Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация звуков речи






 

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией (артикуляция - от лат. articulare - “членораздельно выговаривать”). Артикуляция складывает­ся из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”), когда органы “выходят на работу”[233] средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа (или рекурсии (рекурсия - от лат. recursus - “обратное движение”, “возвращение”)), когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протя­гивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (тако­вы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [и], [х]; в русском всегда длительно [щ]).

Благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого за­держкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустичес­ких, так и из артикуляционных признаков[234].

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные (сонорные - от лат. sonorus - “звучный”) определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

В звуках речи крайними точками по сонорыости могут слу­жить гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] зву­чание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, а если по­чему-либо (что не является нормальным) они и примешиваются, то не играют никакой роли для характеристики [а], наоборот, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характе­ризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва со­мкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благо­даря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шу­мовых, типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся зву­ки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных - сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных - звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шум­ные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки. Еще очевиднее выделение гласных по артикуляционным признакам.

Есть звуки речи, артикуляция которых направлена на умень­шение раствора рта, в пределе - на закрывание рта ([п]), - это, по В. А. Богородицкому, “ртосмыкатели”, или согласные; артику­ляция другого рода звуков направлена на расширение раствора рта, в пределе - на полное раскрывание рта ([а]), - это “рторас-крыватели”, или гласные. Проверить эту тенденцию артикуляции согласных и гласных можно, усиливая интенсивность артикуля­ции (в основном - мускульного напряжения): если в результате усиления мускулы будут сильнее сжимать рот, то это согласный звук ([п], [б], [т], [д], [к], [г], [ц], [ч], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [м], [н], [л], [р], а также [w] и [j]); если же в результате усиления мускулы будут сильнее раскрывать рот, то это гласные звуки ([а], [э], [о], [и], [у]), которые при данном опыте все стремятся к глас­ной широкого раствора [а]: гласные среднего раствора [э] и [о] непосредственно, а гласные узкого раствора [и] и [у] через сту­пень [э], [о][235].

Происходит это потому, что ртораскрывание и ртосмыкание совершаются при преобладании действия разных групп мускулов (мышц): “Первое действие совершается при помощи мышц, иду­щих от нижней челюсти к подъязычной кости, а второе - по­средством жевательных мышц, заложенных между обеими челюс­тями”[236].

Так называемые “полугласные” звуки (й [j], ў [w] и т. п.), на­ходящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда ока­зываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соот­ветствующих согласных й [j], ў[w].

Н. С. Трубецкой (1890-1938) был сторонником определенного разграничения гласных и согласных и аргументировал это так: “Гласные” и “согласные” - это звуковые, т. е. акустические, по­нятия, и их можно определять только как звуковые понятия”[237]. Он сопровождал это положение такой аналогией: “...кто-нибудь на­свистывает или напевает мелодию в мундштук трубы и одновре­менно с этим попеременно то прикрывает рукой, то открывает раструб этой трубы. Очевидно, в воспринимаемых на слух резуль­татах этого процесса можно различить троякого рода элементы: во-первых, отрезки между прикрытием и открытием раструба, во-вторых, отрезки между открытием и прикрытием раструба, в-тре­тьих, отрезки насвистываемой или напеваемой в трубу мелодии.

Элементы первого рода соответствуют согласным, элементы вто­рого рода - гласным, а элементы третьего рода - просодичес­ким единицам”[238].

Сила выдоха (экспирации (экспирация - от лат. explratio - “выдох”)) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (почему они называ­ются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (почему они называются lenes - слабые[239], еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В “слабости” гласных и боль­шинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал