Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Экономический образ мышления и его влияние на экономическое поведение.

Лекция № 9

План.

1. Основные приоритеты и принципы экономического образа мышления.

2. Осознанный экономический выбор - основа удовлетворения человеческих потребностей.

3. Теоретическое экономическое сознание- научный фундамент социально-ориентированной экономической системы.

1. Мы знаем, что любой акт человеческого поведения, в т.ч. и экономического, органически связан с мышлением.

Мышление представляет собой процесс опосредованного и обобщенного познания человеком окружающей его объективной реальности, активного овладения своими представлениями, понятиями, воспоминаниями с целью сознательного ориентирования в той или иной ситуации.

Человек отличается от животных тем, что его мышление связано с языком, интеллектом, со способностью сознательно воспринимать и оценивать как окружающий мир, так и свою собственную деятельность. Мышление позволяет нам выделять существенные связи и отношения окружающих предметов, явлений, людей, социальных и экономических процессов и тем самым осознавать их сущность, их возможную или реальную значимость для нас.

Ранее мы с вами уже исследовали роль потребностей человека в формировании интересов и в осуществлении его практической, в т.ч. и экономической деятельности. Но чтобы превратиться в интерес, а затем и в конкретное экономическое поведение, существующая у человека потребность должна, быть осознана, т.е. раскрыться в мысли как содержание его сознания и стремления. Осознание потребности - это мыслительный процесс, в котором осуществляется фиксирование разницы между желаемым состоянием дел и фактически существующей ситуацией, достаточной для того, чтобы возбудить стремление к овладению желаемой вещью /состоянием/ и удовлетворить тем самым свою потребность. Когда потребность осознана, носитель этой потребности /личность или группа/ может заняться поиском потенциальной возможности её удовлетворения.

Необходимо подчеркнуть, что осознанием потребности данный процесс не завершается. Он может окончиться только тогда, когда осознавший потребность индивид совершит реальный поступок. Сам же этот поступок определяется 2 факторами. Во 1-х, осознанная потребность должна быть для человека достаточно существенной, важной. Во 2-х, он должен быть уверен, что может себе позволить удовлетворить эту потребность. Если для удовлетворения возникшей потребности не хватает необходимых средств или времени, то желаемого действия не произойдет.

Приведенный анализ, описание процесса осознания потребности и её реализации представляет собой типичный пример развертывания экономического образа мышления и его влияния на поведение индивида.

Известный американский аналитик-экономист П. Хейне утверждает: под экономическим образом мышления понимается " скорее подход, чем набор уже готовых выводов". При этом он опирается на вполне определенную предпосылку: " индивидумы предпочитают те действия, которые, по их мнению, принесут им наиболее чистую пользу, т.е. пользу за вычетом возможных затрат или потерь, связанных с этими действиями.

Хотя сфера применимости инструментов экономического мышления, по мнению П. Хейне, практически неограничена. Тем не менее, самое главное, основное во взаимодействии экономических и социальных процессов, возможно сгруппировать в 4 основополагающих принципа экономического образа мышления.

1-й базируется на очевидном признании того факта, что в стремлении удовлетворить свои потребности и интересы люди осуществляют выбор необходимых для этого средств и способов действия. Поэтому экономический образ мышления фокусирует внимание на том, как люди делают выбор. Исходя из этого, экономическая теория пытается объяснить социальные явления, предполагая, что все события складываются из множества отдельных актов выбора, совершаемых людьми.

Следует знать, что реально хотят чего-то в экономической сфере общесва не социальные общности, а отдельные люди. Поэтому " экономический образ мышления... принимает индивидуума за исходную смысовую единицу" и утверждает: " Только индивидуумы делают выбор ". В этом и состоит 2-й принцип.

Экономический образ мышления, согласно взгядам П. Хейне, предполагает, что человек чаще всего действует не по капризу, а предварительно и довольно тщательно взвешивает ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов. Человек учится на собственных ошибках и стремится больше не повторять их. 3-й принцип экономического образа мышления гласит: " Индивидуумы выбирают рационально ".

Однако, в стремлении удовлетворить свои собственные интересы люди вынуждены приспосабливаться к " поведению друг друга согласно определенным " правилам игры", которые задаются и диктуются рыночными отношениями. Поэтому 4-й принцип экономического образа мышления утверждает: " Все общественные взаимодействия можно трактовать как рыночные процессы ".

2. И так, мы с вами выяснили, что исходным пунктом экономического образа мышления является выбор. На содержание и направленность выбора влияют несколько факторов. Наиболее значимые из них, на наш взгляд, можно свести к следующему:

1. индивидуальные, психологические особенности личности /т.е. ценностные ориентации, темперамент, характер и пр./;

2. уровень знаний и культурного развития личности;

3. свойственный данному человеку образ жизни;

4. осознанность потребности;

5. уровень знаний человека о той сфере общества, в которой может быть рлизована его потребность /производство, торговля, культура и т.п./;

6. социальное положение личности;

7. влияние ближайшего социального окружения /семья, друзья, сослуживцы/;

8. ситуация, в которой осуществляется выбор.

Перечисленные 8 взаимодействующих факторов, на наш взгляд, и приводят человека к выбору того или иного действия в целях удовлетворения возникшей потребности или выросшего из неё интереса.

Следует подчеркнуть, что сам выбор предполагает поиск человеком необходимой информации /из своей памяти, из разговоров с друзьями, близкими, из газет, радио, рекламы, т.в./, достаточной для принятия решения: действовать или нет, удовлетворять возникшую потребность или нет. Сама информация осмысливается, оценивается по степени её значимости, а затем используется для принятия решения. И решение, и вытекающие из него действия предпринимаются человеком рационально, т.е. выбирается рационально обдуманная цель действия и столь же рационально выбранные средства её достижения /в данном случае - удовлетворение потребности/.

Очевидно, вам понятно, что речь идет о таком часто совершаемом, важном экономическом поведении, которое связано с осуществлением покупки. Если приобретение хлеба, овощей, воды, фруктов и т.д. не требует особых интеллетуальных и других усилий, то необходимость покупки автомобиля, компьютера и т.д. вызывает осуществление гораздо более сложной процедуры. В таком случае, поведение потенциального покупателя становится гораздо более избирательным, а роль осознанного выбора, т.е. процесса экономического мышления в принятии решения о покупке и в осуществлении самой покупки резко возрастает.

Давайте предположим, что в этот процесс включился не только потенциальный потребитель товара, но и его производитель - владелец или менеджер фирмы, организатор торговли в магазине и т.п. При этом производителю, продавцу приходится принимать в расчет не только уровень потребления тех или иных видов товаров, не только влияние на процесс купли-продажи сложившихся в стране традиций, уровня доходов населения и его различных групп /бедных, богатых и т.д./, моды, а также постоянно меняющегося взаимодействия спроса и предложения. Более того, производитель, который поставляет на рынок определенные виды товаров, делает это не из милосердия и не для развлечения, а для... получения прибыли,

3. Д еятельность производителя или маркетолога требует более сложных операций экономического мышления, чем те, которые мы проанализировали при осуществлении покупки потребителем. В любом случае, экономический образ мышления должен завершаться принятием определенного решения и вытекающим из него практическим действием. Всякое решение связано с выбором возможных альтернатив. Но если в ситуации покупки продуктов питания альтернатив не так уж много, то в принятии решения по производству того или иного товара, определении объемов его выпуска, оптимальной цены, продвижении на рынки сбыта и т.п. приходится осуществлять выбор из множества альтернатив. Здесь резко повышается мера ответственности за правильность или неправильность принятого решения. Слишком велика цена ошибки... или успеха. Поэтому менеджер, предприниматель, маркетолог не могут принимать непродуманных решений, обязаны действовать взвешенно, продуманно.

