Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности диалогической речи как формы речевого общения






ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБЩЕНИЯ (ДФО)

План:

 

1. Особенности диалогической речи как формы речевого общения.

2. Этапы обучения диалогу и основные пути овладения ДФО.

3. Умения диалогического общения, формируемые на уроках иностранного языка.

4. Упражнения для обучения диалогической форме общения.

5. Контроль умений диалогической речи.

 

 

Особенности диалогической речи как формы речевого общения

 

Диалогическая речь (ДР) как форма устноречевого общения – это сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, который характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих.

Продуктами данной формы речевого общения являются: диалог разной степени развёрнутости; полилог, дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи. Дадим определение основным понятиям, которыми будем оперировать в дальнейшем.

Первоэлементами диалога являются реплики. Реплика – отдельное высказывание одного из собеседников, связанное с другими высказываниями в структуре диалога. В состав реплики может входить от одного нерасчленённого предложения – слова в функции предложения (минимальная степень развёрнутости реплики) - до монологического высказывания. Наиболее типична однофразовая реплика.

Однако, единицей диалогической формы общения (ДФО) является не реплика, а «диалогическое единство». Диалогическое единство – это соединение реплик, принадлежащих разным собеседникам, характеризующееся структурной, интонационной и содержательной законченностью. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. В основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространёнными являются: вопрос-ответ; вопрос-контрвопрос; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль. Методическая проблема - это выявление диалогических единств и организация их по структурно-смысловым типам.

Основными типами дискурсов принято считать: бытовой/деловой разговор, интервью, дискуссию, полемику.

Каковы же основные характеристики диалогического текста?

В модели коммуникативного акта принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен мнениями, т. е. каждый из коммуникантов становится то отправителем, то получателем информации. Эту постоянную смену говорящего и слушающего лингвисты считают основной отличительной чертой диалога.

Второй характерной чертой диалога является эллиптичность. Наличие единой ситуации, контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства.

Л. С. Выготский писал о принципе сохранения предикативности в диалогической речи: «В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращённой речи с крайне упрощённым синтаксисом». Поэтому целесообразно обучать кратким, неполным ответам и даже вопросам. Однако закон экономии не распространяется на выражение эмотивности речи, которая не подлежит компрессии и получает своё полное выражение.

Стремление к использованию избыточных языковых средств отражает ещё одну специфическую тенденцию диалогической речи.

Диалогу свойственна спонтанность, которая обусловливает использование клише, разговорных формул, а также нечёткую «свободную» оформленность фраз; эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, готовых фраз и разговорных формул.

В ДФО используется много клише, разговорных формул типа «Ну ладно», «Да, вы правы», «Если ничего не помешает» и т. п. Наряду с междометиями и модальными словами они делают диалогическое общение эмоциональным, выразительным. Вывод напрашивается сам собой: как можно чаще включать в упражнения всевозможные клише.

Кроме того, при обучении ДФО учитель формирует социокультурную компетенцию учащихся, знакомя их с правилами и формулами речевого этикета, принятыми в стране изучаемого языка, а также с нормами речевого и неречевого поведения собеседников.

Психологически ДФО отличается ещё и тем, что реплика каждого партнёра зависит от речевого поведения другого. Это влечёт за собой необходимость быстрой реакции, чему также следует обучать.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал