Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды землевладения

В XIV – XV вв. доминировало черносошное землевладение – земли свободных тяглых общин. К середине XVI столетия, вследствие массовой раздачи поместий, сектор черносошного землевладения остается только на севере страны (севернее линии Кострома-Вологда). В XVI в. появляется сектор ясачных земель – земли народов Поволжья, Урала и Сибири, вошедших в состав России. По своему статусу они близки к черносошным. Ясачные крестьяне платили ясак (натуральный налог: мехами, медом и т.п.). В первой четверти XVIII в. Петр 1 черносошные и ясачные земли включил в состав казенных земель. Таким образом ч. и я. крестьяне лишались права собственности на землю, и вынуждены были, помимо налога, платить в казну оброк (плата за пользование землей, рента). 74 коп. (подушная подать) + 40 коп. (оброк).

В XIV–XVII вв. государственные земли назывались дворцовыми. Они делились на: 1) ничейные, никем не занятые земли (на них распространялось право свободной заимки); 2) дворцовые земли (находились в хозяйственном освоении, крестьяне платили оброки в казну); 3) ДВОРЦОВЫЕ ВОТЧИНЫ (СОБСТВЕННОСТЬ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, А ПОТОМ – ЦАРЯ, ЭКСПЛУАТИРОВАЛИСЬ КАК ЧАСТНЫЕ ВОТЧИНЫ). При Петре 1 часть дворцовых земель переходит в разряд казенных, часть, под названием дворцовых, составляет собственность императорской фамилии. С конца XVIII в. – удельные.

С конца XV в. начинает формироваться сектор поместного землевладения. Поместье – вид условного землевладения, которое давалось за службу и на условиях службы. Поместье не передавалось по наследству и не продавалось. Постепенно права помещиков на поместья растут: при Иване IV устанавливается правило не отбирать у выбывших из службы служилых людей поместья, если у них подрастают годные к службе сыновья; тогда же появляются пенсионные поместья для выбывших по состоянию здоровья из службы и для вдов и дочерей погибших служилых людей; Соборное уложение 1649 г. разрешило обмен поместий на вотчины, тем самым открыв юридическую лазейку для их отчуждения (продажи и т.п.). Окончательно поместья и вотчины уравнены в правах и слиты в единый разряд недвижимых имений по Указу о единонаследии 1714 г.

Вотчина – вид наследственного привилегированного землевладения. Вотчины делились на 3 разряда:

1) родовые – собственником их был род, а отдельный член рода имел права их хозяйственного использования. Права рода выражались в праве первоочередной покупки продаваемой вотчины и в праве выкупа проданной вотчины;

2) купленные – собственником их являлся приобретатель. При переходе по наследству становились родовыми;

3) пожалованные – жалованные за службу. Приравнивались к купленным. С 20-х гг. ХVII ст. приравнены к родовым с целью защиты прав детей.

Бурный рост церковного землевладения начинается с XIV в., что было обусловлено как общими тенденциями развития крупного землевладения, так и введением общежительного монастырского устава взамен келиотского. Собственником церковных земель являлись отдельные церковные учреждения: патриархия (с 1589 г.), митрополии, архиепископии, епископии, монастыри, храмы. Особенность церковного землевладения – неотчуждаемый характер, по сравнению с частным. Поэтому церковное землевладения росло быстрыми темпами и поглощало мелкие вотчины. К 30-м гг. XVI ст. церкви, по подсчетам А.А. Зимина, принадлежало уже 1/3 всех обрабатываемых в стране земель. Это привело к конфликту со светской властью, поскольку бесконтрольный рост церковного землевладения вел к оскудению казны (до 1549 г. церковь не платила основные прямые налоги) и разорению служилых людей. Первая попытка секуляризации церковных земель была предпринята государством на соборе 1503 г., но она закончилась неудачей. Более того – в период боярского правления (1538-1547 гг.) церковь существенно пополнила свой земельный запас. На первом земском соборе 1549 г. избранная рада выступила с проектом реформ, в числе которых значилась секуляризация церковных земель. И вновь эта попытка не увенчалась успехом. Однако государство сумело добиться существенных уступок от духовенства: с 1549 г. все церковные учреждения (за исключением 4-х главных монастырей) стали платить основные прямые налоги; с 1551 г. государство стало ограничивать источники роста церковного землевладения (духовенству поэтапно запретили строить и покупать дворы в городах, принимать вклады от частных лиц, покупать земли), и к 1589 г. у церкви остался один источник приобретения новых земель – государево пожалование.

Из Смуты церковь вышла морально окрепшей. Патриаршество Филарета и Никона – пик политического могущества церкви. Падение Никона на Вселенском соборе 1667 г. знаменовало начало падения политической роли церкви. Но церковь была еще очень богата: на начало XVIII в. ей принадлежал каждый 5-й крестьянский двор в стране. Петр 1 не только упразднил патриаршество, но и наложил арест на церковные имущества, разделив их на определенные и заопределенные. Доход с первых шел духовенству, а со вторых – в казну. Екатерина II в 1764 г. произвела секуляризацию церковных земель, поставив точку в длительном споре государства и церкви по земельному вопросу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Числа на несколько единиц | Медовый массаж
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал