Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы 1906-1916 гг.






В 3-й Думе (01.11.1907-09.06.1912 г.) правительство имело солидную поддержку. Председатели: Н.А.Хомяков, с 1910 г. – октябрист А.И.Гучков, с 1911 г. – октябрист М.В.Родзянко. Состав: правых партий и националистов – 137, октябристов – 132, кадетов и др. либералов – 118, трудовиков – 14, социал-демократов – 18, беспартийных – 27. Сложилось 2 большинства: 1- из правых, националистов и октябристов, 2 – из октябристов и кадетов. Однако Дума не раз становилась ареной схваток политических групп. Она приняла ряд важных законов в аграрной сфере, сфере образования, печати, религии, местного самоуправления, укрепления армии.

Проводимые реформы тесно связаны с деятельностью главы правительства П.А.Столыпина, контролировавшего всю жизнь страны, от внешней политики до вопросов культуры.

П.А.Столыпин (1862-1911 гг.) окончил Петербургский университет, служил в Департаменте земледелия, в МВД, был ковенским (Каунас) уездным, губернским предводителем дворянства, гродненским, затем саратовским губернатором, министром внутренних дел, с июля 1906 г. – председателем Совета министров. Убежденный монархист, борец с революцией. По мнению Столыпина, модернизация требовала 3-х условий: сделать крестьян собственниками, чтобы сильные могли опередить убогих; достичь всеобщей грамотности; добиться усиленного роста промышленности и торговли. Он наметил программу преобразований в экономической, социальной, межнациональной, политической, культурной сфере. Его девиз: сначала успокоение, затем реформы.

С целью скорейшего прекращения революции в августе 1906 г. он вводит военно-полевые суды, по их приговорам было казнено за более 1000 участников революции. Особое внимание он уделял аграрной реформе, получившей название «столыпинской». Реформа была рассчитана на 20 лет. Цель ее – установление гражданского мира и создание класса прочных собственников – надежной опоры строя в лице многомиллионного крестьянства. Основные направления: передача крестьянских наделов и части свободных государственных земель в частную собственность крестьян; разрушение крестьянской общины; переселение части крестьян из густонаселенного центра в малонаселенные районы; государственное кредитование крестьян; предоставление им равных с др. сословиями прав. Для оперативности в большинстве случаев реформа реализовывалась царскими указами. В августе-сентябре 1906 г. издаются указы о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель, о порядке продажи казенных земель, о порядке продажи казенных земель на Алтае. Указ 5 ноября 1906 г. отменял все оставшиеся ограничения для крестьянского сословия, давая равные с остальным населением юридические права. Указом 09.11.1906 г. крестьянам давалось право свободного выхода из общины с принадлежавшим им земельным наделом. С 01.01.1907 г. отменялись выкупные платежи крестьян за землю, полученную по реформе 1861 г. В 1909-1911 гг. были приняты законы, предусматривающие роспуск общин и облегчающие его проведение. Власти поощряли обособление крестьянских хозяйств, создание хуторов (обособленное крестьянское хозяйство вне села) и отрубов (обособленное крестьянское хозяйство на территории села). Крестьянский банк продавал крестьянам в кредит земли, скупленные у помещиков и государства. Кредиты переселенцам к 1914 году увеличились в 4 раза. Для ускорения темпов реформы Столыпин стремился привлечь земства. Была проведена реформа земств, в результате которой расширились их экономические функции, укрепилось правовое и экономическое положение. В проведении реформы существовали ошибки и трудности. Это бюрократические и насильственные методы (разгон ряда общин, насаждение хуторов и отрубов); ошибки землемеров; хроническая нехватка денежных средств, транспорта для переселенцев. Многие крестьяне боялись порвать с общиной – гарантом их стабильности (обеспечение прожиточного минимума каждой семье, возможность земельных переделов и др.), многие не умели самостоятельно вести хозяйство, боялись брать кредиты. Земли общины постепенно собирались у кулаков. Сопротивление крестьян выражалось в поджоге хуторов, порче имущества, потраве посевов крестьян-собственников. Крестьяне предпочитали переселяться в обжитые места (Урал, Западная Сибирь), а не осваивать лесные районы. Итоги: реформа успешно прошла в районах товарного земледелия (Прибалтика, Поволжье, Украина); из общины выделилось 26% дворов, изъято 22% земли; многие укрепили за собой землю, но из общины не выходили; полный роспуск общин был редким. Более 3 млн. человек выехали в Сибирь, более 500 тыс. из них вернулись; население Сибири увеличилось с 8, 2 млн. в 1897 г. до 14, 5 млн. в 1917 г. Укрепилась сельская буржуазия в лице кулачества, поставлявшая на рынок ½ товарного хлеба и начавшая осваивать внешний рынок. Реформа не была доведена до конца. После убийства Столыпина (1911 г.) ее продвижение замедлилось, вступление России в Первую мировую войну стало ее крахом.

Не хватило времени и намеченной на 10-летие реформе образования. Законом 03.05.1908 г. предполагалось ввести обязательное бесплатное начальное образование детей 8-12 лет. Бюджет народного образования к 1914 г. был увеличен втрое, открыто 50 тыс. новых школ, всего существовало 150 тыс. школ, а требовалось их 300 тысяч.

Смерть Столыпина не изменила политический курс, пост главы правительства занял министр финансов В.Н. Коковцов. Аграрная реформа шла медленными темпами. Создание слоя крепких крестьян-собственников не было завершено, они составляли около 15% крестьянства. В 1910-1913 гг. Россия переживала экономический подъем. 4-я Дума начала работу в 1912 г., ее эпохальные решения будут приниматься непосредственно перед и в ходе Первой мировой войны. 1912-1914 гг. характеризуются политическим застоем. После спада революционного движения в 1907-1911 г. начинается его оживление. Несмотря на преследования, левые партии продолжали деятельность. В рядах социал-демократов шла борьба различных тенденций, конструктивных действий почти не было. Партия эсеров переживала глубокий кризис. Имели место выступления рабочих и жестокое их подавление (Ленский расстрел и др.). Задачи, стоявшие перед страной в годы Первой русской революцией продолжали требовать своего оптимального разрешения. Модернизация страны предполагала мир. Это понимали Витте, Столыпин. Смена министров в 1914 г., когда правительство вновь возглавил Горемыкин, развязала руки воинственно настроенным националистам. В.И.Ленин говорил, что война с Германией – «лучший подарок революции» от царского правительства. Начало ХХ в. было для России сложным и противоречивым периодом, как и предстоявшие десятилетия этого века.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте положение экономики России в начале XIX в.

2. Перечислите основные направление реформаторской деятельности Александра Первого.

3. Что такое «военные поселения»?

4. Почему «николаевскую» Россию называли «империей столоначальников»?

5. Каковы были причины реформ Александра Второго?

6. Чем был вызван поэтапный характер освобождения крестьян?

7. Охарактеризуйте компетенцию земств.

8. Почему судебную реформу современники называли «самой буржуазной» из реформ Александра Второго?

9. Кто и когда начал в России индустриализацию?

10. С кем и когда Россия вела «таможенные войны»?

11.В чем проявлялась многоукладность экономики России в начале ХХ века?

12.Охарактеризуйте личность Николая Второго.

13.Перечислите политические партии России в начале ХХ века.

14.Чем знаменит Григорий Гапон?

15.Перечислите основные этапы Первой Российской революции.

16.В чем сущность столыпинской аграрной реформы?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал