Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов и понятий






Ересь (греч. — особое вероучение) — оппозиционное направле­ние по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV — начале XVI в. в России — выступление стригольников, нестяжателей и т. д.

Стригольники — название ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIV в. Название, возможно, объясняется тем, что среди еретиков многие прошли постриг. Стригольники считали, что для священст­ва не обязательно быть рукоположенным в сан. Их ересь переклика­лась с идеями ранних протестантов.

Жидовствующие — название сторонников новгородско-москов-ской ереси, обвиненных в приверженности к иудаизму. Появились в конце XV — начале XVI в. в Новгороде и Москве. Отрицали автори­тет церкви, церковные обряды, многие догматы православия. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям.

Иосифляне — представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — начале XVI вв., выступавшие за превосходство церковной власти над светской. Свое название получи­ли как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифля­не блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На церковном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который вы­двигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской вла­сти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — тре­тий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.

Иосифляне приняли активное участие в учреждении оприч­нины. Во второй половине XVI в. наступление государственной власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения Церковных привилегий привело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. К XVII в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое сущест­вование.

Нестяжатели — религиозно-политическое течение конца XV -начала XVI в., возглавляемое Нилом Сорским. Требовали преобра­зования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самоусовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Поле­мика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на цер­ковном соборе 1531 г. К середине XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей и иосифлян ослабла.

«Москва — третий Рим» — политическая теория XV—XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского го­сударства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому кня­зю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константинополь — пал от турок-османов, третий Рим — Мо­сква — будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Мо­сква — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь -«третий Рим».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал