Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение






УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО СЕЙСМОРАЗВЕДКЕ И ГЕОФИЗИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ СКВАЖИН

(ОТЧЕТ)

Исполнители: Группа ГЛ/З ПРГ-1-2013 СП
№ п\п Фамилия И.О. Итоговая аттестация
1. Лауров О.Н. отлично
2. Панин Е.Ю. отлично
3. Шипулин К.О. отлично
4. Фаттахова Н.С. отлично
5. Стрелкова О. отлично
6. Новикова А.М. отлично
7. Новиков Д.И. отлично
8. Мартынов С.А. отлично
9. Пиликин С.И. отлично

 

Принято к защите: Дата: _______________ г.
____________________ (Подпись руководителя)

 

ЗАЩИТА: Дата_________________ г.
______________________ (Подпись предс. комиссии)

 

Члены комиссии
Должность Фамилия И.О. Подпись
Зав. кафедрой Геофизики Костицын В.И.  
Доцент Горожанцев А.В.  
Доцент    

 

 
Руководитель:
Должность Ф.И.О. Подпись
Доцент Горожанцев А.В.  

 

Пермь – 2016


 

Оглавление

Введение. 3

1. Геологическое строение месторождения. 6

1.1. Геолого–геофизическая изученность. 6

1.2. Литолого-стратиграфическое описание. 8

1.3. Тектоническое строение. 18

1.4. Нефтеностность. 18

1.4.1.Нефтяная залежь пласта А4-1. 18

1.4.2. Нефтяная залежь пласта А4-2. 19

1.5. Гидрогеология. 19

2. Аппаратура. 20

2.1. Условия эксплуатации. 20

2.1.1. Наземного прибора: 20

2.1.2. Скважинного прибора: 20

2.2. Устройство и работа аппаратуры. 21

2.3. Состав аппаратуры. 21

2.4. Расположение органов управления. 23

3. Методика и техника полевых. 24

геофизических работ. 24

3.1. Технологический регламент на производство ГИС с компрессором.. 24

3.2. Выбор интервала исследований. 24

3.3. Характер регистрации диаграмм (2 режима регистрации) 25

3.3.1. Режим фоновый (Фон) 25

3.3.2. Режим после понижения уровня жидкости в скважине компрессором.. 25

4. Обработка и интерпретация геофизических данных. 26

Примеры интерпретаций термограмм.. 26

Интерпретация диаграмм (СТД) 27

Интерпретация (ВБСТ) 27

Интерпретация диаграмм, полученных ВБСТ.. 28

Интерпретация диаграмм резистивиметрии (РИЗ) 28

5.Прохождение учебной практики. 29

Заключение. 29

Литература. 30

 

 

 

Введение

 

В нефтяной и газовой промышленности бурение скважин производят не только для поиска и разведки месторождений углеводородного сырья, но и для их разработки. В целях изучения геологического разреза скважин, их технического состояния и контроля за режимом разработки месторождений проводятся геофизические исследования скважин (ГИС).

Задачами геофизических исследований скважин являются определение их роли в комплексе геолого-геофизических работ, ознакомление с основными физическими свойствами горных пород, с физическими основами методов скважинных наблюдений, алгоритмами геологической обработки и интерпретации данных ГИС и основными элементами аппаратуры и оборудования для геологического изучения разрезов скважин в процессе разработки нефтяных и газовых месторождений.

Изучение геологического разреза скважины заключается в определении последовательности и глубины залегания пластов горных пород, их литолого-петрографических свойств, наличия и количественного содержания в недрах полезных ископаемых. Изучение разреза возможно путем отбора и анализа керна. Однако керн не всегда удается извлечь из нужного интервала разреза скважины (неполный вынос керна), а при его отборе и выносе на поверхность свойства породы и насыщающей ее жидкости заметно изменяются, поэтому результаты анализа керна и шлама не дают полного представления о геологическом разрезе. Вместе с тем некоторые физико-химические свойства пород (электропроводность, электрохимическая активность, радиоактивность, температуропроводность, упругость и др.) поддаются изучению непосредственно в скважине в условиях их естественного залегания путем проведения в ней соответствующих геофизических исследований. Такие исследования, заменяющие частично или полностью отбор керна, названы каротаж. Их результаты изображаются в виде диаграммы изменения физических свойств пород вдоль скважин – каротажных диаграмм. В зависимости от изучаемых свойств горных пород известны следующие виды каротажа: электрический, радиоактивный, термический, акустический и др. Результаты каротажа позволяют дать геологическое описание разреза скважины. Данные ГИС являются исходными для изучения геологического строения всего месторождения и региона в целом, а также для подсчета запасов и проектирования рациональной системы разработки нефтегазовой залежи. Геофизические данные являются в настоящее время основными и служат для оценки коллекторских свойств пород и степени их насыщения нефтью, газом или водой. Отбор керна в таких скважинах доводится до оптимального минимума, а в тех случаях, когда разрез месторождения хорошо изучен, бурение ведется без отбора керна. Однако полностью отказаться от него, особенно в разведочных скважинах, нерационально, так как данные о пористости, проницаемости, глинистости, нефтегазонасыщенности и других свойствах, полученных при анализе керна, зачастую являются исходными для построения петрофизических зависимостей и корректировки результатов обработки материалов ГИС. Контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений включает в себя комплекс геофизических исследований в действующих скважинах, размещенных в пределах эксплуатируемой залежи для изучения процесса вытеснения нефти в пласте и закономерностей перемещения водонефтяного, газонефтяного и газоводяного контактов. Изучение технического состояния скважин производится в процессе их бурения, перед вводом в эксплуатацию, в период эксплуатации. Во время бурения инклинометром определяют искривление ствола скважины, каверномером – ее диаметр, резистивиметром и электрическим термометром – места поступления жидкости из пласта в скважину и поглощения промывочной жидкости. Перед вводом скважины в эксплуатацию изучаются техническое состояние колонны на герметичность и качество цементирования. В эксплуатационных скважинах контроль их технического со стояния предусматривает выявление мест нарушения герметичности цементного кольца, нарушений сцепления цемента с колонной и породой, вызывающих возникновение затрубной циркуляции жидкости. Поэтому ГИС в настоящее время являются неотъемлемой частью геологических, буровых и эксплуатационных работ, проводимых при разведке и разработке нефтегазовых месторождений.

Таким образом, актуальность геофизических исследований, изучаемых на практике, объясняется возможностью оптимизации процессов разведки и эксплуатации скважин и месторождений при решении производственных задач. Учебная геофизическая практика направлена на развитие, совершенствование и закрепление основных навыков и умений по специализации, главным образом, по методике проведения полевых геофизических работ и обработке полевых геофизических данных при решении геологических задач.

Исходя из этого, учебная геофизическая практика является одним из важных элементов обучения студентов-геологов, поскольку без практического закрепления теоретических знаний студент не получит необходимых навыков работы с аппаратурой и проведения полевых работ.

Данная учебная практика - составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Группа обучающихся в ПГНИУ по специальности Прикладная геология, специализация Геологии нефти и газа, в составе студентов заочного отделения (см рис. 1.): Лаурова О.Н., Мартынова С.А., Панина Е.Ю., Новикова Д.И., Новиковой А.М., Пиликина С.И., Фаттаховой Н.С., первую часть практики проходила на базе сейсмической партии ОАО Удмуртнефтегеофизика (УНГ) в период с 18.04.2016г. по 01.05.2016г., а вторую часть практики с 08.08.16г по 17.10.2016г. - на базе комплексной партии ПАО Пермнефтегеофизика (ПНГ).

 

Рис.1. Состав рабочей бригады (слева направо): дальний ряд – Лауров О.Н.,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал