Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 10. Жанровое разнообразие критической деятельности(продолжение).






 

Помимо регулярных, традиционных жанров критической деятельности существует неисчислимое количество иных форм. Требуется большая вдумчивость, начитанность, интуиция и жизненных опыт, чтобы каждый раз избирать ту жанровую разновидность выступления, которая будет в максимальной степени соответствовать авторским задачам, наиболее полно выражать точку зрения, оптимально отражать достоинства и недостатки разбираемых произведений и явлений культуры, отвечать на запросы читательской аудитории и свободно восприниматься ею.

Жизненный опыт – дело, разумеется, наживное. Но как же тогда быть начинающему критику, дебютанту в этой сфере, не обладающему значительным багажом эмпирических знаний и наблюдений? И имеет ли молодой человек давать принципиальные оценки фактам литературной жизни? Безусловно, ответ в данном случае может быть только положительным, ведь иначе наша критика не пополнялась бы новыми именами, не омолаживалась, не подпитывалась свежим притоком юных мозгов и талантов. Более того, именно в молодые годы человек обладает большей эмоциональной восприимчивостью, незамутнённостью сознания, свободой от стереотипов. Ему легче пойти новой дорогой, так как его не тяготит груз сказанного прежде, ответственность за прошлые слова и оплошности.

В отсутствии достаточного опыта на помощь критику здесь должны прийти природные качества: одарённость, чуткость, способность к предвидению. Именно эти качества подсказывают талантливому новичку, к какому жанру следует обратиться в том или ином конкретном случае. Иногда такая работа проделывается бессознательно: выбор формы является к автору как озарение. В других ситуациях не мешает и логическое обдумывание своих задач и целей. Нередко продуктивная подсказка содержится в самом разбираемом тексте или обстоятельствах, его окружающих. Если вокруг данного произведения уже ходят разговоры, высказываются оценки и трактовки, идёт полемика, то этот контекст способен вывести критика на правильную дорогу.

Другой фактор, обладающий возможностью помочь дебютанту – совет и подсказка со стороны более искушённых людей, с которыми ему доводится общаться (преподаватели, старшие товарищи, сотрудники редакций). Именно они, просмотрев первый вариант критического сочинения (который часто оказывается черновым, требующим серьёзной доработки), могут и должны направить его энергию и интенцию в нужное русло. В журналистской среде есть выражение «развернуть материал», которое порой кажется юным авторам непонятным. Малоопытному литератору зачастую кажется, что его сочинение вышло из-под пера в единственно возможном и не подлежащем никакой корректировке виде. Как раз в такой ситуации требуется спокойная, вдумчивая, разъяснительная помощь более опытных коллег. Именно они способны дать нужное направление для кипучей деятельности юного дарования: как и в каком ключе стоит подправить тему, интонацию, формальное исполнение и, разумеется, жанровую идентификацию критического опуса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал