Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль критики в литературной, художественной и идеологической борьбе






Писательское сообщество, если говорить откровенно, представляет собой питательную среду для возникновения и культивирования в ней самых непримиримых противников, соперничающих кружков и направлений, болезненных самолюбий и амбиций. Более того – дух соперничества, как уже не раз говорилось, с незапамятных времён присутствует в личности литератора. Искусство – не спорт, однако же, соревновательность отнюдь не чужда его функционированию. Есть такая шутка: почему в союзе писателей нельзя провести расчёт на «первый-второй»? Ответ – потому что все говорят: «Первый! Первый! Первый!..» И действительно, в случае, когда творческий человек не будет ставить перед собой самые амбициозные задачи, стараясь превзойти собратьев по перу, то он вряд ли добьётся успеха.

И если мы посмотрим на историю литературы, то обнаружим, что она вся пронизана борьбой между личностями, группами, кружками, направлениями. Античные драматурги соревновались на стадионах, миннезингеры устраивали поэтические турниры, мейстерзингеры устанавливали строгую цеховую иерархию, писатели «Бури и натиска» выступали против классицистов, романтики спорили со штюрмерами, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков неустанно полемизировали по вопросам стихосложения, языка и личного творчества, Новиков пытался противостоять Екатерине II, архаисты дискутировали с новаторами о русской речи, Пушкин сражался с «питерским триумвиратом», западниками боролись со славянофилами, декаденты конфронтировались с традиционной эстетикой, акмеисты отрицали символистов, футуристы предлагали сбросить предшественников с корабля современности, рапповцы исповедовали принцип «кто с рами, тот против нас», позднее шёл диспут «физиков» с «лириками», эстрадных поэтов и представителей «тихой» лирики, постмодернизм противопоставил себя реализму…

Где же место критики на этом нескончаемом театре военных эстетических действий и в чём её роль? Опять-таки приходится отметить двойственное положение этого рода литературного творчества. С одной стороны, она по определению должна выступить в качестве арбитра, разрешая художественные конфликты:

Будь верен, критик, этике судьи,

Дабы задачи выполнить свои.

Ум, вкус и знанья пользу принесут,

Когда правдив и откровенен суд;

Те, кто способен разделить твой взгляд,

И твоего участия хотят.

Молчи, раз усомнился в чём-нибудь,

А если судишь, твёрд, но скромен будь[281].

(А. Поп, пер. А. Субботина)

Но, с другой, обладая повышенным теоретическим и творческим темпераментом, она не может быть над схваткой: чаще всего критики находятся в первых рядах литературных сражений. И вот уже современник Александра ПОПА (1688–1744, Поупа, Pope) издатель и критик журнала «Спектэйтор» Джозеф АДДИСОН (1672–1719), будучи ревностным приверженцем классицизма, обрушивается с резкой и несправедливой критикой на всю средневековую культуру, и в особенности, на готический стиль, находя его безвкусным.

Несмотря на то, что критики чаще всего стремятся утвердить некие положительные смыслы и принципы, всегда находятся оппоненты, желающие возразить, уточнить, поправить. Практически вся история литературной критики есть череда непрекращающихся частных столкновений и глобальных войн. Критические вопросы находили созвучие в средневековой дискуссии об универсалиях (споры «реалистов» и «номиналистов»), романтизм настойчиво дистанцировался от стиля и методов традиционного искусства, реалистическая литература стремилась резко размежеваться со своими предшественниками, эстетическая критика враждовала со сторонниками утилитаризма, декаданс и модернизм требовали решительного пересмотра всех эстетических норм и программ, наиболее рьяные ревнители советской культуры хотели начать её строительство едва ли не с нуля, постсоветские критики был и готовы устроить поминки по советской литературе, и сегодня продолжается ожесточённое противостояние постмодернистов и сторонников традиционных литературных ценностей.

Естественно, что во всех этих процессах активно участвовали поэты, прозаики, драматурги. Но в авангарде любых идеологических и эстетических ристалищ всегда находились и пребывают ныне именно литературные критики, которые способны внятно, чётко, на категориальном уровне сформулировать сущетсво расхождения во взглядах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал