные пневматические. Общие требования безопасности.

50. ГОСТ 12.3.028-82. ССБТ. Процессы обработки абразивным и эльборовым инструментом. Требования безопасности.

51. ГОСТ 23120-78. Лестницы, маршевые площадки и ограждения стальные. Технические условия.

52. ГОСТ 12.4.026-01. ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности и разметка сигнальная.

53. ГОСТ 24258-88. Средства подмащивания. Общие технические условия.

54. ГОСТ 28012-89. Подмости передвижные, сборно-разборные. Технические условия.

55. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приложение к приказу от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по услови­ям труда.

56. ГОСТ 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размер и технические требования.

57. ГОСТ Р 51121-97. Товары непроизводственные. Маркировка для потребителя. Общие требования.

58. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 10 декабря 2002 г. № 77 «Об утверждении правил аккредитации органов по сертификации и правил аккредитации испытательных лабораторий».

59. ГН 1.1.029-95. Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека. - М.: Минздрав России, 1995.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал