Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс принятия решения о покупке ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В ходе маркетинговых исследований изучается процесс принятия потребителем решения о покупке. Для продавца товара важно знать, когда покупатель впервые познакомился с данным товаром и маркой, в чем состоят его убеждения относительно марок, чем он руководствуется при выборе определенной марки, насколько бывает удовлетворен покупкой. Маркетолог может представить себя на месте покупателя, провести опрос недавних покупателей с просьбой припомнить, что подтолкнуло их к приобретению товара, попросить потребителей, планирующих купить определенный товар, описать, как они представляют процесс покупки, и, наконец, поинтересоваться у покупателей, как они представляют себе идеальный процесс покупки. В процессе покупки решается несколько задач: 1) нужно ли покупать; 2) когда покупать; 3) что покупать; 4) где покупать; 5) как покупать. Не все намерения купить осуществляются, потому что у потребителя всегда есть возможность прервать процесс принятия решения. Ему могут помешать многие факторы, в том числе: ¾ изменение мотивации — активизированная потребность удовлетворяется другим путем или доминирующими становятся другие нужды; ¾ изменившиеся обстоятельства — экономические соображения или другие причины делают покупку в данный момент невозможной; ¾ новая информация — предыдущая оценка варианта кажется уже неполной; ¾ желаемых вариантов больше нет — неожиданный дефицит. В соответствии с моделью принятия решения в процессе покупки, покупательское решение проходит несколько стадий, краткая характеристика которых дана ниже: 1 Осознание потребности — ощущение разницы между нынешним положением и желательным — стимулирует и активизирует процесс принятия решения. 2 Поиск информации — это означает поиск информации в памяти (внутренний поиск) или использование относящейся к предмету поиска информации извне (внешний поиск). 3 Предпокупочная оценка вариантов — оценка альтернатив с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничение выбора до предпочтительного варианта. 4 Покупка — приобретение предпочтительного варианта продукта или удовлетворяющей замены. 5 Потребление — использование приобретенного продукта. В этом случае необходимо выяснить: как происходит потребление — сразу или откладывается на некоторый срок; как выявляется характер потребления — с помощью опроса, наблюдения или эксперимента 6 Послепокупочная оценка — оценка того, в какой степени получено удовлетворение от покупки. Принятие решения о покупке зависит от многих факторов, в числе которых индивидуальные различия, влияние среды и психологические процессы, определяющие поведение покупателя. На поведение покупателя влияют пять основных категорий индивидуальных различий: ¾ возможности; ¾ знания; ¾ отношения; ¾ мотивации; ¾ индивидуальность, ценности и образ жизни. После предпокупочной оценки вариантов потребитель может сделать выбор, который будет связан с его намерением сделать покупку. Намерения потребителя делятся на три категории: 1) четко запланированная покупка — продукт и марка выбраны заранее; 2) частично запланированная покупка — есть намерение купить данный продукт, но выбор марки продолжается вплоть до совершения покупки; 3) незапланированная (импульсивная) покупка — продукт и марка выбираются на месте продажи. Определенную роль в покупке имеет импульсивное действие человека, которое характеризуется набором влияния. Импульсивная покупка происходит тогда, когда потребитель испытывает внезапное, часто мощное и настойчивое побуждение купить что-то немедленно. Импульсивная покупка имеет тенденцию совершаться с минимальным учетом ее последствий. В соответствии с этим определением импульсивная покупка основана не на решении проблемы потребителя. К импульсивной покупке применимы следующие характеристики: ¾ спонтанность — решение купить возникает неожиданно и побуждает потребителя купить тотчас же, часто в ответ на прямую визуальную стимуляцию в месте; ¾ энергия, принуждение и интенсивность покупки — может существовать мотивация отложить все остальные дела и покупать немедленно; ¾ волнение, возбуждение, раздражение — эти эмоции очень часто сопровождают намерение сделать покупку; ¾ игнорирование последствий — побуждение купить может быть настолько сильным, что возможность негативных последствий игнорируется. Импульсивная покупка (незапланированная, под влиянием момента, вызванная увиденным изображением продукта или стимулированием продажи в торговой точке) имеет ряд важных отличительных признаков психологического состояния и поведения покупателя: ¾ внезапное, спонтанное и настойчивое желание действовать; ¾ состояние психологической неуравновешенности, в котором человек может временно потерять контроль над собой; ¾ состояние конфликта и борьбы, которое разрешается незамедлительным действием; ¾ минимум объективности в оценках, преобладание эмоций; ¾ отсутствие мыслей о последствиях (возможно негативных). Главная задача маркетолога — определить степень заинтересованности потребителя в приобретении товара. Существуют различные методы, формы опросников для проведения заинтересованности в разных продуктах. Исследуя и объясняя ежедневные поведенческие ситуации, специалист по маркетингу должен помнить следующее: 1) возможные процессы решения о покупке варьируются от расширенного до импульсивного; 2) потребители различаются между собой: одними движет высокая заинтересованность, поэтому они принимают расширенное решение о покупке, тогда как другие действуют иначе (существуют сложные рыночные сегменты, внутри которых встречаются разные мотивации и схемы принятия решения); 3) в некоторых случаях имеющейся информации недостаточно для адекватного маркетингового исследования ситуации.
|