Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение перспективного объема перевозок грузов
Задачами этого раздела курсового проекта являются:
В курсовом проекте объем перевозок грузов на перспективу предлагается определить несколькими разновидностями статистического метода прогнозирования: А) на основе среднегодовых темпов роста за отчетный период; Б) на основе построения однофакторной модели, отражающей характер зависимости объёмов перевозок от времени; В) на основе метода экспоненциального сглаживания. Рассмотрим порядок расчетов по каждому из указанных способов. Горизонт прогнозирования – 3 года.
А) Определение перспективного объема перевозок на основе среднегодовых темпов роста. Предварительно необходимо выполнить расчеты, подтверждающие возможность использования этого способа расчетов. Основные ограничения по использованию метода прогнозирования на основе среднегодовых темпов роста заключаются в следующем: · Отчетные значения прогнозируемого показателя на протяжении всего исследуемого периода должны иметь устойчивую тенденцию к возрастанию или убыванию. · Цепные темпы роста показателя на протяжении всего исследуемого периода должны иметь тенденцию к постоянству. В этом случае цепные темпы роста равны среднегодовому темпу роста и реально отражают закономерность развития изучаемого показателя. · В перспективном периоде не ожидается изменения факторов, которые могут оказать существенное влияние на уровень и темпы изменении прогнозируемого показателя. Для определения перспективного значения показателя определяются среднегодовые темпы роста за отчетный период по формуле: , где - среднегодовой темп роста за отчетный период; - значение показателя в конечном и начальном годах отчетного периода соответственно; n - количество лет отчетного периода. Значение коэффициента среднегодовых темпов роста определяется с точностью до одной тысячной доли единицы. Затем может быть определен прогнозируемый размер показателя на любой год, следующий за последним отчетным годом, по формуле: , где – прогнозируемое значение показателя; – фактическое значение показателя в завершающем году; – среднегодовой темп роста за отчетный период; λ – порядковый номер прогнозируемого года, начиная с последнего отчетного.
Б) Определение перспективного объема перевозок на основе однофакторной модели. Определение перспективного объёма перевозок грузов на основе однофакторной модели осуществляется в следующей последовательности: 1) устанавливается факт наличия связи, направление связи и форма связи; 2) определяется степень тесноты связи между факторным и результативным признаками; 3) рассчитывается модель связи; 4) выполняется проверка параметров полученного уравнения на достоверность. В связи стем, что факторным признаком является время (годы), а результативным – объем перевозок изменяющийся со временем, то в данном случае нет необходимости выполнять расчеты на первых двух этапах. На третьем этапе, для того чтобы определить функцию, отражающую общую тенденцию изменений уровней динамического ряда во времени, используется аналитическое выравнивание ряда динамики. В том случае фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определённой кривой, выбранной в предположении, что она отражает общую тенденцию изменения во времени изучаемого явления. При аналитическом выравнивании ряда динамики закономерно изменяющийся уровень изучаемого явления рассчитывается как функция времени: где – уровни динамического ряда, вычисленные по соответствующему аналитическому уравнению на момент времени. В качестве аналитического уравнения могут быть использованы уравнение прямой (если рост уровня происходит в арифметической прогрессии), уравнение показательной кривой (если развитие явления происходит в геометрической прогрессии), уравнение параболы 2-го порядка и т. д. Главной проблемой, возникающей при расчете этим способом, является определение характера кривой. Существуют три способа определения характера кривой: 1)графический; 2)метод конечных разностей; 3)на основе системы статистических оценок. 1)Графический способ определения характера кривой. Основанием для выбора вида кривой должен служить содержательный анализ сущности развития данного явления. На практике для этих целей используется графическое изображение уровней динамического ряда. Часто для анализа используются графические изображения сглаженных уровней, в которых случайные колебания в некоторой степени оказываются погашенными. 2)Метод конечных разностей. На основе графического представления эмпирических данных не всегда удается произвести однозначный выбор формы уравнения. Более точный выбор вида кривой для выравнивания динамического ряда осуществляется методом конечных разностей, который основан на свойствах различных кривых, используемых для выравнивания. Свойства конечных разностей заключаются в следующем: 1. Если первые разности динамического ряда () колеблются около постоянной величины (увеличиваются в арифметической прогрессии), то общая
где – выравненные значения динамического ряда; а, b – параметры искомой прямой; t – временной параметр. 2.Если вторые разности динамического ряда () колеблются около +с , где а, b, с - параметры параболы второго порядка. 3.Если в изменениях уровней обнаруживается тенденция к постоянству темпов роста, то выравнивание следует проводить по показательной функции: где а, b - параметры показателей кривой. Расчеты по установлению вида кривой для выравнивания данного динамического ряда сводятся в табл. 1. Для определения коэффициентов уравнения при выравнивании динамического ряда используется статистический метод наименьших квадратов. Параметры а и b уравнения прямой определяются по формулам (А) и (В). Таблица 1 Определение вида кривой для выравнивания динамического ряда
, (А) . (В) Расчеты сводятся в табл.2. Таблица 2 Расчеты объёмов перевозок по уравнению прямой
Параметры а, b, c уравнения параболы 2-го порядка определяются по формулам Расчеты вводятся в таблицу 3. Таблица 3 Расчет объёма перевозок по уравнениям параболы 2-го порядка
Техника выравнивания по показательной кривой аналогична технике выравнивания по прямой. Исключение состоит в том, что выравниваются не уровни ряда, а их логарифмы: .
Расчеты заносятся в таблицу 4. Таблица 4 Расчет объёмов перевозок по уравнению показательной функции
По вычисленным значениям логарифмов определяются величины параметров уравнения показательной кривой a и b. Правильность расчета уровней выравненного ряда динамики может быть проверена следующим образом: сумма значений эмпирического ряда должна совпадать с суммой расчетных уровней выравненного ряда: 3)Система статистических оценок. При окончательном выборе типа временной функции используется следующая система статистических оценок. 1. Алгебраическая сумма отклонений фактических значений (у) от теоретических ( ) по каждому виду исследуемой функции должна стремиться к «нулю»: . 2. Абсолютная сумма отклонений фактических значений (у) от теоретических по каждому виду исследуемой функции должна стремиться к «нулю»: . 3. Величина среднеквадратического отклонения фактических значений (у) от теоретических ( по каждому виду исследуемой функции должна стремиться к минимуму: , где n – количество членов ряда; р – количество параметров исследуемой функции. 4. Отношение среднеквадратического отклонения теоретического ряда от средней эмпирического ряда ( ) ксреднеквадратическому отклонению эмпирического ряда от той же средней () должно стремиться к единице: . Окончательное заключение о целесообразности использования того или иного типа функции производится на основе наиболее предпочтительных значений системы оценочных критериев, рассчитанных по каждому типу исследуемой функции На основе окончательного выбора типа кривой определяется перспективный объем перевозок грузов на трехлетний период. Расчет перспективного объема перевозок на основе однофакторной модели может быть выполнен с использованием компьютерных технологий. Положительным моментом при защите домашней работы может служить сравнение расчетных и компьютерных результатов.
В) Определение перспективного объема перевозок на основе метода экспоненциального сглаживания. Расчет с использованием метода экспоненциального сглаживания рекомендуется проводить на компьютере с помощью Microsoft Office Excel. Методика данного расчета приведена в Приложении 3 (Домашняя работа №1 по дисциплине «Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортной организации» ‹Оптимизация расчетов для ЭВМ›). Заключение В заключении даются основные выводы по исследованию. Главным выводом является обоснование выбора конкретного метода расчета прогнозного объема перевозок со сравнительным анализом (положительные и отрицательные черты) других методов.
|