Следует особо подчеркнуть, что принятие решений в сфере экономической деятельности представляет собой сложный социально-психологический процесс и включает в себя ряд этапов. Прежде всего предпринимателю надо осуществить мыслительный диагноз стоящей перед фирмой проблемы - производственной, маркетинговой, кадровой, финансовой и т.д. Вслед за этим приходится в процессе размышления четко представить пределы ограничений /финансовых, технических и др./ и критериев /уровень издержек производств; действия конкурентов, возможность получения прибыли и т.п./ для принятия верных решений. Вслед за выявлением альтернатив осуществляется их оценка. В ходе оценки возможных вариантов решений предприниматель определяет достоинства и недостатки каждого из вариантов. В случае, если проблема была верно осмыслена, а альтернативные варианты тщательно просчитаны и взвешены, то следующим этапом становится окончательный выбор необходимого решения. Вы должны знать, что на этом процесс экономического мышления не завершается. Следующим шагом - необходимо сообщить о принятом решении своим сотрудникам - исполнителям принятого решения. Нужны практические шаги по реализации выбранного решения. Так, принятие экономического решения представляет собой сложный многозвенный социально-психологический процесс.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, согласно которому экономический образ мышления включает разные уровни осмысления окружающей действительности. В самом общем виде возможно различать теоретическое и эмпирическое сознание, научное и обыденное мышление. Так, если для совершения элементарной покупки вполне достаточно обыденного мышления, то решение сложных экономических проблем уже требует применения теоретическго сознания.

Теоретическое экономическое сознание базируется на обобщении и анализе практического опыта производственной, хозяйственной деятельности, принятии ответственных решений и т.п. Над этим возвышается целый слой теоретического сознания, являющийся результатом научного познания основных особенностей, тенденций, закономерностей развития экономической деятельности, всей экономической сферы общества.

" Именно теория, - отмечал П. Хейне, - придает экономической науке почти всю её объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через проблемы, конфликты, противоречия".

И так, экономический образ мышления, высшим уровнем развития которого является комплекс экономических и социальных теорий, не представляет собой набора уже готовых рекомендаций, которые можно непосредственно применить в экономической деятельности. Он выступает в качестве своеобразной технологии мышления, воплощенной в определенных концепциях, методах использования которых позволяет тем, кто владеет ими, приходить к определенным выводам, разрабатывать и применять в хозяйственной деятельности рациональные решения, приводящие к желаемым результатам.

Поэтому, чем органичнее взаимодействие эмпирического экономического мышления с экономической и социологической теорией, тем рациональнее совершаемый в процессе экономической деятельности людей выбор, тем более обоснованы и рациональны принимаемые ими хозяйственные решения, тем эффективнее результаты их практической деятельности.

Следует отметить, что в оценках тех или иных экономических явлений существенную роль занимают не только уровень развития экономического мышления, но и социальные позиции, занимаемые человеком или группой людей. Особенно отчетливо, например, это проявляется в отношении к богатым людям " новым украинцам", " новым русским" и т.п. Среди работников частного сектора более половины относятся к ним спокойно, с любопытством, с интересом. Занятые в гос. секторе - более напряженно оценивают их деятельность. Дифференциация в этом вопросе ощутима и среди лиц с высшим и средним образованием. Оценка имущественного расслоения общества требует достаточно высокого уровня сознания, включающего в себя и теоретические знания.

Таким образом, серьезное значение приобретает глубокое овладение экономическими и социологическими теоретическими знаниями для тех, кто руководит фирмами, занимается предпринимательством или финансово-кредитной деятельностью. Такие знания расширяют горизонт экономического способа мышления, помогают раскрыть глубинный смысл повседневной казалось бы рутинной хозяйственной деятельности, понять тенденции социально-экономического развития, принимать рациональные и обоснованные решения для повышения эффективности экономической деятельности.

Особенно важно овладение теоретическим уровнем экономического мышления в условиях перехода к социально-ориентированной экономической системе, когда резко возрастает значимость творческой инициативы, высокой компетентности и ответственности за эффективное развитие производства, всех компонентов экономической деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Олимпиадные задания по окружающему миру 1тур. | Сверхрегенеративный приемник
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал