Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ветлужский район, Нижегородская область

Автор: Смирнов Егор, ученик 8 А класса МОУ Ветлужская школа №2, 14 лет

Возрастная категория: 14-17 лет.

Координатор: Н.С.Левашова, учитель истории МОУ Ветлужская школа №2

Номинация: исследовательская работа

Тема творческой работы: «Люблю своих родных»

 

Название работы: «Ах, пчелочка златая…»

 

 

г. Ветлуга

2016 г.

Содержание

  Стр.
Введение   1. Глава 1. Мои корни в деревне Стёшиха 1.1. «Как давно это было…» 1.2. «Вот моя деревня…»   2. Глава 2. Жители деревни Стёшиха – семья Половинкиных 2.1. «А помнишь, как всё начиналось…» 2.2. «Вставай, страна огромная!» 2.3. «Ты жди, дорогая…»   3. Глава 3. Династия пчеловодов 3.1. «В этой дерене огни не погашены…» 3.2. «У всех мечты бывают разные…» 3.3. «Родительский дом – начало начал…»   Заключение Список использованной литературы и источников. Приложения     3-5   6-7 6-7   8-12 8-9 10-12   13-17 13-14 14-15 15-16   19-21  

 

Введение

 

Тема моей работы «Ах, пчёлочка златая…» - строчка из известной песни - выбрана не случайно. Когда наша семья собирается в доме деда, Вениамина Ивановича Половинкина, то на столе всегда стоит большая ваза с мёдом, и ещё - мы все любим петь. Все главы в своей работе я тоже озаглавил строчками из известных песен. Мёд у дедушки свой – со своей пасеки. Он очень вкусный, а для меня – особенно. Ведь дедушка берёт меня с собой на пасеку, всё объясняет как взрослому, и разрешает ему помогать. Он рассказал мне, как пчелы делают мед, как устроен улей и много всего интересного. Я знаю, что мёд – это не только лакомство, но и очень хорошее лекарство. Мёд с тёплым молоком – от простуды, пчелиный прополис – от зубной боли. И ещё много рецептов из мёда знают в нашей семье – таблетки пьем редко.

Дедушка мне рассказывает не только о пчелах, но и о своей семье, об отце, который увлек его пчеловодством. Показал мне свой первый улей, построенный вместе с отцом. Этот улей стал началом дедушкиной пасеки. И именно с него началось мое знакомство с историей семьи Половинкиных – моих предков по линии мамы. Вот как это случилось…

В школе мне дали задание подготовить рассказ о профессии или хобби кого-то из родителей. А я захотел рассказать об увлечении деда – о пчеловодстве. Мы с мамой ходили в библиотеку, собирали материал. Пришли и в музей города Ветлуги, узнать информацию о развитии пчеловодства в Ветлужском районе. Информации оказалось немного, но было интересно. В музее мы зашли в выставочный зал, посвященный Великой Отечественной войне. Хотели сделать фото прадеда, который, по словам деда, был первым пчеловодом в послевоенное время в деревне Стёшиха. Он же был участником Великой Отечественной войны. На стенде его фотографии не было. Работники музея сказали, что в их списках даже нет имени прадеда – Половинкина Ивана Васильевича. Когда мы рассказали об этом деду, он очень расстроился. Показал нам военный билет и красноармейскую книжку своего отца – Иван Васильевич Половинкин прошел всю войну, все 4 года. Он – настоящий герой! А память о нем хранится только в нашей семье. Я решил, что нужно восстановить справедливость – фотография моего прадеда должна занять заслуженное место в музее. Мама и дед меня полностью поддержали и обещали помочь. Так началась моя исследовательская работа.

Цель моей работы – исследовать историю моей семьи по линии мамы.

Передо мной стояли такие задачи:

· собрать информацию о моем прадеде – Иване Васильевиче Половинкине и предоставить её в краеведческий музей города Ветлуги,

· определить роль моей семьи в развитии пчеловодства в Ветлужском районе.

Объектом исследования является история семья Половинкиных – уроженцев деревни Стёшиха Новоуспенского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области.

Предметом моего исследования стали документы и фотографии, отражающие историю моей семьи.

Практическую значимость своей работы я вижу в том, чтобы восстановить страничку в истории Ветлужского района, связанную с историей деревни Стёшиха, с именем Ивана Васильевича Половинкина – участника Великой Отечественной войны и одного из самых известных пчеловодов Новоуспенского сельсовета Ветлужского района.

Моя работа проходила в несколько этапов.

· На подготовительном этапе мы составили план работы.

· Первый этап - сбор информации. Основными методами здесь были:

- беседа: я задавал вопросы по заранее составленному плану своему деду, его сестре Галине Ивановне, маме, соседке - Чистяковой Наталье Федоровне родом из деревни Стёшиха,

- работа с документами из домашнего архива: дедушка дал нам документы, сохранившиеся от отца – военный билет, красноармейскую книжку, свидетельства о рождении, о браке, о смерти, собрали фотографии,

- работа с документами из районного архива и отдела ЗАГС: нам дали справки о семье Ивана Васильевича Половинкина после нашего запроса,

- работа с печатными изданиями: в архиве районной газеты «Земля Ветлужская» нам дали вырезку из газеты с интервью прадеда, так же я обращался к различным словарям и справочникам, так как при написании работы встречалось много незнакомых для меня слов, в Новоуспенской сельской библиотеке нам дали материалы об истории этого края – единственный источник информации о деревне Стёшиха в нашем районе (материалы очень противоречивые и запутанные, но очень интересные – это старые воспоминания жителей Новоуспенского сельсовета)

· Следующий этап - обработка полученной информации. Информации было мало, а документов еще меньше. Мама сказала, что мы «как жемчужные бусы нанизываем на нитку» крупицы информации.

· Написание работы. Это был самый трудный для меня этап и здесь очень большую помощь мне оказали мама и руководитель.

Когда работа была написана, мы поняли, что на этом останавливаться нельзя – нужно продолжить изучение истории моей семьи. Эта работа нас очень сблизила. А сколько мёду было съедено вечерами за чашкой чая во время бесед с дедом! И вот она – моя первая исследовательская работа.

 

1. Глава 1. Мои корни в деревне Стёшиха

 

1.1. «Как давно это было…»

Мои предки по линии мамы родом из деревни Стёшиха Новоуспенского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области. Об этой деревне сохранилось очень мало сведений. Ранняя история этой деревни связана с историей села Новоуспенское (Холкино).

По преданиям, эти земли изначально заселяли черемисы, юмаки, белоглазая чудь, кукары и др. Русские стали проникать сюда ещё в ХII веке. Когда-то пришли сюда три разбойника – Холка, Пятка, имя третьего не сохранилось. На месте становища Холки возникло поселение Холкино. (3) В середине ХVII века сюда переселилась группа монахов из Кажировского монастыря. (1) Во главе со старцем Тихоном пришли старцы Таисий, Косьма и Пафнутий. С именем старца Пафнутия связано название речки Пафнутьихи: по преданию, старец умер, когда пошел за водой на эту речку. (3) В 1655 году монахи добились от московского царя грамоты на постройку здесь «церкви Воздвижения честного креста Господня да Алексея человека Божия», основания Нововоздвиженской пустыни и отвода ей земельных угодий. В 1659 году монахи обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой о присоединении их пустыни к Макарьевскому на Унже монастырю, в чём им не было отказано. (1) В связи с этим событием в 1661 году впервые упоминается починок Холкино, вошедший в состав владений Макарьевского-Унженского монастыря. Постепенно русские начали вытеснять местных жителей.

В это время в Холкине была построена церковь Успения Божьей Матери (село Холкино в конце ХIХ века будет переименовано в Новоуспенское). В вокруг села стали возникать деревни с русским населением, которые сохранили старые черемисские названия. В это время и появилась деревня Стёшиха, название которой связывают с именем разбойника Стёшки, основавшего здесь становище недалеко от тракта Кологрив – Казань. (3)

1.2. «Вот моя деревня…»

К началу ХХ века Стёшиха разрослась – её уже делили на две части – Малая Стёшиха (низовина) и Большая Стёшиха (верховина).

По данным первой всеобщей переписи 1907 года и по спискам, собранным губернским комитетом в 1907 году через волостные правления и полицию, деревня входила в состав Костромской губернии Ветлужского уезда Новоуспенской волости. Деревня насчитывала 75 дворов, 426 человек. В Новоуспенской волости это была самая большая деревня (деревня Золотое насчитывала 74 двора). Наличное население по переписи 1897 года: 350 душ, основное занятие – сельскохозяйственные работы, извоз. Стояла деревня на речках Пахнутиха и Черкуша, на Казанском тракте.

С 1929 года Новоуспенская волость (включала в себя 22 деревни, включая Стёшиху) вошла в состав Ветлужского района. Сельский совет назывался Новоуспенский сельсовет рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов. С 1936 года станет называться Новоуспенский совет депутатов трудящихся. (3)

В конце 20-х годов ХХ века в дерене насчитывалось 140 хозяйств. С началом коллективизации ¹ в стране в Новоуспенском сельсовете было образовано 17 мелких колхозов. В деревне Стёшихе в 1930 году был основан колхоз им.Крупской. Это было небольшое хозяйство, но там имелась своя молочно-товарная ферма, построили конюшню. С образованием колхоза в деревне открыли начальную школу, где было 3 класса. Учились в школе и дети и взрослые – одни днём, другие – вечером. Школа просуществовала недолго, потом все стали ходить в школу в Новоуспенье .(3) Мой прадед – Иван Васильевич Половинкин 1914 года рождения учился уже в Новоуспенской школе.

¹ Коллективизация – объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы в 30-е годы ХХ века.

2. Глава 2. Жители деревни Стёшиха – семья Половинкиных

 

2.1. «А помнишь, как всё начиналось…»

Наряду с другими жителями деревни Стёшиха в колхозе им. Крупской трудился и Василий Фёдорович Половинкин – мой прапрадед. Его первая жена – Елена Васильевна, умерла, когда их младшему сыну – Ивану – было 4 года. Василий Федорович остался один с тремя сыновьями: Николаем, Василием и Иваном (это мой прадед). Он женился на Екатерине Никитичне, у них родилось ещё двое детей – Анна и Дмитрий.

Мой прадед – Иван Васильевич Половинкин родился в 1914 году 21 марта. В Метрической книге Костромской Духовной Консистории Успенской церкви села Холкина Ветлужского уезда имеется запись акта о рождении №75 от 28 марта 1814 года (дата крещения). (12). Как и все дети помогал родителям по хозяйству. Окончил 6 классов в Новоуспенской школе. В 18 лет женился на Лидии Фёдоровне Зорьевой. О том, как они познакомились, нам рассказала коренная жительница деревни Стёшихи Наталья Федоровна Чистякова: «Ходили раньше на беседки ¹. Сначала в одном доме встречалась молодежь деревни, потом в другом. Ваня хорошо пел, а Лида была скромной девушкой. Заприметил Иван Лиду. Повстречались немножко, да и поженились». А сестра деда – Вениамина Ивановича Половинкина – Галина Ивановна Ветюгова – уточнила, что встретились они в селе Широком на празднике Николы зимнего. Сразу понравились друг другу. Но родители были против их брака, особенно - Екатерина Никитична. Прошло время, прежде чем родители изменили свое мнение и разрешили им пожениться. (См. Приложение 1 Рис.1). Спустя годы, Лидия Федоровна признавалась: «А я ведь тебя полюбила-то за пляски». (2) Иван Васильевич всю жизнь любил петь и плясать, был веселым и жизнерадостным человеком.

¹ Беседки – (вечорки, посиделки) – сбор девок с веретеном и куделью в один дом; сходбища осенние и зимние взамен летних хороводов. На беседки приходят и парни лапти плесть, безумолчно поются песни. (6).

24 апреля 1934 года Иван Васильевич вступил в колхоз им.Крупской. На то время в хозяйстве семьи Половинкиных имелся дом – 1934 года возведения, хлев – 1935 года возведения, 1 корова, теленок, свиноматка, овцы, земли 0, 46 (данные из похозяйственной книги д.Стёшиха).

К 1941 году семья Половинкиных состояла из 5 человек: Иван Васильевич, Лидия Федоровна, их сыновья – Леонид (1937 г.р.), Николай (1939 г.р.) и дочь Галина (1941 г.р.). (11) (См.Приложение 1 Рис.2)

Детей в семье воспитывали строго, с раннего детства приучали к труду. Все продукты были из своего хозяйства. Одежду шила мать – Лидия Федоровна. По воспоминаниям Галины Ивановны Половинкиной (сейчас – Ветюговой), «что мама Лида наткот (местный диалект, отмечено С.Е.), то и одевали». Дед – Вениамин Иванович – рассказал, что его мать была совсем неграмотной. Лидию Зорьеву родители не отдали учиться в школу, потому что она с раннего детства хорошо собирала и разбирала ткацкий станок (стан). Лидия была первой умелицей в деревне по обращению с ткацким станком – и сама ткала всю жизнь, и других учила. Вместо подписи ставила крестик, потом научилась писать печатную букву «П» (Половинкина). Когда Вениамин пошел в школу и начал писать, научил мать расписываться четырьмя прописными буквами «Поло». На этом её обучение грамоте и закончилось.

В это же время Иван Васильевич заинтересовался пчеловодством. А точнее – мёдом. Сладкое в семье все очень любили, но это была большая редкость на деревенском столе. Все дети не сводили глаз с мельника Лебедева Ивана Евгеньевича, когда он собирал мёд. Было у него всего четыре улья. Мёд никому не продавал. Просили его поделиться умением держать пчел, но он был человеком замкнутым и отказывался помочь. Больше пчеловодов в Стёшихе не было. После Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта, Иван Васильевич снова обратился к нему – хотел купить пчёл, но оказалось, что во время войны он продал свои ульи в другую деревню.

2.2. «Вставай, страна огромная!»

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война – самая страшная война в истории нашей страны.

Из семьи Василия Федоровича Половинкина на фронт отправились два сына – Василий (погиб на фронте) и Иван. Старший сын – Николай был непригоден к службе – больные глаза.

18 августа 1941 года Иван Васильевич был призван по мобилизации Ветлужским РВК Горьковской области (через 8 дней после рождения дочери Галины).

Боевой путь Ивана Васильевича можно проследить по его военному билету и красноармейской книжке (См. Приложение 1 Рис.5, 7)

· 18 августа 1941- 1 января 1942 г. – курсант в школе санинструкторов¹

· 1 января 1942 г. – май 1942 г. – 1713 стрелковый полк 202 стрелковая дивизия, санинструктор,

· май 1942 г. – 5 ноября 1945 г. – 289 гвардейский стрелковый полк, санчасть.

Своё боевое крещение принял под городом Старой Руссой, где был ранен. Уже в составе 289 гвардейского стрелкового полка участвовал в сражениях под Сталинградом, где получил второе ранение.

После лечения восстановился в свой полк во взвод боепитания. Днём доставляли на передовую продукты, а ночью боеприпасы.

Вот одно из воспоминаний Ивана Васильевича Половинкина о тех днях: «Помню, под Белгородом на Орловско-Курской дуге в 1943 году, было. Меня, санинструктора, вызвал командир и поручил доставить на передовую индивидуальные пакеты для раненых. Шел бой. Я полз, а пули свистели прямо над головой. Ощущение жуткое, но не о себе думать приходилось, надо было выручать товарищей. Мешок с пакетами я, конечно,

¹ Санинструктор - санитарный инструктор, младший медицинский работник в армии, имеющий специальную подготовку.

доставил вовремя, а когда снял его, товарищи даже ахнули: весь он оказался пробит пулями». (2)

Участвовал Иван Васильевич в боях за Полтаву, форсировал Днепр, Буг, Днестр, Вислу. Здесь его полк показал образцы мужества и получил название Виленского. Прошел Румынию, Польшу, Германию. (13) Радостный день Победы встретил в Чехословакии, в Праге. (2)

Основную часть своего боевого пути прадед прошел в составе 289 гвардейского стрелкового полка, который входил в состав 97 гвардейской мотострелковой Полтавской краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии (позднее гвардейская механизированная бригада), образованной на основе 343-й стрелковой дивизии 1 формирования. (9)

Этот путь отображен на открытке с надписью «На память ветерану Великой Отечественной войны гвардии старшему сержанту Ивану Васильевичу Половинкину. Наш боевой путь». (см. Приложение 1 рис.9) Сейчас она хранится в доме его сына - Вениамина Ивановича. Эту открытку мы также считаем своей семейной реликвией.

Иван Васильевич Половинкин получил медали: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией». К сожалению, награды не сохранились. После возвращения домой фронтовикам хотелось поскорей забыть о войне, начать новую жизнь. Чтобы узнать, как выглядели медали прадеда и за что ими награждали, я нашел информацию в интернете.

· Медалью «За оборону Сталинграда» награждались все участники обороны Сталинграда — военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.
· Медалью “За освобождение Праги” награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и освобождения Праги в период 3 - 9 мая 1945 года.
· Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1945. (7)(См. Приложение 1. Рис. 6, 8)

 

2.3. «Ты жди, дорогая…»

Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень большой ценой. И свой вклад внесли не только солдаты, но и те, кто оставались в тылу. Колхоз им. Крупской продолжал работать, поставляя для фронта мясо, зерно, хотя в деревне остались в основном женщины и дети. Сами жили впроголодь, продукты получали со своего участка. Женщины вязали варежки для отправки на фронт. Дети работали наравне со взрослыми. (3)

Лидия Фёдоровна Половинкина осталась одна с тремя детьми во время войны. Еды не хватало, но спасало её рукоделие – ткачество. После работы в колхозе садилась за ткацкий стан. Дом Половинкиных стоял на краю деревни – рядом только лес да речка. Было страшно оставлять дома детей одних. Галина Ивановна Ветюгова (урожденная Половинкина) 1941 г.р. помнит лишь то, что всегда было чувство голода и холод, дома чаще всего сидели одни – мать работала в колхозе. Лидия Фёдоровна обменяла свой дом на тот, который был в середине деревни, чтобы дети были хоть под каким-то присмотром у соседей. Правда, дом был без крыши. Наняла работников покрыть дом соломенной крышей. Дед Веня говорит, что до сих пор помнит, что в их доме была соломенная крыша (в этом доме Половинкины жили и после войны несколько лет). Лидия Фёдоровна верила, что война скоро закончится, придет домой муж и всё будет хорошо. Так и случилось…

 

3. Глава 3. Династия пчеловодов

 

3.1. «В этой дерене огни не погашены…»

Осенним утром 1945 года Иван Васильевич вернулся в родную деревню. «Вошел в деревню, увидел знакомых. Они приветливо улыбались, здоровались, поздравляли с возвращением. А дома никого не оказалось. Нашел за домом несколько бревен, сбросил шинель и принялся их разделывать. Чувство было такое, будто внутри раскручивалась пружина. Руки просили работы…» (2) А работы было много.(См.Приложение 1.Рис.3)

Избрали Ивана Васильевича председателем колхоза в деревне Токариха. В колхозе были почти одни женщины, да и те устали за войну. Но работали от зари до зари, трудились уже для мирной жизни. Техники было совсем мало. Пахали, сеяли вручную, хлеба жали серпами¹.

В 1946 году в семье Половинкиных родился сын Вениамин – мой дед.

Ранения давали о себе знать – здоровье ухудшалось, стало тяжело добираться из Стёшихи в Токариху, жена после родов нуждалась в поддержке. Направили в родную деревню бригадиром полеводческой бригады ². Через год бригада стала передовой. (2)

В 50-е годы все поля вокруг Стёшихи засевались разными культурами. Колхозники сеяли рожь, овёс, ячмень, небольшое поле пшеницы. В весеннюю посевную колхоз выделял два трактора для бригады в Стёшихе. Трактора работали день и ночь, чтобы быстрее управиться с севом. А вот убирать урожай приходил только один комбайн, поэтому ручной труд сохранялся - жали рожь и серпами, чтобы успеть убрать, пока не осыпалось зерно. В 50-е годы в Стёшихе для хранения зерна были построены три склада. Зерно в основном шло на корм скоту и на семена. (3)

¹ Серп - ручное орудие для срезывания хлеба с корня, представляющее собой длинный изогнутый нож с зазубренным лезвием.

² Полеводческая бригада – сельскохозяйственная производственная бригада (коллектив рабочих).

В 1955 году в семье родилась дочь Людмила.

28 января 1959 года колхоз им.Крупской и колхоз «Заветы Ленина» объединились в колхоз им.Крупской. Центр колхоза – село Новоуспенское, входили д.Стешиха и д.Дьячиха. 3 марта 1960 года в колхоз им. Крупской было объединено 20 населенных пунктов с 8 полеводческими бригадами. Руководил колхозом им. Крупской Щетинин Н.Ф. (4)

3.2. «У всех мечты бывают разные…»

Примерно в это время Иван Васильевич вновь задумался о занятии пчеловодством. В нашей семье по линии мамы – Натальи Вениаминовны – все сладкоежки. Мне кажется, что это сыграло основную роль в увлечении пчеловодством Ивана Васильевича и других членов семьи.

Дедушка Веня рассказывал, что когда он был маленьким, то очень хотелось сладкого. Однажды, отец купил мед в соседней деревне Солоденихе у Серафима Чистякова, который был потомственным пчеловодом (в его семье пчеловодством занималось уже не одно поколение, даже мать, сам он на пасеке с 10 лет). Дед говорит, что ничего вкуснее в жизни не пробовал, а вкус этого меда он помнит до сих пор.

Покупать мед было дорого, а побаловать детей хотелось. И вот, в 1961 году Иван Васильевич купил 2 улья в деревне Золотое у Ивана Александровича Махалова. Махалов был вторым пчеловодом (после Серафима Чистякова) в Новоуспенском сельсовете. К тому времени он был уже опытным пчеловодом – держал пчёл почти 10 лет. Иван Александрович был не только пчеловодом, но и кузнецом и катоулом¹ в деревне Золотое. Пчел он привез из Шахунского района. Пасека доходила до 12 ульев. Именно этот человек и согласился научить Ивана Васильевича держать пчел.

В послевоенные годы Иван Васильевич Половинкин стал первым пчеловодом в деревне Стешиха. Вскоре пчеловодством стал заниматься Алексей Воробьев – купил пчёл в деревне Никитиха. Прадед сам научился строить ульи по образцу купленных. В лесу ставил ловушки на пчёл.

¹ Катоул - специалист по катанию валенок (местный диалект).

В 1972 году в 58 лет Иван Васильевич стал инвалидом войны Ӏ Ӏ группы (еще с войны оставался осколок снаряда в легких, а операцию делать отказались из-за больного сердца). Он тогда работал учетчиком на ферме в деревне Стешиха. Появилось больше времени для занятия любимым делом - пчеловодством. Сбылась давняя мечта…(См.Приложение 1. Рис.11)

3.3. «Родительский дом – начало начал…»

В 1968 году, в июне, после прохождения срочной военной службы вернулся в деревню к родителям сын Вениамин. Уже в июле женился на Смирновой Раисе Николаевне. Встретились они в деревне Латышиха (второе название – Березино) еще в 1964 году. Пришли на праздник – Ильин день – в соседнюю деревню, там и познакомились. Год дружили, а потом Вениамин ушел в армию. Рая обещала ждать. Молодые стали жить в Стёшихе, в доме Ивана Васильевича. Вениамин помогал отцу заниматься с пчелами с раннего детства, мечтал о своей пасеке. Работал Вениамин в селе Новоуспенском в «Горэнерго» электромонтером (Ӏ V разряд) с 1968 по 1976 год. В 1969 году родился сын Сергей, в 1971 году – дочь Ольга.

В 1973 году Вениамин и Раиса переехали жить в Новоуспенское. Семья получила «угол» - часть дома, в котором располагалось почтовое отделение (Раиса Николаевна работала на почте). Когда семья «отделялась», то есть становилась самостоятельной, Иван Васильевич показал сыну, как строить ульи. Первый улей они построили вместе – его Вениамин увез с собой. Этот улей и стал началом его самостоятельного занятия пчеловодством. Его дед хранит до сих пор, как талисман. В улье живут маленькие пчелиные семьи.

С 1976 по 2006 год Вениамин Иванович работал в «Электросвязи» радиомехаником, электромонтером.

В 1980 году родилась дочь Наталья (моя мама).

В 1984 году Иван Васильевич умер. Свой дом он завещал младшему сыну – Вениамину. Переезжать в Стёшиху Вениамин и Раиса не захотели – держала работа, да и привычка. А дома своего не было. Лидия Фёдоровна сказала, что если сын не хочет ехать в дом, значит, нужно дом перевезти к нему. Моя мама, Наталья Вениаминовна, рассказывала, как перевозили этот дом. Его перевозили целиком, не разбирая на части, как это обычно делают. Из соседних колхозов приехали тракторы (дело было зимой), дом сняли с фундамента и повезли. «Он плыл, как корабль, по снежному полю», - говорит мама. Этот дом стоит до сих пор, в нем мы собираемся всей семьей в гости к деду Вене. Для деда этот дом – часть его родной деревни Стешихи, в которой сейчас остался один житель.

Семья Половинкиных разрастается: у Сергея Вениаминовича двое детей - Кирилл и Михаил, у Ольги – Елена и Дмитрий, у Натальи – Егор (это я). (См. Приложение 2)

После смерти Ивана Васильевича, Вениамин продолжал заниматься пчеловодством. Пасека у деда Вени насчитывала 18-20 ульев. Когда вышел на пенсию в 2006 году, развел пасеку до 40 ульев. Помогать ему стал сын Сергей, и тоже увлекся пчеловодством.

В селе деда все уважают – теперь к нему приезжают за советом из соседних деревень. Но вот пчеловодов становится все меньше и меньше. Да и деревни вымирают одна за другой. В нашей родной деревне Стешихе остался один жилой дом. Скоро и она перейдет в разряд забытых деревень. Глядя на деревню сегодня, трудно представить, что когда-то здесь кипела жизнь. По рассказам деда мы с мамой начертили план-схему деревни Стёшиха, какой она была с 50-х гг. по 80-е гг. (См.Приложение 3).

Чтобы было проще понять наши родственные связи, мы составили генеалогическое древо моей семьи. Пчёлкой на древе отметили пчеловодов. Мне нравится ходить с дедом на пасеку, да и мёд я очень люблю. Может быть, и в моей жизни пчеловодство займет своё место. А рядом с моим именем на генеалогическом древе тоже появиться «пчёлочка златая». (См.Приложение 2).

 

 

Заключение

Работа завершена, и мне немного грустно: так было интересно слушать рассказы деда, ходить с мамой в музей, в архив (там со мной очень серьезно разговаривали и отвечали на все вопросы). Мы с мамой решили, что нужно продолжить работу по исследованию истории моей семьи. Теперь нужно изучить историю по линии папы Смирнова Алексея Сергеевича.

Главным итогом своей работы я считаю то, что нам удалось восстановить справедливость – фотография прадеда Василия Ивановича Половинкина заняла заслуженное место в городском музее, там теперь хранится и информация о нем. (См. Приложение 1 Рис.13) Я горжусь своим прадедом и хочу, чтобы все видели лицо этого замечательного человека!

Завершив свою исследовательскую работу, я убедился, что правильно выбрал тему – «Ах, пчёлочка златая…». И вот почему:

- наша семья напоминает мне пчёл – дружные, трудолюбивые, общительные, веселые и любят петь,

- мои предки внесли свой вклад в развитие пчеловодства в Ветлужском районе – о Половинкине Иване Васильевиче будут помнить как об одном из самых первых пчеловодов Новоуспенского сельсовета, а моего деда - Половинкина Вениамина Ивановича - как одного из самых известных пчеловодов нашего края. (См. Приложение 1. Рис.12)

Через историю своей семьи я узнал много нового об истории нашей Родины. Словно пчелиные соты разрастается история страны. И каждый человек, каждая семья, как пчёлка, вносит свой вклад в общее дело.

Я с гордостью смотрю на свою работу – горжусь историей своей семьи. Мои предки прожили достойную жизнь и внесли свой вклад в историю Ветлужского края, всей страны. Я еще не знаю, как сложится моя жизнь, будет ли она связана с пчеловодством. Но я тоже хочу прожить её так, чтобы оставить после себя добрый след и хорошую память.

 

 

Список использованной литературы и источников

1. Балдин М. Как все это было (исторический очерк)//г. «Знамя труда» от 2 июля 1990 г.

2. Гаманина Г.А. Жизнь – и подвиг, и песня.//г. «Ленинское знамя», 1975 г. (из архива редакции газеты «Земля Ветлужская»).

3. Материалы на печатных листах ветлужского краеведа В.Д.Дементьева (Краеведческий музей г. Ветлуги)

4. Сборник материалов о деревнях Новоуспенского сельсовета. (МКУК «Ветлужская ЦБС» Новоуспенская сельская библиотека им.Пушкина).

5. Сведения об укрупнении колхозов Ветлужского района 1956-1959 гг. (материалы музея г.Ветлуги – рукописная тетрадь).

6. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.: «Оникс», 2008 г.

7. В.И.Даль. Большой толковый словарь русского языка.: «Астрель», 2006

8.h ttp: //ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E0%EB%E8_%D1%D1%D1%D0

9.https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/240993/Санинструктор

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/97-я_гвардейская_стрелковая_дивизия

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E0%EB%E8_%D1%D1%D1%D0

12. Архивная справка № 75 от 09.07.2012 г. на основании документов объединенного архивного фонда «Новоуспенский сельский совет и администрация Новоуспенского сельсовета».

13. Справка о рождении Половинкина Василия Ивановича/Главное управление записи актов гражданского состояния Нижегородской области.

14. Военный билет Половинкина Ивана Васильевича

15. Открытка «Боевой путь 289 гвардейского полка».

16. Красноармейская книжка Половинкина Ивана Васильевича

17. Воспоминания Половинкина Вениамина Ивановича

18. Воспоминания Ветюговой (Половинкиной) Галины Ивановны

19. Воспоминания Чистяковой Натальи Федоровны.

 

 

Приложение 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Водителей легковых автомобилей. | Дорога к истокам.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал